Материалы и оборудование:
- проектор, демонстрационный экран, ноутбук;
- презентация в программе Power Point с анимацией и голосовым, музыкальным сопровождением.
- фортепиано, музыкальный центр, CD диски и аудиокассеты;
- подушки (по количеству детей);
- дорожная сумка с комплектом зимних вещей (шапка, шарф, рукавицы, шуба или куртка, обувь);
- почтовый конверт (загадки);
- гимнастические скамейки, стойки, корзины со “снежками”;
- листы ватмана (по количеству детей);
- пальчиковые краски для творческого развития детей;
- полотенца (по количеству детей);
- емкости с водой (для мытья рук);
Время проведения: 35-40 минут.
Место проведения: физкультурный или музыкальный зал.
Участники занятия: дети старшего дошкольного возраста, учитель- логопед, педагог- психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.
Ход занятия.
Звучит музыка. Дети заходят в зал и рассаживаются на подушки.
Слайд Зимушки-зимы
Зимушка-зима: здравствуйте, дорогие ребята, я рада видеть всех вас у себя в гостях. А вы узнали меня, кто я?
Дети: (предполагаемые ответы детей)
Зимушка-зима: правильно, ребята, я Зимушка-зима, у меня есть верные помощники – три месяца. А знаете ли вы их, отгадайте мои загадки:
Дни его — всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год.
Дети: декабрь
Декабрь: правильно, я декабрь, первый помощник (показ слайда – декабрь из м./ф. “Двенадцать месяцев”).
Слайд зимушки-зимы.
Зимушка-зима:
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду — упадёт
Не вода уже, а лёд.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажите, за месяц это?
Дети: январь
Январь: правильно, я январь, второй помощник (показ слайда – январь из м/ф. “Двенадцать месяцев”).
Слайд зимушки-зимы.
Зимушка-зима:
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
Дети: февраль
Февраль: правильно, я февраль, третий помощник (показ слайда – февраля из м/ф. “Двенадцать месяцев”).
Слайд Зимушки-зимы.
Зимушка-зима: хорошие у меня помощники, все дела успевали сделать, со всеми поручениями справлялись, но вот, беда! Спорить они вздумали, кто из них лучший - кто больше снега намел, кто больше ветра надул, у кого зимние забавы веселее, да у кого морозы посильнее. Не знаю, что и делать. Посмотрите сами…
Показ слайда - спор возле костра.
Декабрь: я декабрь- первый зимний месяц, украшаю землю пушистым ковром. По ночам у меня трещат морозы. И Новый год люди в мой месяц празднуют.
Январь: ох, расхвалился ты не на шутку, гляди, как бы сам себе нос не отморозил! А я чем плох –я :январь – второй месяц зимы. У меня лютует стужа, а под ногами снег скрипит, дети с гор катаются, на лыжах по лесу гуляют, а еще Рождество отмечают.
Февраль: ха-ха-ха, хвастуны вы братцы. Я февраль хоть и третий месяц зимы, но такие сугробы намету, такой ветер напущу, что все дороги замету. А дни у меня, становятся длиннее, да и солнышко иногда начинает пригревать.
Слайд Зимушки-зимы.
Зимушка-зима: что мне теперь делать, кто же из них лучше? Помогите разобраться.
Педагог- психолог: ребята, поможем Зимушке – зиме? А для этого мы отправимся прогуляться по зимним месяцам. Первый месяц зимы – декабрь.
Слайд – полянка в зимнем лесу, на полянке сумка.
Декабрь: по ночам у меня трещат морозы, вот вам моя сумка (смена слайда, в зале появляется сумка), в ней лежит то, что нужно людям зимой, чтобы не замерзнуть. Отгадайте.
Учитель - логопед: ребята, что может лежать в этой сумке, необходимое людям зимой?
Дети: предполагаемые ответы детей (педагог достает вещи).
Учитель – логопед проводит игру “Одеваемся гулять” (игра с зимними вещами). Ребенок одевает комплект зимних вещей, дети по наводящим вопросам описывают, что одето на ребенке (пример: Даша одела красную теплую куртку; Ваня надел вязаные синие рукавицы и прочее).
Слайд - новогодняя ёлка.
Декабрь:
Что за праздник возле ёлки
Расшумелись дети звонко!?
Музыкальный руководитель проводит беседу.
Музыкальный руководитель: ребята, какой веселый праздник мы отмечаем в декабре?
Дети: Новый год.
Музыкальный руководитель: кто приходит к нам на этот праздник?
Дети: Дед Мороз и Снегурочка.
