Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1-м классе по теме "Буква Ё, ё и звуки, которые она обозначает. Письмо строчной буквы ё"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Знакомство с буквой Ё, ё и звуками, которые она обозначает.

Задачи урока:

  1. Познакомить с буквой Ё, ё обозначающей два звука и в каких случаях это бывает.
  2. Формировать умение находить букву «ё» в словах, предложениях.
  3. Способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.
  4. Научить писать строчную букву «ё»
  5. Развивать мелкую моторику, глазомер, речь, фонематический слух, память, внимание, мыслительную деятельность, правильную осанку.
  6. Воспитывать аккуратность, любовь к природе, уважение друг к другу.

Оборудование: «Русская азбука» В. Г. Горецкий, пропись, рисунки ежа и ерша таблица с печатной и прописной буквой Ё, ё, слоговая таблица, карточки для работы в парах, плакат с текстом. « Заботы ёжика» с использование ИКТ.

Ход урока

1. Орг. момент

У. Встали, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре -
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

2. Исходная мотивация

У. Ребята, зачем вы ходите в школу? (Учиться читать, писать, считать.)

У. Вы не умеете читать? (Умеем.)

У. А что вы уже знаете? (Буквы, слоги, читаем тексты, предложение надо писать сзаглавной буквы, в конце ставить точку.)

У. А вы любой текст сможете прочитать? (Нет.)

У. А почему? (Не все знаем буквы.)

У. Какие вы знаете гласные? (а, о, у, ы, и, я, е)

3. Актуализация полученных знаний.

У. А почему на ленте букв я и е не такие, как все гласные? (Эти буквы особенные.)

У. Почему эти буквы особенные? (Эти буквы могут обозначать 2 звука.)

У. В каких случаях буквы я и е обозначают два звука? (Если стоят в начале слова или после гласного звука.)

У. Когда буквы я и е обозначают один звук? (Если буквы стоят после согласного звука.)

Работа в парах.

- Найдите в словах буквы я и е, укажите, сколько звуков будет обозначать данная буква.

Я Г О Д Ы
М Я С О
М А Я К

 

 

Н О В Ы Е
Е Л И
Л Е С

4. Формулирование учащимися темы и цели урока.

Сейчас мы с вами отправимся на день рождение к букве, а к какой сейчас узнаем.

На доске слова, а под словами рисунки.

МАЛИНА, ЁЖИК, РЯБИНА

У. Прочитайте слова, написанные на доске. Какое слово можно назвать лишним и почему?

Д. Слово ёжик. Оно обозначает название животного, а слова малина и рябина названия растений.

У. Назовите ещё по каким признакам можно исключить слово ёжик.

Д. Слово ёжик заканчивается на согласную, а слова малина и рябина на гласную. В слове ёжик 2 слога, а в словах малина и рябина по 3 слога.

У. Внимательно посмотрите на буквы, из которых состоят данные слова. Определите, с какой из них мы ещё не знакомились, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Д. Мы не знакомились с буквой «Ё». Значит, тема сегодняшнего урока – « Буква Ё, ё и звуки, которые она обозначает».

У. Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова – помощники, сформулируйте цель нашего урока.

Познакомиться с…

Узнать, какие…

Учиться читать…

(Дети формулируют цель урока.)

5. Работа со скороговоркой.

Испугались медвежонка ёж с ежихой и ежонком.

6. Знакомство с новой буквой и звуками.

У. Ребята, а как ежа назвать ласково?

Д. Ёжик.

У. Произнесите слово ёжик по слогам. Сколько слогов в слове?

Д. В слове ёжик два слога.

У. Произнесите первый слог. Сколько в первом слоге слышится звуков?

Д. В первом слоге слышится два звука.

У. Назовите эти звуки.

Д. Это звуки (Й) и (О).

У. Значит, сколько звуков обозначает буква Ё, если она находится в начале слова?

Д. Если буква Ё находится в начале слова, то она обозначает два звука.

У. Назовите второй слог. Какой первый звук слышим во втором слоге?

Каким цветом изобразим на схеме? (Дети строят схему слова ёжик.)

7. Физминутка.

