Цели: (слайд1)
Дидактическая цель: повторить и закрепить с учащимися ранее изученный теоретический материал по теме “Системы счисления”, а также практические навыки перевода чисел из одной системы чисел в другую и выполнение арифметических операций над числами.
Воспитательная цель: воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету, показать возможность нестандартного подхода к вычислениям.
Развивающая цель:
развивать внимание, строгость мышления, умение рассуждать.Задачи:
- В игровой форме повторить основные понятия.
- Развивать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение работать в коллективе.
- Воспитывать культуру поведения и общения учащихся.
Методы обучения:
- Групповой метод решения задач.
- Анализ задачи в процессе её решения.
- Самостоятельное решение задач.
Оборудование:
- Компьютеры.
- Интерактивная доска.
- Ноутбук.
- Медиапроектор.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Этап подготовки учащихся к повторению ранее изученного материала.
- Этап обобщения и систематизации изученного.
- Этап информации о домашнем задании.
Методические комментарии.
Содержание урока
1. Организационный этап (на этом этапе учитель знакомит учащихся с темой, целью урока.
Слова учителя:
- Здравствуйте ребята! Сегодня тема нашего урока “Позиционные и непозиционные системы счисления “Из серии приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона. Дело о похищенных единицах””. Цель нашего сегодняшнего урока: обобщить и повторить ранее изученный материал по теме “Системы счисления” К нам за помощью обратился король логики, мастер дедукции знаменитый сыщик Шерлок Холмс, а также его милейший друг доктор Ватсон.
(В кабинет заходят учащиеся, исполняющие роль Шерлока Холмса и доктора Ватсона, демонстрируется видеофрагмент из фильма, звучит музыка).
Сегодня к ним в дверь позвонил посыльный и принес письмо. Вот его содержание: “Уважаемый господин Шерлок Холм у нас на вилле “ Гнездо чисел” были похищена вся коллекция древних свитков. Но похититель оставил следы. Если мы сможем их разгадать, наверняка удастся найти грабителя и жизнь на вилле пойдет своих чередом. С уважением, хозяин виллы Мистер Байт”.
2. Этап подготовки учащихся к повторению ранее изученного материала (на данном этапе учитель сообщает учащимся о том, что урок пройдет в нетрадиционной форме).
Учащимся предлагается стать командой знатоков. Заранее необходимо подготовить 3 учащихся для исполнения роли Шерлока Холмса, доктора Ватсона и похитителя свитков
Слова учителя:
- К нам за помощью обратился король логики, мастер дедукции знаменитый сыщик Шерлок Холмс, а также его милейший друг доктор Ватсон. (В кабинет заходят учащиеся, исполняющие роль Шерлока Холмса и доктора Ватсона, демонстрируется видеофрагмент из фильма (слайд 3, звучит музыка)).
Сегодня к ним в дверь позвонил посыльный и принес письмо. Вот его содержание: “Уважаемый господин Шерлок Холм у нас на вилле “ Гнездо чисел” были похищена вся коллекция древних свитков. Но похититель оставил следы. Если мы сможем их разгадать, наверняка удастся найти грабителя и жизнь на вилле пойдет своих чередом. С уважением, хозяин виллы Мистер Байт”.
Этап повторения, обобщения и систематизации изученного (на данном этапе реализуются поставленные задачи).
Учащиеся поэтапно повторяют и обобщают весь ранее изученный материал по теме “Системы счисления”: понятия, перевод чисел из одной системы счисления в другую, арифметические операции над числами в различных с.с.
Шерлок Холмс:
- Я думаю, что стоит немедленно отправиться на виллу! Я обратился за помощью к нашим знатокам. – Ребята помогите нам задержать грабителя. Вперед!
