«Корень учения горек», - говорили древние римляне. И вколачивали премудрости розгами. Древние истины мудры… Никто не спорит. Но меняются времена, меняются нравы, и мы вместе с ними. Прошли те времена, когда учитель ассоциировался с человеком с плеткой.
Как заставить учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые его там ждут? Как приковать неустойчивое внимание к уроку, не заставляя силой? Не заставлять надо, а заинтересовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. Надо сделать серьезное обучение занимательным, не наполнять детей знаниями, а зажигать. Сам процесс постижения нового должен стать для детей увлекательным, принося приобщение к неведомым ранее тайнам морального удовлетворения, чувство гордости за свои успехи.
Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке правил, заданий учебника. Интерес ребёнка как нельзя лучше помогает легче запомнить, повышает работоспособность. Интерес вызывает удивление, будит мысль. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным.
Ведь не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребёнку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Когда учиться интересно, легко учиться, хочется учиться. При обучении детей в начальных классах часто используют загадки. Пословицы. Скороговорки, игры, кроссворды, ребусы, шарады, стихи.
Уроки с использованием игр для игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. Поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.
В гости к ребятам могут прийти сказочные герои (Чебурашка, Буратино, Незнайка, Вини-Пух, Пятачок и др.) Они часто просят помощи, совета у ребят. Как не помочь, например, Вини-Пуху разгадать схему слова, ребус, загадку.
Игры можно использовать на различных этапах урока (в качестве дополнения к упражнениям учебника по русскому после изучения определённой темы). Особое внимание нужно уделить игровому материалу в период обучения грамоте.
«Найди слово». На доске написаны слова: уточка, столб, укол, зубр, коса, полк, волк, крот, краны. Учитель говорит, что в каждом из этих слов «спряталось» еще одно слово и предлагает его найти.
«Эхо» Учитель объясняет детям, что такое эхо и предлагает поиграть в игру с таким же названием. Игра заключается в том, что учитель называет слова, а дети хором повторяют их, но не полностью, а только их конец так, чтобы получилось слово. Например: смех-мех, коса-оса, крот-рот и т.д.
Очень трудной для всех детей является тема «ударение». Чтобы все дети научились определять ударный слог, можно использовать следующую игру.
«Радисты». Учитель выстукивает по коробочке или крышке своего стола количество слогов в слове, выделяя ударный слог громким стуком. Дети должны подобрать слова с таким же количеством слогов в нем и ударение на том же слоге.
Для развития словарного запаса детей умения быстро подбирать слова, как для выражении своих мыслей, так и для решения грамматических задач, используются различные игры-соревнования. Например: записать на доске за определенный промежуток времени примеры на данное правило. Соревнования проводятся по рядам, в нем участвуют все учащиеся класса. Выигрывает тот ряд, у которого записано больше слов.
В начале урока, как орфографическую можно провести игру «Загадка в загадке». Дети должны прочитать загадку, вставляя в слова пропущенные буквы и назвать отгадку. Например:
Через поле и л.сок
Подаётся г.л.сок
Он б.жит по пр.в.дам-
Скажешь здесь, а слышно там.
(Телефон)
В 3 классе интересно проходит игра «Перепутаница» Слова можно брать только те, которые являются именами существительными в именительном падеже, в единственном числе. Например, исходное слово контрабас. Оно означает музыкальный инструмент.
Сейчас мы перепутаем в нем буквы и получим новые слова. Из букв, входящих в это слово, можно составить более 200 слов: баркас, кот, бант, банка, собака, бас, рот, банк, банкрот, и т. д.
Слоговой аукцион «Кто больше?»
а) составить слова с сочетаниями чу-щу: то(чу), пи(щу) и т. д.
б) составить слова с сочетаниями ча-ща: ро(ща), све(ча) и т.д.
