Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Как показывает педагогическая практика, до недавнего времени игру использовали лишь на занятиях математического кружка или при проведении внеклассных мероприятий по предмету. Возможность использования игровых методик в учебном процессе недооценивалась. Это объяснялось отсутствием методических разработок по данному вопросу и постоянной нехваткой личного времени учителя для создания дидактических игр, требующих повышенного методического и профессионального мастерства.
В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают и запоминают новое, развивают навыки и фантазию. Даже пассивные ученики включаются в процесс игры с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы.
Включая в свои уроки математики в 5-7 классах дидактические игры или игровые моменты, я стараюсь сделать процесс обучения интересным и занимательным. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Во время игры учитель незаметно для учащихся следит за сохранением интереса школьников. Ведь отсутствие интереса или его угасание может возникнуть от слишком сложных вопросов, отсутствия выразительности ведущего, его монотонности и равнодушия.
Игра должна рассматриваться как незаменимый рычаг умственного развития ребёнка, средство обучения и воспитания. На неё нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Вот почему на своих уроках я стараюсь заинтересовать ребят с помощью игр или игровых моментов, повысить их интерес к математике, показать взаимосвязь математики с другими предметами в школьном курсе обучения.
Приведу несколько примеров.
1. Тема: “Действия с натуральными числами”
Расшифруйте название зверька, который живет на юге Подмосковья. Для этого решите примеры и заполните таблицу
- К 1338 : 6 =
- Т 555 : 15 =
- Н 58 · 3 + 254 =
- Ч 89 · 5 – 300 =
- А 100 – 4 · 13 =
- И 48 : ( 125 – 41 · 3 ) =
- У 10372 – 10300 =
- Ш 53 + 88 + 98 =
37 |
72 |
239 |
223 |
48 |
428 |
145 |
24 |
223 |
|
2. Тема: “Действия с десятичными дробями”.
Расшифруйте название многолетнего травянистого растения, высота которого достигает 100 см. Его можно встретить во многих районах России среди кустарников, в оврагах и лесах. Для этого выполните вычисления, запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам.
Д |
5,35 : 0,5 = |
Й |
17.5 : 0,7 = |
З |
0.48 : 6 = |
К |
13,2 : 24 = |
Р |
0,7 · 2,4 = |
О |
7,9 : 31,6 = |
Т |
54,34 :14,3 = |
С |
40,005 : 1,27 = |
А |
23 · 0,05 |
Н |
14,706 · 0,5 – 1,593 = |
Л |
0.0142 · 100 = |
И |
0,75 : 2,5 + 13,9 = |
0,08 |
0,25 |
1,42 |
0,25 |
3,8 |
1,15 |
1.68 |
5,76 |
14,2 |
0,55 |
|
0,55 |
1,15 |
5,76 |
1,15 |
1,68 |
31,5 |
0,55 |
14,2 |
25 |
|
(Ответ состоит из двух слов)
3. Тема: “Сокращение дробей”
Расшифруйте название многолетнего растения, высота которого от 20 до 50 см. Оно оранжевого цвета и цветет с середины июля до середины сентября. Растет на горных лугах, пастбищах и каменистых склонах. Для этого сократите дроби и выберите буквы согласно найденным ответам.
Р |
Е |
С |
У |
Н |
И |
Я |
Г |
А |
Б |
Т |
К |