- Итак Ватсон мы на вилле “Гнездо чисел” (слайд 4). Ее хозяин всю свою жизнь занимался изучением счета и систем счисления. А, знаете ли, мой милейший друг, что числа раньше совсем не имели имен. Счет велся глиняными кружками, узелками и т. д. Ученые считают, что сначала названия получили только числа 1 и 2. По радио и по телевидению часто можно было слышать:"...исполняет солист Большого театра..." Слово "солист" означает "певец, музыкант или танцор, который выступает один". А происходит оно от латинского слова"солюс" - один. Да и русское слово "солнце" похоже на слово "солист". Разгадка очень проста: когда римляне придумывали имя числу 1, они исходили из того, что Солнце на небе всегда одно. А название числа 2 во многих языках связано с предметами, встречающимися попарно, - крыльями, ушами и т. д. Но бывало, что числам 1 и 2 давали иные имена. Иногда их связывали с местоимениями "я" и "ты", а были языки, где "один" звучало, как "мужчина", "два" - как "женщина".
- Итак, доктор пора приступить к расследованию. Наш преступник наследил. Первая находка с древним свитком мною обнаружена была в холле (слайд 5).
(Данное сообщение о истории появления чисел учащийся готовит заранее).
Задание 1.
(Учащиеся в процессе выполнения кроссворда повторяют все понятия, с которыми познакомились в результате изучения темы “Системы счисления”. 1 из учащихся работает над выполнением кроссворда с интерактивной доской).
Ватсон: Шерлок! Да здесь кроссворд! Так как
наш хозяин лорд Байт большой любитель чисел и все
слова этого кроссворда связаны с учением о
“Системах счисления”.
Шерлок Холмс: Да. Но нам сегодня помогают
друзья лорда, которые тоже увлечены изучением
чисел и систем счисления. За работу!
(Первое задание “Разгадай кроссворд”).
Учащиеся разгадывают кроссворд, получают первую подсказку (слайд 6, приложение 1).
По горизонтали:
- Название системы счисления, в которой вклад каждой цифры в величину числа зависит от ее положения в последовательности цифр, изображающей число.
- Последовательность чисел, каждое из которых задает значение цифры “по месту” или “вес” каждого разряда.
- Символы, при помощи которых записывается число.
По вертикали:
- Знаменатель геометрической прогрессии, члены которой образуют базис позиционной системы счисления.
- Совокупность различных цифр, используемых в позиционной системе счисления для записи чисел.
Ответы на кроссворд:
По горизонтали: 1. Позиционная. 2.
Базис. 3. Цифры.
По вертикали: 1. Основание. 2. Алфавит.
Задание 2.
(С помощью второго задания учащиеся повторяют изученный материал по теме “Двоичная система счисления”. Требуется определить систему счисления, расположить числа данной системе в порядке возрастания с помощью стрелок. Учащийся выполняет задания с помощью интерактивной доски. Если учащийся справился с заданием, он получит слово “Информация”).
Шерлок Холмс: Вперед друзья!
Следующая загадка ждет нас (слайд 8).
Это – головоломка. Слово леди Информации.
Леди Информации: Что–то в этой головоломке
мне знакомо. Попробую решить ее (слайд
9, приложение 2).
Слова учителя: Здесь зашифровано слово.
Расставьте стрелки и прочитайте его, двигаясь с
помощью двоичных цифр в определенной
последовательности.
Леди Информации: О боже! Как прелестно! Это
мое имя – информация.
Шерлок Холмс:
- Не будем терять время! Впереди еще много тайн! (слайд 10)
- Да пока мы хорошо справляемся с поставленной задачей. – Сказал Шерлок Холмс – А, знаете ли вы Ватсон, что у древних греков были две системы обозначения чисел. По более старой из них числа от 1 до 4 обозначались с помощью вертикальных черточек, а для числа 5 применялась буква Г – первая буква греческого слова "пента", то есть "пять".
Задание 3.
(Вопрос о происхождении десятичного счета с помощью видеофрагмента. Учащемуся, исполняющему роль доктора Ватсона предлагается найти на данный вопрос ответ в литературе).
Внимание! Нам видеоподсказка из Скотленд-Ярда! Внимательно слушаем и отвечаем!
(Включаем видеофрагмент).
“Мы называем числа десятичной системы счисления от 0 до 9 – арабскими, а как их называют сами арабы?”
