Учитель на современном уроке должен выступать как организатор деятельности учащихся. Изменение содержания образования невозможно без изменения форм организации учебного процесса, деятельности учителя. Наиболее актуальными становятся такие формы организации учебной деятельности, которые способствуют формированию универсальных умений, свободному самовыражению, способности по-новому реагировать на происходящее и созданию собственного продукта творчества. Реализовать эти идеи во многом помогает современная образовательная технология педагогических мастерских.
Педагогическая мастерская – это синтетическая, многомерная, интегрированная, рефлексивная образовательная технология с вероятностным результатом, которая ориентирована на индивидуально – личностный подход в образовательной деятельности.
Принципы и правила ведения мастерской:
- Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.
- Право каждого участника на ошибку.
- Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.
- Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы.
- Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс.
- Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
- Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.
- Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.
В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры.
Вашему вниманию предлагается урок, проведенный по этой технологии.
Цели:
- Показать детям картины пробуждающейся природы, радость весеннего дня, создаваемые словами, звуками и красками.
- Учить детей понимать прекрасное.
Задачи:
- Продолжить работу по формированию связной и грамотной речи.
- Закреплять умение составлять рассказ-описание.
- Развивать наблюдательность, память, мышление.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- Способствовать развитию у школьников творческой активности.
Оборудование урока:
- Презентация. Мультимедиа проектор, экран, компьютер.
- Музыкальный альбом П.И. Чайковского «Времена года».
- Г. Скребицкий «Четыре художника».
- Синквейны.
Ход урока
I. Индукция.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года», учитель читает стихотворение Е.А. Баратынского: Приложение (Слайд 1)
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
– Какое настроение, состояние души вызывают эти строки?
– Почему же именно весна вызывает чувство радости, бодрости?
– В природе все просыпается, оживает.
– Кто это может подтвердить стихотворными строками? Дети зачитывают наизусть стихи. (Слайды 2-4)
Разрыв. На доске запись:
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась.
(Ф.И. Тютчев)
Полюбуйся, весна наступает,
В ярком золоте день утопает.
(И.С. Никитин)
Весна, весна кругом живет и дышит,
Весна, весна шумит со всех сторон!
(М.И. Исаковский)
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
(А.С. Пушкин)
2. Деконструкция
– Какова главная мысль данных текстов? (Весна очень разная)
– Каждому человеку нравится весна по разным причинам: кто-то любит ее за пение птиц, кто-то за первые цветы, кто-то за оттепели. Какая она – весна?
3. Социализация. Выбор.
Запишите свои слова. Прочитайте. Пополните свой список словами других детей, выберите одно, самое понравившееся.
– Чем покорила, удивила и порадовала вас эта удивительная пора года? Допишите.
Весна – красивое время года. Многие писатели, поэты, художники, композиторы посвятили свои произведения описанию весенней природы. Да весна и сама художник! Георгий Скребицкий в своей сказке «Четыре художника» рассказал, как весна перекрасила природу по-своему, по-весеннему.
4. Реконструкция.
Работа по группам с текстом.
– Каждый участник группы выписывает 5-6 ключевых слов из текста, определяет какое состояние весны описано в данном тексте.
А теперь вспомните великого русского композитора Петра Ильича Чайковского! Мы с вами и в первом, и во втором классе слушали цикл произведений «Времена года» из его «Детского альбома». (Слайды 5-8)
"Времена года" Чайковского – это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года". Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.
"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином..."
А.Н. Майков
Давайте сейчас послушаем одну из пьес Чайковского "Подснежник". Апрель
Учитель включает грамзапись произведения. (Слайд 8)
Какие чувства вызвала у вас эта мелодия? Напишите. Прочитайте. Дополните. Подчеркните то, что вам больше всего понравилось. Дети делятся своими мыслями.
– Подснежники - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов. Пьеса "Подснежник" построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания.
– Вспомните свои наблюдения за воздухом, небом, лесом во время экскурсии, а также прослушанные стихотворения и рассказы о весне, просмотренные кинофильмы, диафильмы, прослушанную грамзапись и назовите главные приметы весны.
– Ласковое теплое солнце, свежий воздух. Веселые солнечные лучи играют с сосульками, искрятся в шумливых ручейках. Тревожно и радостно протягивает навстречу солнышку свои трепетные лепестки первый весенний цветок – подснежник. Вот он выглянул из-под тающего снега и качает головкой на легком, весеннем ветерке. Он такой хрупкий и нежный.
– Какие еще признаки весны вам хорошо известны? Дети перечисляют.
– Ребята, вы уже знаете, что природу можно изобразить не только словами, музыкальными звуками, но и…
– Красками. А теперь отправимся в картинную галерею и познакомимся с репродукциями о весне известных художников.
– Как передают свои чувства, свое видение художники? (с помощью цвета, формы предметов, композицией)
5. Разрыв.
Работая в группах, подготовьте ответы на вопросы:
– Когда и какой весну увидел художник?
– Чем покорила и удивила его весна?
Каждая группа выбирает картину и готовит сообщение: И.И. Левитан «Весна. Большая вода», «Март», А.К. Саврасов «Весна.Оттепель», «Грачи прилетели». (Слайды 9-12)
Вывод: Каждый человек воспринимает весну по-разному, и это зависит и от настроения, и от состояния природы в момент наблюдения, и от времени суток. Кто-то любит весну раннюю, а кто-то позднюю или середину весны.
Формируются группы по темам: «Моя весна», «Ранняя весна» и т.д.
Прочитайте свои слова, выберите те слова, которые относятся к выбранной теме, дополните словами других детей из группы. Запишите имена существительные, подберите к ним признаки (имена прилагательные). Добавьте глаголы и составьте предложения. Выберите те предложения, слова, которые вызвали у вас хорошее настроение, натолкнули на написание сочинения.
6. Афиширование.
– Каждая группа читает свой текст. ( Выразительное чтение текста.)
– Молодцы у вас получились очень интересные рассказы.
7. Итоги урока. Рефлексия.
– Наш урок подходит к концу. Я благодарю вас за работу. Мы увидели сегодня справедливость утверждения, с которого начали свой урок: «Весна всегда разная». Думается, что у каждого из вас сложился свой образ весны, свое представление о ней.
– Все, что произошло, - результат нашего творчества. Сочинение мы напишем на следующем уроке. А сейчас воспользуемся приемом – синквейн (пятистрочное стихосложение). Ключевым словом будет являться слово “весна”.
Приложение.
Сочиняем синквейн.
Весна.
Солнечная, радостная.
Озаряет, приходит, стучится.
Весна приходит очень быстро.
Радость. (Маша К.)
Весна.
Светлая, приятная.
Радует, расцветает, тает.
Весна создаёт хорошее настроение.
Любовь. (Аня Н.)
Список литературы
- Белова Н.И. Я знание построю в мастерской. Из опыта работ - СПб., 1994.
- Г.В.Степанова. Педагогические мастерские: Поиск, практика, творчества. СПб, 2000.
- Рассказы о природе. К. Паустовский, Г. Скребицкий, К. Ушинский, В. Бианки. Изд-во Самовар, 2007.