Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


«Корень учения горек», - говорили древние римляне. И вколачивали премудрости розгами. Древние истины мудры… Никто не спорит. Но меняются времена, меняются нравы, и мы вместе с ними. Прошли те времена, когда учитель ассоциировался с человеком с плеткой.

Как заставить учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые его там ждут? Как приковать неустойчивое внимание к уроку, не заставляя силой? Не заставлять надо, а заинтересовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. Надо сделать серьезное обучение занимательным, не наполнять детей знаниями, а зажигать. Сам процесс постижения нового должен стать для детей увлекательным, принося приобщение к неведомым ранее тайнам морального удовлетворения, чувство гордости за свои успехи.

Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке правил, заданий учебника. Интерес ребёнка как нельзя лучше помогает легче запомнить, повышает работоспособность. Интерес вызывает удивление, будит мысль. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным.

Ведь не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребёнку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Когда учиться интересно, легко учиться, хочется учиться. При обучении детей в начальных классах часто используют загадки. Пословицы. Скороговорки, игры, кроссворды, ребусы, шарады, стихи.

Уроки с использованием игр для игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. Поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.

В гости к ребятам могут прийти сказочные герои (Чебурашка, Буратино, Незнайка, Вини-Пух, Пятачок и др.) Они часто просят помощи, совета у ребят. Как не помочь, например, Вини-Пуху разгадать схему слова, ребус, загадку.

Игры можно использовать на различных этапах урока (в качестве дополнения к упражнениям учебника по русскому после изучения определённой темы). Особое внимание нужно уделить игровому материалу в период обучения грамоте.

«Найди слово». На доске написаны слова: уточка, столб, укол, зубр, коса, полк, волк, крот, краны. Учитель говорит, что в каждом из этих слов «спряталось» еще одно слово и предлагает его найти.

«Эхо» Учитель объясняет детям, что такое эхо и предлагает поиграть в игру с таким же названием. Игра заключается в том, что учитель называет слова, а дети хором повторяют их, но не полностью, а только их конец так, чтобы получилось слово. Например: смех-мех, коса-оса, крот-рот и т.д.

Очень трудной для всех детей является тема «ударение». Чтобы все дети научились определять ударный слог, можно использовать следующую игру.

«Радисты». Учитель выстукивает по коробочке или крышке своего стола количество слогов в слове, выделяя ударный слог громким стуком. Дети должны подобрать слова с таким же количеством слогов в нем и ударение на том же слоге.

Для развития словарного запаса детей умения быстро подбирать слова, как для выражении своих мыслей, так и для решения грамматических задач, используются различные игры-соревнования. Например: записать на доске за определенный промежуток времени примеры на данное правило. Соревнования проводятся по рядам, в нем участвуют все учащиеся класса. Выигрывает тот ряд, у которого записано больше слов.

В начале урока, как орфографическую можно провести игру «Загадка в загадке». Дети должны прочитать загадку, вставляя в слова пропущенные буквы и назвать отгадку. Например:

Через поле и л.сок
Подаётся г.л.сок
Он б.жит по пр.в.дам-
Скажешь здесь, а слышно там.
(Телефон)

В 3 классе интересно проходит игра «Перепутаница» Слова можно брать только те, которые являются именами существительными в именительном падеже, в единственном числе. Например, исходное слово контрабас. Оно означает музыкальный инструмент.

Сейчас мы перепутаем в нем буквы и получим новые слова. Из букв, входящих в это слово, можно составить более 200 слов: баркас, кот, бант, банка, собака, бас, рот, банк, банкрот, и т. д.

Слоговой аукцион «Кто больше?»

а) составить слова с сочетаниями чу-щу: то(чу), пи(щу) и т. д.

б) составить слова с сочетаниями ча-ща: ро(ща), све(ча) и т.д.

«Замени одним словом»

- Жвачное животное с очень длинной шеей (Жираф)

- Шестьдесят минут (Час)

Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто (развитие связанной речи детей), не говоря уже о развитии орфографической зоркости. Загадки способствуют тренировке внимания и памяти, развивают любознательность. Загадки успешно используются для пополнения словарного запаса детей, знакомство с лексическим значением слова.

