Цель: Развитие умений анализировать взаимосвязи между природой, обществом и человеком.
Задачи:
- дать представление о расселении славян и заселении Прикамья; о занятиях и жизни первых поселенцев;
- развивать коммуникативные навыки;
- воспитывать гражданственность, патриотизм.
Ход урока
Оргмомент. Введение в тему.
Я показываю фотографию нашего класса.
Мы дружные, весёлые, славные.
1. Фотография учащихся класса. СЛАЙД 2.
- Что вас объединяет? (школа, Прикамье, Россия) СЛАЙД 3.
Эта фотография сделана недавно. Несколько дней назад.
2. Эти фотографии более давние. Они сделаны 5, 10, 20, 30 лет назад.
- Что общего на этих фотографиях? СЛАЙД 4.
Каким общим словом можно назвать этих людей?
Предки – это люди, от которых мы произошли.
Точнее понять значение этого слова поможет «клубочек».
Нить – это «лента времени», Бусинка – определенный человек.
(Показываю на примере: это я, это моя мама, это моя бабушка, это прабабушка…
- Кто дальше сможет размотать клубочек?
Далее пробуют учащиеся.)
- Почему не удается размотать весь клубок?
Какие вопросы появились? Что вас заинтересовало?
Постановка учебной задачи урока:
На уроке узнаем,
Кто были наши предки?
Где они жили?
Чем занимались? СЛАЙД 5.
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ.
О далеких исторических событиях мы узнаем из исторических источников.
Историческим источником может быть любой остаток старины – кусочек жилища и одежды, украшения, монеты, предметы повседневного быта, рисунки и картины, книги, рукописи, устные предания, древние пословицы , поговорки и даже отдельные слова.
СЛАЙД 6.
Важнейшим источником изучения русской истории 9 – 16 веков являются летописи – записи происходивших событий, составленные по годам.
СЛАЙД 7.
Фрагмент летописи предлагаю вашему вниманию.
Работа в группах.
Задание 1. (карта природных зон Евразии)
Перед вами фрагмент карты природных зон и контур территории, которую занимали восточные славяне в 9 веке. СЛАЙД 8.
Обозначим на карте область, которую занимали восточные славяне.
Где расселились восточные славяне?
Задание 2. СЛАЙД 8.
Предстоит разобраться, что легло в основу названий славянских племен.
Карточка 1 А.
Соедините название племени с объяснением этого названия.
Название племени |
Объяснение названия |
Ильменские словене |
«дрягва» - болото |
Кривичи |
поля, степи |
Поляне |
озеро Ильмень |
|
основатель рода Вятко |
|
древо, деревья |
|
…………………………… |
Карточка 1 Б.
Соедините название племени с объяснением этого названия.
Название племени |
Объяснение названия |
Древляне |
«дрягва» - болото |
Вятичи |
поля, степи |
Северяне |
озеро Ильмень |
|
основатель рода Вятко |
|
древо, деревья |
|
…………………………… |
Карточка 1 В.
Соедините название племени с объяснением этого названия.
Название племени |
Объяснение названия |
Дреговичи |
«дрягва» - болото |
Радимичи |
поля, степи |
|
озеро Ильмень |
|
основатель рода Вятко |
|
древо, деревья |
|
…………………………… |
Проверка: СЛАЙД 9.
Название племени |
Объяснение названия |
Ильменские словене |
озеро Ильмень |
Поляне |
поля, степи |
Древляне |
древо, деревья |
Дреговичи |
«дрягва» - болото |
Северяне |
От кривичей,с севера |
Радимичи |
…………………………… |
Кривичи |
Верховья Двины и Днепра |
Вятичи |
основатель рода Вятко |
ВЫВОД: Теперь мы знаем: место проживания восточных славян определило названия их племен.
А чем занимались славяне?
СЛАЙД 10 – 13.
Карточка 2.
Определи по ключевым словам занятия славян.