«Замени одним словом»
- Жвачное животное с очень длинной шеей (Жираф)
- Шестьдесят минут (Час)
Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто (развитие связанной речи детей), не говоря уже о развитии орфографической зоркости. Загадки способствуют тренировке внимания и памяти, развивают любознательность. Загадки успешно используются для пополнения словарного запаса детей, знакомство с лексическим значением слова.
Чтобы загадки были под рукой, можно завести картотеку. Куда следует внести имеющиеся загадки на определенную букву или определенную орфограмму. Можно оформить альбом, в котором распределены загадки по темам: «Животные», «Растения», «Явления природы», «Искусство», «Профессии, инструменты и орудия труда», «Человек, его изобретения, вещи», «Герои сказок» и т.д.
Этими загадками можно пользоваться и на уроках природоведения, чтения, труда.
Загадки используются с первых дней 1 класса. Например, при формировании у детей умения делить слова на слоги предлагается детям отгадать загадки:
- Рыжий маленький зверек
По деревьям скок-поскок. (Белка). - Зубастый, мохнатый,
Как есть начнет -
Песенку поёт. (Кот). - Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается. (Собака).
Дети называют отгадки, произносят слова по слогам, выполняют графическое обозначение на доске.
При изучении алфавита мы используем загадку:
Черные птички
На каждой страничке.
Молчат, ожидают,
Кто их отгадает.
(Буквы).
Задания:
- Записать отгадку;
- Расположить буквы отгадки в алфавитном порядке;
- На каком месте в алфавите стоит первая буква отгадки? Третья?
- Записать все буквы от «Б» до «К» или от «У» до «Ы» и т. п.
Немаловажную роль играют загадки при запоминании словарных слов.
Детям нравятся словарные диктанты, когда учитель читает загадку, а они записывают отгадку, которая является словарным словом.
Пословицы и поговорки развивают нестереотипную мыслительную деятельность, обогащают словарный запас, позволяют решать не только учебные задачи, но и ощутить силу живого русского языка. Например, если в пословицы необходимо вставить глаголы, противоположные по смыслу:
- Чем зря кричать, лучше … (помолчать).
- От лени болеют, от труда … (здоровеют).
Или другое задание: прочитать пословицы и объяснить их смысл.
- Терпение и труд все перетрут.
- Без труда нет добра.
- Хорошо трудиться – хлеб уродится.
Затем, назвать однокоренные слова. Выписать их. Любую из пословиц написать по памяти.
Очень важны и скороговорки, развивающие фонематический слух ребёнка, правильное произношение звуков, дикцию, темп речи. Скороговорки часто используются на минутках чистописания, т. к. в них несколько раз повторяется одна и та же буква.
А шарады, ребусы, кроссворды не могут никого оставить равнодушными. Этот занимательный материал помогает учащимся в усвоении орфограмм.
Например, шарады могут быть использованы при изучении состава слова.
Задание: назвать слово.
Его корень в слове «вязать»,
Приставка в слове «замолчать»,
Суффикс в слове «сказка»,
Окончание в слове «рыба». (Завязка).
Кроссворд по теме «Непроверяемые безударные гласные»
Решите кроссворд. Напишите в тетради слова. Подчеркните безударные гласные, непроверяемые ударением.
- Верхняя одежда. (Пальто).
- Средство передвижения. (Машина.)
- Аппарат полета в космос. (Ракета)
- Человек, который летал в космос. (Космонавт).
- Подземный транспорт. (Метро).
- Предприятие, где делают машины. (Завод).
- Помещение, где можно посмотреть спектакль. (Театр).
Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка помогает учащимся легче усваивать программный материал, а главное создает особую творческую атмосферу.
Список использованной литературы:
- В.В.Волина. «Весёлая грамматика». – «Знание», Москва, 1995г.
- Л.Г. Орлова. «Использование элементов фольклора на уроках русского языка». –Санкт-Петербург, 1995г.
- Журнал «Начальная школа»
- №3 за 1989г.;
- №4 за 1989г.;
- №7 за 1990г.;