Ватсон: О Шерлок, я знаю ответ на этот вопрос. Не так давно я путешествовал в Индии. И местные мудрецы сказали мне, что счет, которым мы пользуемся в повседневной жизни пришел из Индии, а значит, сами арабы называют его – индийским.
Задание 4.
(Данное задание позволяет учащимся повторить перевод чисел из различных систем счисления в десятичную. Задание выполняется в группе с использованием специального практикума “Перевод чисел в различные системы счисления”, также раздаются заранее приготовленные пособия с алфавитом и нумерацией букв в алфавите).
Шерлок Холмс: Браво Ватсон! Еще одна подсказка у нас! Следующая улика в зале для приема гостей! (слайд 13)
Слова учителя:
Это числовой лабиринт (слайд 14-15, приложение 3). Разгадаем зашифрованное слово, и подсказка у нас Дорогие господа для решения поставленной задачи предлагаю воспользоваться компьютером. Загрузите практикумы по системам счисления.
Переведите числа, записанные в различных системах счисления, в десятичную систему счисления; затем полученные после вычисления числа замените буквами русского алфавита, которые имеют соответствующие порядковые номера; запишите полученное слово.
1012 = 5 – д, 205 = 10 - и,316 = 19 – с,11002 = 12 – к,208 = 16 – 0,112 = 3 – в,100002 = 16 – о,123 = 5 – д
Ответ: дисковод.
Задание 5.
(На данном этапе учащиеся повторяют перевод чисел из восьмеричной системы счисления в десятичную с.с. Один учащийся работает с интерактивной доской, другой проверяет его с помощью программы Калькулятор).
Шерлок Холмс: Вот и еще на шаг мы приблизились к решению поставленной задачи (слайд 16).
А теперь “Тайна секретной комнаты (слайд17, приложение 5). Здесь за предметами спрятаны звездочки с числами. Все они в восьмеричной системе счисления. Переведите в десятичную систему счисления и отгадайте слово. Также как и при выполнении задания “Числовой лабиринт” воспользуемся помощью компьютера и карточками с алфавитом.
68= 6(е), 228 = 18(р), 248= 20(т), 408=32(ю), 148= 12(к), 208 = 16(о), 218= 17(п), 168 = 14(м), 368 = 30(ь)
Ответ: компьютер.
И еще одна подсказка получена (слайд 18).
Задание 6.
(При помощи данного задания учащиеся повторяют арифметические операции над числами в различных системам счисления).
Слова учителя: Ну а теперь немного порешаем (слайд 19-20), может, если мы решим примеры правильно, получим еще одну подсказку.
11102+10012 = 101112
678-238 =448
AF16+9716 = 1468
Задание 7.
(В данном задании учащиеся распределяют позиционные и непозиционные системы счисления).
Ватсон: Кого-то это фотография мне напоминает.
Не хватает совсем немного для разгадки. Еще одно задание и мы у цели. Раздели в два столбца позиционные и непозиционные системы счисления и недостающий фрагмент у нас.
Шерлок Холмс: Вот и похититель свитков. Зачем
же вы это делали? (слайд 20)
Похититель: Профессор Байт не принимал меня в
сообщество любителей чисел, а мне так хотелось!
Учащиеся: Ну не расстраивайтесь, мы принимаем
вас в свои ряды и дарим вам значок члена клуба
“Любители чисел”!
Слова учителя: Ну, вот ребята, мы не только помогли лорду Байту найти свои свитки, но и повторили все основные разделы темы “Позиционные и непозиционные системы счисления”. А теперь домашнее задание.
3. Этап информации о домашнем задании.
Проблемная ситуация: 10100100111112+1А16+278, результат записать в двоичной системе счисления.
Iв. 4510 – ?16 3А16 – ?2 10110102
– ?16
II в. 6210 – ?16 5С16 – ?2 11111112
– ?16
III в. 7710 – ?16 7D16 –?2 100110112
– ?16
IV в. 7410 – ?16 2F16 – ?2 10011102
– ?16
V в. 5910 – ?16 9E16 – ?2 1011012
– ?16
VI в. 4410 – ?16 4B16 – ?2 1111002–
?16