- Соха, цеп, рало, палка, серп, коса, борона, поле, овес, рожь, ячмень, просо, амбар, сусек, пахарь. ………………………………………………..
- Лук, стрелы, капкан, западня, рогатина, медведь, куница, белка, бобр.…………………………………………………
- Сом, осетр, судак, щука, налим, карп, бредень, сети, невод, верша.………………………………………………………………….
- Дикие пчелы, борть, мед, бортник, чурбан. ……………………………….
- Малина, туесок, земляника, грибы, шишки, корзина, желуди, черника, зверобой, подорожник, орехи. ……………………………………………..
- Козы, овцы, коровы, лошади, пастбище, пастух. …………………………
Слова для справок: скотоводство, земледелие, собирательство, бортничество, охота, рыболовство.
ВЫВОД: основными занятиями славян были: СЛАЙД 14.
- Земледелие
- Охота
- Рыболовство
- Бортничество
- Собирательство
- Скотоводство
УТОЧНИМ, для какой природной зоны наиболее характерны следующие занятия:
СЛАЙД 15.
Занятия славян |
|
|
Природные зоны |
Земледелие Охота Рыболовство Бортничество Собирательство Скотоводство |
|
|
ВЫВОД: Какая природная зона была наиболее благоприятна для жизнедеятельности восточных славян?
Лес – кормил, одевал, защищал, являлся строительным материалом для жилья…
СЛАЙД 16.
Славяне активно осваивали лесную зону. СЛАЙД 17.
А в какой природной зоне живем мы?
Мы тоже живём в лесной зоне.
СЛАЙД 18.
А край, в котором мы с вами живем называется Прикамье.
Пермский край.
Работа с картой. Контур Пермского края. СЛАЙД 19.
С помощью контура обозначьте эту область на карте.
- Как вы думаете,
Что тут было в далеком прошлом?
Могли эту землю населять люди?
25-30 тыс.лет назад в Прикамье появились люди. Они жили в пещерах, кожаных шатрах и землянках. Занимались охотой, рыболовством.
Постепенно люди объединяются в племена. По названию рек и самых первых поселений Прикамья несложно определить, что исконными жителями этого края были коми – пермяки. Некоторые ученые предполагают, что само слово «пермь» перекликается с коми – пермяцким словом «парма»: так называют тайгу, густой лес.
СЛАЙД 20.
Но более правильным считается иное толкование: слово «Пермь» пришло из языка вепсов, маленького народа, который жил между Онежским и Ладожскими озерами.
СЛАЙД 21.
- Как стало известно о жителях Прикамья другим племенам?
Новгородцы, осваивая северные земли, спрашивали:
- А что же ещё дальше, ещё севернее?
- Пера ма, - отвечали вепсы. На их языке это значило, «дальняя земля», «далекая земля», «земля за рубежом».
- Что привлекало новгородцев в этой «далекой земле»? СЛАЙД 22.
Очень привлекали славян богатые пушниной великопермские земли.
Все чаще наведывался в эти края, да тут и оседал на житье, русский люд из Новгорода, Пскова, Вологды, Великого Устюга.
Крестьяне бежали сюда в поисках вольной земли. Они выжигали тайгу, пахали землю, промышляли охотой и рыбной ловлей, добывали соль и руду. По берегам рек вставали бревенчатые избы, рубленные из кедровых стволов. С местными жителями, коми – пермяками, переселенцы жили в мире, учили их строить дома, пахать и сеять, выращивать овощи, выпекать хлеб
К середине 15 века русское население Прикамья так возросло, что землю эту вполне уже можно было называть русской. СЛАЙД 21.
Наш урок заканчивается. Подведем итоги.
Кто были наши предки?
Где они жили?
Чем занимались? СЛАЙД 23.
ДОМА:
- стр.36 – 37 прочитать
- рисунки «Одежда славян»
- кроссворд «Восточные славяне».