Внеклассное мероприятие "Что за чудо этот чай!"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Познакомить детей с происхождением чая; расширять и обогащать знания детей о традициях русского гостеприимства и чаепития.
  2. Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
  3. Воспитывать любовь и уважение к своей стране, её традициям. Способствовать сплочению классного коллектива.

Оборудование: самовар, чайная посуда, угощение к чаю.

Для конкурсов: шишки, платки для завязывания глаз, карточки с пословицами, ложки, стаканы с водой. Фонограмма мелодии частушек и песни «Когда б имел златые горы».

Подготовка: Дети разучивают чайные частушки; подбирают пословицы о русском гостеприимстве, Рисуют рисунки о чаепитии. Класс оформлен, как старинная горница. Учащиеся поделены на три команды (или две, если детей мало). Ведущий и дети одеты в русские народные костюмы.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя-ведущего: Дорогие гости! Ребята! Вы уже знаете, что наша школа- школа здорового образа жизни. И мы с вами стремимся быть не только здоровыми, но и успешными во всех направлениях нашей деятельности. Так как понятия успешность и здоровье – понятия многогранные, связать их во единое мы решили в рамках нашего мероприятия. Доброе соседство, радушное гостеприимство, задушевные беседы за чашкой чая –это приятные моменты нашей жизни на которые к сожалению остаётся мало времени. А, что такое чай? Какова его история? Какие существовали чайные традиции? Мало кто из нас может ответить… И сегодня на нашем мероприятии мы найдём ответы на эти вопросы. Наше мероприятие называется «Что за чудо этот чай».

Учащийся 1:

Здравствуйте, красны девицы, да добры молодцы!
Добрый день, гости званные и желанные

В: Мы гостей встречаем!

Д: Чаем! Чаем! Чаем!

В: Первым делом угощаем!

Д: Чаем! Чаем! Чаем!

В: Приглашаем к самовару!

Д: С чаем! С чаем! С чаем!

В: Пейте чай, друзья!

Д: Чай! Чай! Чай!

Учащийся 2:

Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить,
А я отроду не знаю, как же этот чай варить.
Взяла тогда, налила водички,
Всыпала весь чай в горшок и приправила луком, перцем,
Да петрушки корешок,
Разлила варево по плошкам, хорошенько размешала
Остудила его немножко, на господский стол подала.
Гости с барином плевались, сам он сильно озверел.
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думала, удивлялась, чем могла не угодить?
А потом-то догадалась, что забыла посолить.

Учитель: Я думаю, что с вами такого не случится, вы умеете заваривать чай. А что такое чай? Вашему вниманию предлагается видеоматериал из которого вы узнаете об истории и сортах чая.

Презентация «Что за чудо этот чай?» (приложение 2)

Учащийся 3: Чаепитие очень давно стало традицией русского гостеприимства. Изменялись формы гостевания, посуда, но не изменялись заповеди гостеприимства-всегда во все времена гостей встречали хлебом-солью и добрым отношением.

Учитель: А, знаете ли вы пословицы о гостеприимстве. Вам предлаются части пословиц из которых вы должны собрать целую пословицу.

1. Конкурс. Собери пословицы о русском гостеприимстве?

(Дети работают в командах, из гостей выбрать жюри.)

  1. Гостю щей не жалей, а погуще (лей).
  2. В чужом доме не будь приметлив, а будь (приветливым).
  3. Кто жаден до еды, тот дойдет до (беды).
  4. Хозяин весел – гости (радостны).
  5. Встречают гостя по платью, (провожают) по уму.
  6. Желанный гость (не ждет).
  7. Хочешь есть калачи, то не сиди на (печи).
  8. Гостю почёт – хозяину честь.
  9.  Хоть не богат, а гостям рад.
  10. Гость в дом – радость в дом.

2. Конкурс “Натаскай воды”.

Учитель :Для чая нам нужна вода, надо ложками переносить воду из одного стакана в другой.

(Носят поочереди, побеждает команда, которая быстрее и аккуратнее переносит воду.)

3. Конкурс “Собери шишки”.

Учащийся 4: Ну вот, воды натаскали, теперь её надо вскипятить. Раньше кипятили воду в самоваре. Самовар изобрели в России в XVIII веке. Внутри самовара находился специальный «кувшин», в который засыпали, сухие чурки, еловые или сосновые шишки для аромата, сверху надевали трубу. Раздуют огонь, вода закипит – трубу снимают и кувшин закрывают крышкой. Угли без доступа кислорода гаснут, но ещё долго держат тепло – самовар не остывает.

Учитель:

Что под ёлками найдёшь, если к ёлкам ты придёшь
Жарким летом, и весною, и осеннею порою?
Ну, считайте, вы в лесу, вот вам шишки, вот вам ёлки.
Ну-ка, кто здесь не трусишка? Кто собрать захочет шишки?
Я глаза вам завяжу, сама в сторонке посижу.

(От каждой команды по одному человеку. Завязать глаза; команда, которая больше соберёт шишек – побеждает.)

Учитель: А из чего в старину пили чай?