Музыкальный руководитель: как мы их веселим?
Предполагаемые ответы детей.
Музыкальный руководитель играет мелодию новогодней песни, дети по музыкальному вступлению определяют название песни и музыкальный руководитель предлагает ее исполнить.
Педагог-психолог: продолжим наше путешествие, второй месяц зимы – январь.
Слайд снегопада в лесу.
Январь: в январском лесу лютует стужа, но звери не боятся холода, у них есть теплые шубы. Вот вам мой конверт (в зале неожиданно появляется конверт), в нем загадки, отгадайте каких зверей можно встретить в зимнем лесу.
Педагог-психолог:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её?
Дети: лиса (слайд лисы).
Педагог-психолог:
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди зимы —
Уши больше головы?
Дети: заяц (слайд зайца).
Педагог-психолог:
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Дети: медведь (слайд берлоги).
Педагог-психолог:
По веткам скачет,
Да не птица.
Рыжая,
Да не лисица.
Дети: белка (слайд белки).
Педагог-психолог:
Кто зимой холодной
Ходит хмурый и голодный?
Дети: волк (слайд волка).
Слайд – звери в лесу.
Педагог-психолог проводит игру “Тренируем эмоции”: заяц- страх; лиса – хитрость, интерес; волк – злость (под музыкальное сопровождение). Музыкальный руководитель включается в игру предлагает разделиться детям на три группы, чтобы по характеру музыки определить образ животного и изобразить его в соответствии с музыкой (пример: звучит тревожная музыка, дети, исполняющие роль зайчат осторожно передвигаются по залу, оглядываясь и втягивая голову в плечи и т.д.).
Слайд - дети на лыжах катаются с гор.
Январь:
Словно терем белый
Замер зимний бор,
И на лыжах смело
Дети мчатся с гор.
Инструктор по физ. вос.:
Комок снега зачерпну
И в снежок я превращу!
Буду вам снежок бросать
И вопросы задавать.
Дети становятся в круг, инструктор по физ. вос. бросает снежок детям и задает вопросы: “Какие зимние забавы, вы знаете?” Предполагаемые ответы детей.
Слайд видов спорта.
Инструктор по физ. воспитания: “Какие виды спорта вы знаете”? Педагог-психолог включается в игру и предлагает отвечать на заданный вопрос только после его слова “говори” (пример: инструктор по физ. вос.: “Назови вид спорта, где необходимы клюшка и шайба?” Педагог-психолог через несколько секунд произносит: “Говори”. Ребенок отвечает: “хоккей”). В конце игры учитель-логопед предлагает детям назвать те черты характера, которые необходимые для занятия спортом: “Какими надо быть?”
Дети: быстрыми, сильными, ловкими, смелыми, храбрыми, упорными и т.д.
Инструктор по физ. вос. проводит эстафету “Пробеги по мостику, да не рассыпь снежки”.
Педагог-психолог: отправляемся к третьему месяцу зимы – февралю.
Слайд – зимнего солнечного дня.
Февраль: дни у меня, становятся длиннее, да и солнышко иногда начинает пригревать, птички этому радуются и весело подают свои голоса. Отгадайте зимующих птиц!
Чередование слайдов с изображением зимующих птиц. Ответы детей.
Чередование слайдов – вьюга, зимнее солнце, тающие сосульки.
Февраль: я месяц непостоянный: могу метель закрутить, могу солнышком пригреть, могу сосульку на крышу повесить. Нарисуйте меня.
Слайд - снегири в клювиках несут листы бумаги и краски.
Педагог-психолог: ребята, снегири принесли нам бумагу и краски, чтобы мы нарисовали февраль. А рисовать мы будем необычным способом, в этом нам помогут наши руки: сосулька – ребрышко ладони, метель – рисует пальчик, а солнышко – вся ладошка.
Слайд – зимнего солнечного дня.
Дети под музыкальное сопровождение рисуют различными приемами вместе с педагогами.
Педагог-психолог: февраль, посмотри, какие красивые картины нарисовали дети.
Чередование слайдов зимних месяцев.
Педагог-психолог: ребята, мы побывали у каждого зимнего месяца, вам понравились они? Что понравилось? Значит каждый месяц по своему хорош? Какое у вас сейчас настроение? А давайте мы помирим зимние месяца своими улыбками и хорошим добрым настроением
Дети им улыбаются. Слайд – зимние месяца вместе.
Слайд – Зимушка-зима.
Зимушка – зима: спасибо вам ребята, вы своей добротой помогли помирить моих помощников. А на память обо мне – подарки. До свидания!