Чтобы загадки были под рукой, можно завести картотеку. Куда следует внести имеющиеся загадки на определенную букву или определенную орфограмму. Можно оформить альбом, в котором распределены загадки по темам: «Животные», «Растения», «Явления природы», «Искусство», «Профессии, инструменты и орудия труда», «Человек, его изобретения, вещи», «Герои сказок» и т.д.

Этими загадками можно пользоваться и на уроках природоведения, чтения, труда.

Загадки используются с первых дней 1 класса. Например, при формировании у детей умения делить слова на слоги предлагается детям отгадать загадки:

  1. Рыжий маленький зверек
    По деревьям скок-поскок. (Белка).
  2. Зубастый, мохнатый,
    Как есть начнет -
    Песенку поёт. (Кот).
  3. Гладишь - ласкается,
    Дразнишь - кусается. (Собака).

Дети называют отгадки, произносят слова по слогам, выполняют графическое обозначение на доске.

При изучении алфавита мы используем загадку:

Черные птички
На каждой страничке.
Молчат, ожидают,
Кто их отгадает.
(Буквы).

Задания:

  • Записать отгадку;
  • Расположить буквы отгадки в алфавитном порядке;
  • На каком месте в алфавите стоит первая буква отгадки? Третья?
  • Записать все буквы от «Б» до «К» или от «У» до «Ы» и т. п.

Немаловажную роль играют загадки при запоминании словарных слов.

Детям нравятся словарные диктанты, когда учитель читает загадку, а они записывают отгадку, которая является словарным словом.

Пословицы и поговорки развивают нестереотипную мыслительную деятельность, обогащают словарный запас, позволяют решать не только учебные задачи, но и ощутить силу живого русского языка. Например, если в пословицы необходимо вставить глаголы, противоположные по смыслу:

  1. Чем зря кричать, лучше … (помолчать).
  2. От лени болеют, от труда … (здоровеют).

Или другое задание: прочитать пословицы и объяснить их смысл.

  1. Терпение и труд все перетрут.
  2. Без труда нет добра.
  3. Хорошо трудиться – хлеб уродится.

Затем, назвать однокоренные слова. Выписать их. Любую из пословиц написать по памяти.

Очень важны и скороговорки, развивающие фонематический слух ребёнка, правильное произношение звуков, дикцию, темп речи. Скороговорки часто используются на минутках чистописания, т. к. в них несколько раз повторяется одна и та же буква.

А шарады, ребусы, кроссворды не могут никого оставить равнодушными. Этот занимательный материал помогает учащимся в усвоении орфограмм.

Например, шарады могут быть использованы при изучении состава слова.

Задание: назвать слово.

Его корень в слове «вязать»,
Приставка в слове «замолчать»,
Суффикс в слове «сказка»,
Окончание в слове «рыба». (Завязка).

Кроссворд по теме «Непроверяемые безударные гласные»

Решите кроссворд. Напишите в тетради слова. Подчеркните безударные гласные, непроверяемые ударением.

  1. Верхняя одежда. (Пальто).
  2. Средство передвижения. (Машина.)
  3. Аппарат полета в космос. (Ракета)
  4. Человек, который летал в космос. (Космонавт).
  5. Подземный транспорт. (Метро).
  6. Предприятие, где делают машины. (Завод).
  7. Помещение, где можно посмотреть спектакль. (Театр).

Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка помогает учащимся легче усваивать программный материал, а главное создает особую творческую атмосферу.

Список использованной литературы:

  1. В.В.Волина. «Весёлая грамматика». – «Знание», Москва, 1995г.
  2. Л.Г. Орлова. «Использование элементов фольклора на уроках русского языка». –Санкт-Петербург, 1995г.
  3. Журнал «Начальная школа»
    • №3 за 1989г.;
    • №4 за 1989г.;
    • №7 за 1990г.;