Четыре ноги да ухо, один нос да брюхо. (Самовар)

Учащийся 5: До прихода гостей надо разогреть самовар, предварительно залив в него свежую воду, приготовить посуду: десертные тарелки, розетки или вазочки для варенья или меда, чайные чашки с блюдцами.
Стол накрывают цветной скатертью, рядом с посудой для каждого гостя кладут салфетку. Из столовых приборов необходимо щипчики для сахара, десертные ножи и вилки для торта, ножи для фруктов, лопатка для пирожных (торта). Варенье накладывается в розетки заранее и ставится перед приглашенными. На стол подают также кусковой сахар, лимон, фрукты.

Учитель: Да, чаю все рады, но бывает и такое посмотрите сами (песня Когда бы имел золотые горы»). «Когда б имел златые горы». Поют девочка и мальчик. (см. приложение 1)

Учитель: Песен о чае не так уж много, но есть много загадок о чаепитии.

4. Конкурс «Загадочный»

Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

Под одной крышей четыре брата стоят. (Стол)

В брюхе – баня, в носу – решето,
На голове – пуговица, одна рука – и та на спине. (Чайник)

Кольцо не простое, кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее. Всем на заглядение…
Ну и объедение! (Бублик)

Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блин)

Мнут и катают, в печи закаляют,
А потом за столом нарезают ножом. (Хлеб)

Бел как снег,
В чести у всех. (Сахар)

От него — здоровье, сила
И румянец щёк всегда.
Белое, а не белила,
Жидкое, а не вода. (Молоко)

Учитель: Стол накрыт, но чтобы гостей угостить вкусным чаем нужно правильно его заварить. А как же правильно заваривать чай?

Учащийся 6 :1) Заваривать чай следует свежевскипячённой водой, однако кипяток не должен бурно кипеть – такая вода способна убить аромат самого лучшего чая! Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки и она побелеет. Водопроводную воду желательно отстаивать несколько часов. Если чай заваривать вторично вскипячённой водой, он будет невкусен.

Учащийся7: 2) Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком; всыпав чай, заливают кипятком на две трети, закрывают крышкой, настаивают 3–5 минут, затем чайник доливают кипятком. Если при заварке выделилась пена – значит чай заварен правильно. Снимать пенку не следует – такой чай самый ароматный. Самый лучший чай после первого настоя.

Учитель: Если чай правильно заварен то он не только вкусен, но и полезен. Откроет вам секрет пользы чая доктор Пилюлькин.

(Выходит доктор Пилюлькин – герой сказки Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”.)

Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключиться
Чаем можете лечиться,
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней,
Чай в жару нас освежает,
И в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг.
Чай здоровью – лучший друг!

Пилюлькин: Среди разнообразных напитков, изготовляемых людьми, самый известный и распространенный – чай. Его пьют в любом уголке земли. Чай обладает целебными свойствами, помогает излечиваться от многих болезней, для многих народов он также необходим и незаменим, как и хлеб. Учёные давно установили, что в чае содержатся полезные биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга. Улучшают работу сердца, повышают умственную и физическую способность человека.

Чай есть растение чрезвычайно полезное. Он удаляет все недуги, прогоняет сон и излечивает совершенно.

Когда вы сидите у голубого экрана, советую пить чай, а не кофе, лимонад, поскольку чай, особенно зеленый, нейтрализует вредное воздействие от радиоактивного излучения телеэкрана.

Учитель: Спасибо, доктор! А наша конкурсная программа закончена, пока жюри подводит итоги, мы с вами немножечко поразмышляем да побеседуем, как это водилось в старину, за чашкой чая…

5. “Объясни пословицу”.

(Дети получают карточки с русскими пословицами о чае, необходимо объяснить пословицы.)

Чай не пить – на свете не жить.
Выпей чайку – позабудешь тоску.
Чай пить – не дрова рубить.
Чай человеку подать – уважение оказать!

Учащийся 8:Традиция приглашения на чай известна на Руси с конца XVIII века. «Пригласить на чай» или «пригласить на чашечку чая» означало «пригласить в гости». «На чашечку чая» обычно приглашали хороших знакомых или друзей дома. Приглашали, как правило, для беседы, во время которой или после которой устраивался непременно чайный стол – с чаем, печеньем, сладкими пирогами, ватрушками. Чаепитие на Руси – это признак хорошего тона, а задушевный, застольный разговор за чаем – национальная русская традиция.Чай устраивали в разное время. Но обычно вечером, после 16 часов, а летом и того позже, в 7 – 9 часов вечера.

Учащийся 9: Во время чаепития не подавались спиртные напитки, не разрешалось курить, не принято было ни музицировать, ни петь. Как правило, во время чая почти не спорили, громко говорить и распевать песни было не принято.Помимо беседы, читались вслух книги или рукописи, а иногда проводились тихие игры – лото, викторины, фанты, шарады. Но мы сегодня отступим от этого правила. И на нашем чаепитии будут звучать песни, шутки, задорные частушки, посвящённые этой чудесной традиции чаепития. (дети поют частушки - приложение 1)

Ученик 10:

Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех

Ученик 11:

Скажем к слову, без усмешки,
Вывод есть у нас один -
Эти чайные потешки
Заменяют витамин.

Ученик 12:

Знайте, что с великою охотой
Рады мы всегда приветить вас.
А сейчас торопят вас заботы -
Говорят не зря: "Потехе час"!
Мы не скажем: "Скатертью дорога!" -
Пожелаем доброго пути!
Чтоб в сердцах своих могли вы долго
Радость доброй встречи пронести.