Внеклассная работа по теме "Информационные технологии как средство личностного развития учащихся"

Разделы: Внеклассная работа


Нельзя более мириться со школой, которая отстала от своего времени на сто лет,
с ее пустословием, прописными истинами, безнадежно устаревшими учебниками,
письменными работами, зубрежками и оттарабаниванием уроков.
С. Френе

Эти слова американский педагог произнес в начале XX века. Но разве не актуальны они и для школы XXI века? Сегодня перед учителями-словесниками стоит сложная задача: с одной стороны, обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков учащихся, с другой – развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учащихся.

Внедрение информационных технологий на уроке рассматривается не как цель, а как

  • еще один способ постижения мира ребенка;
  • как источник дополнительной информации по предмету;
  • как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся;
  • как способ расширения зоны индивидуальной активности ребенка.

При этом ведущим является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе… Ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями. Поэтому жить в современном мире, адекватно этому миру, сможет тот, кто сам умеет использовать информационные технологии, владеет современными ИКТ. Кроме этого, на сегодняшний день уровень и темпы внедрения, использования информационных и коммуникационных технологий во многом определяют состояние экономики, качество жизни населения, национальную безопасность, место государства в современном мире”.

В последние годы персональные компьютеры перестали быть экзотикой и вошли в повседневную жизнь.

Я попыталась найти ответ на два вопроса: “Какие задачи образования должен помочь решить компьютер?” и “Какова технология их решения?

В моей педагогической копилке появились разработки уроков-презентаций. На таких уроках решаю следующие задачи:

  • Учебная - изучить и закрепить основные навыки работы с компьютером:
  • Воспитательная - развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры, важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни
  • Развивающая - развитие логического мышления, навыков поисковой деятельности, расширение кругозора.

Презентация – набор слайдов, содержащих информацию на определенную тему, сопровождаемый необходимыми комментариями в устной или печатной форме.

Такая работа во многом определяется воображением, художественным вкусом, нестандартным видением предмета.

Мультимедийный проект готовлю совместно с учениками.Но в любом случае план работы будет одним:

  • сбор материала и систематизация материала;
  • подбор иллюстраций;
  • создание отдельных слайдов;
  • оформление чистового варианта.

Внедрение проектной методики в свою педагогическую деятельность я начала с изучения программы Intel “Обучение для будущего”. Для меня программа Intel была начальным этапом знакомства с проектированием.

С творческой группой ребят мы начали работать над проектом “Родные россыпи жемчужин» по творчеству В.И.Даля.. В итоге работы был создан слайд-фильм “Жизненный путь В.И.Даля”, собран богатый материал по пословицам и поговоркам, интересные биографические сведения о лингвисте.

На спецкурсах по русскому языку «Занимательная грамматика», « Хочу все знать», “В мире слов” учащиеся вместе со мной занимаются разными видами деятельности: участвуют в конкурсах чтецов, составляют доклады, выступления, рефераты с использованием электронных энциклопедий и Internet- источников, работают над проектами, создают мультимедийные презентации.

В результате проектной деятельности ребята смогли реализовать свой творческий потенциал, расширить кругозор и получить интеллектуальное удовлетворение от процесса работы, провели открытое занятие спецкурса с участием учащихся 6-8 классов на тему« Россия- Родина моя».

Таким образом, проектная деятельность способна развивать личность человека. Становится заметна динамика ценностей, увеличивается словарный запас, формируется мышление, развивается устная и письменная речь.

В заключение отмечу самые яркие результаты проектной деятельности, осуществляемые с помощью информационных технологий:

Созданы презентации к урокам русского языка по темам: «Фонетика», «Морфология» « Космическое путешествие в страну «Глагол.» Имя существительное. Причастие. Словообразование Лексика .Морфемика для 5-6кл. ). Разработаны уроки и презентации по внеклассной работе по темам: « Россия – родина моя», « Сибирь- мой край родной», по литературе Восточной Сибири -«Славное море- священный Байкал» , собран огромный материал по экологии , животному, растительному и подводному миру озера Байкал , проведен открытый урок для городского объединения учителей русского языка и литературы.

К урокам литературы подготовлен прекрасный материал по творчеству Н.В.Гоголя, И.А.Крылова «Басня как жанр литературы»», «Исторические события моей страны».

Cобран материал по дорожному движению и создана презентация « Безопасное колесо», проведены открытые выступления учащихся 6 класса перед учащимися 1,2,3,4 классов.

Приготовлен занимательный материал по русскому языку КВН для 5х классов с презентацией.

Использование компьютерных технологий не заменяет традиционных видов и форм проверки и усвоения знаний, а лишь дополняет их. Уже стал очевидным тот факт, что использование информационных технологий в учебно-воспитательной работе позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся, Приложение №1
  • совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах,
  • повышать уровень работы с информационными ресурсами,
  • развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся,
  • развивать творческие и коммуникативные способности школьников.

Список литературы Болотов В.А. Основные направления информатизации общего образования // Вестник образования. - 2003. - № 4 . Intel. Обучение для будущего при поддержке Microsoft. 4-ое изд., испр. – М., 2004. – С.5.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М., 2005.