У. На физкультминутке я немного расскажу об образе жизни ёжика. А вы попытаетесь изобразить то, о чём я буду рассказывать. Сосчитайте, сколько слов с буквой Ё будет произнесено.

Осенью ёжик роет себе норку.

Зимой ёжик в норке крепко спит, свернувшись клубочком.

Весной ёжик просыпается, потягивается, вылезает из норки.

Всё лето он ходит по лесу.

Учитель показывает на букву Ё.

У. Скажите, на что похожа буква Ё? (Дети отвечают.)

Ё – не Е, взгляните сами, буква с точками – глазами.

А снимите точки с Ё, превратите в Е её.

Определяем место буквы Ё в ленте букв, и в алфавите.

У. А теперь послушайте сказку, почему у буквы «Ё» есть две точки.

Однажды буква «Е» убежала в лес. Вдруг подул ветер, закачались деревья. Букве «Е» стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на «Е» упали две шишки, от которых на голове у «Е» образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – «Ё», вот оказывается, почему у «Ё» всегда две точки.

8. Чтение с доски (хором, индивидуально)

ЁЖ
ЁР
ЁС

 

БЁ
ДЁ
ЗЁ

   

 

 

ПЁ
ТЁ
СЁ

 

НЁ
МЁ
ЛЁ

9. Чтение слов. Азбука с. 155

У. Сколько звуков будет обозначать буква Ё в каждом слове второго столбика?

Когда буква Ё обозначает два звука?

10. Работа в прописи с.10

  1. Сравнение строчной печатной и письменной буквы «ё».
  2. Пальчиковая гимнастика.
    • Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, вправо.
    • Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги.
    • Развести прямые пальцы, начиная с мизинца, последовательно сжать все пальцы в кулак.
    • Потрясти расслабленными кистями и сделать массаж пальцев.
  3. Показ написания буквы «ё» учителем на доске.
  4. Дети в воздухе повторяют написание.
  5. Обведение по контуру элементов буквы.
  6. Письмо строчной буквы «ё» в рабочей строке.

У. Молодцы! У всех ребят получилась очень красивая именинница. А к букве «Ё» пришли гости, давайте отгадаем кто это?

Идёт, иглы на себе несёт,
Чуть кто подойдёт,
Свернётся в клубок -
Ни головы, ни ног. (ёж)

 

 

Драчун и забияка
Живёт в воде
Когти на спине. (ёрш)

  1. письмо слов ёжик и ёршик в прописи.

11. Работа с текстом. Азбука с.155

  1. чтение текста
  2. анализ прочитанного:
    • Где были ребята?
    • Что они услышали? Кто это был?
    • Кто напал на ёжика?
    • Что случилось с Жучкой?
    • Сколько слов с буквой ё встретилось в тексте?
  3. Физминутка (для глаз)
    • переводим взгляд с пола на потолок и обратно, повторить несколько раз
    • сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, повторить
    • быстро моргайте глазами в течение 10 секунд
  4. На плакате текст «Заботы ёжика». Хорошо читающий ученик читает текст.
  5.  
    Заботы ёжика.
    Ёжик запасает на осень еду. Он собирает на иглы грибы, лесные яблоки. Ёжик строит на зиму тёплое гнёздышко и несёт всё туда.
  • Какое время года изображено на картинке?
  • Почему осень?
  • Расскажите о ёжике, который живёт в осеннем лесу?
  • Что ещё нового узнали о жизни этого зверька?

12. Итог урока.

У. С какой буквой мы познакомились на уроке?

Д. Мы познакомились с буквой Ё.

У. Что вы узнали о букве Ё?

Д. Буква Ё обозначает два звука: (й) , (о), если она стоит в начале слова или после гласной.

Рефлексия

У детей красные и жёлтые яблоки.

- Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись легко, уверенно, возьмите красное яблоко.

- Если вы затруднялись при выполнении каких – либо заданий, что-то не получилось, возьмите жёлтое яблоко.

- Сегодня мы побывали на дне рождение буквы «Ё». Давайте все яблочки подарим нашему ёжику. На уроке вы хорошо потрудились, вы – молодцы!