Задачи:
- Продолжать знакомить детей с условиями быта и жизни древних москвичей, расширять кругозор в историко-географическом развитии детей.
- Воспитывать патриотические чувства, способность к артистических данных, умение передавать различные чувства посредством театрализованной деятельности, доброжелательные отношение друг к другу, чувство коллективизма, уважение к национальной культуре.
Словарная работа: Фурчалка, бирюльки, кубарь, балаган.
Предварительная работа: беседы “Во что играют наши дети?”, “Современные игрушки”, чтение рассказов “Царские игрушки”, “Краткая история игрушки”, заучивание считалок, стихотворений, пословиц, небылиц, просмотр видеофильмов праздники, досуги в детском саду, рассматривание альбомов, иллюстраций, сбор игрушек в мини- музей “Музей народного творчества”, “ Музей дерева”, игры с игрушками, русские народные игры, выставка детских рисунков, поделок.
Материал: различные игрушки из дерева, глины, соломы, тряпичная кукла, современные игрушки, картинки с изображением игрушек, народных игр, мольберт, мел, рукавичка- прихватка, корзинки, элементы костюмов скоморох, вороны, мелкие игрушки, пуговицы на верёвочке, полено, платок, голубая лента.
Ход занятия
Дети входят в группу.
Воспитатель. Здравствуйте, дорогие мои! Сегодня я хочу предложить вам необыкновенную экскурсию, но сначала ответьте, пожалуйста, кто из вас был в музее? (Дети отвечают). Предлагает подойти к столам и рассмотреть первую выставку коллекции игрушек. Знакомы ли вам эти предметы, для чего они нужны? Ответы детей.
Воспитатель. Все дети во все времена любили и любят играть в игрушки. Игрушка- великое изобретение человечества. в ней воплощены основные жизненные ценности народа, передаваемые из поколения в поколения. Сейчас купить желанную игрушку не составляет труда. Их в большом количестве делают на заводах и фабриках, продаются они в разных магазинах. Из каких материалов делают игрушки? Что могут делать современные игрушки? (двигаться, прыгать, летать, говорить…). (Дети отвечают).
А вот ребятишки в старину не могли и мечтать о таких чудесах. Их игрушки были просты и неприхотливы. Чаще всего их мастерили сами родители. (Показ иллюстраций, картинок). Находки археологов подтверждают, что в куклы дети играли ещё в доисторические времена, уменьшенные копии животных, птиц. Первые игрушки древних москвичей (полено, тряпичная кукла без лица, деревянные игрушки). Вспомните рассказ о святой царской семье. Ответы детей. В 2000 году в Москве в Историческом музее состоялась уникальная выставка “ На детской половине. Детство в царском доме. ОТМА и Алексей”, на которой были выставлены игрушки детей семьи последнего российского императора. ОТМА – это словечко, придуманное детьми как монограмм первых букв имён Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. Но не только самодельными игрушками играли в старину. Можно было купить готовую игрушку у мастера-игрушечника на ярмарке. Показ народных игрушек.
Дети (читают или поют).
Игрушкины частушки.
Наши руки крендельком,
Щёки будто яблоки.
Снами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские –
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.Дымковские барыни
Всех на свете краше,
А гусары – баловни –
Кавалеры наши.Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Подмосковные деревни и Москва издавна славились народной игрушкой. В городе Сергиев Посад под Москвой есть даже настоящий музей народной игрушки. Народные мастера создавали игрушки бытовые: детские прялки, глиняную и деревянную посуду, бирюльки (набор маленьких хозяйственных принадлежностей). Из металла делали игрушечные топорики, трещотки, свистульки, дудочки. Хороши были и кони-каталки, расписные в яблоко. Все эти игрушки с ранних лет приучали ребенка к труду и самостоятельности и передавались от старших к младшим.
Прошли столетия, изменилась жизнь людей, изменились и игрушки. Теперь они мало похожи на древние игрушки. Назовите игрушки, с которыми вы сейчас играете. Дети рассматривают современные игрушки. “ Кто чем играет в малых летах, тот тем занимается, сделавшись взрослым” – гласит русская пословица. Сейчас очень много различных игр, игр – конструкторов, музыкальных, мягких игрушек (предлагаю детям подумать, хотели бы они играть со старинными игрушками, например с поленом, одетым в тряпку).
Ребенок.
Игрушка.
Много игрушек в детском саду,
Наши игрушки стоят на виду:
Кот в сапогах, длинноухие зайки,
И барабаны, и балалайки.
Куклы нарядные в косах сидят,
Куклы на зайцев и мишек глядят.
Мы наши игрушки не бьем, не ломаем,
Их у товарищей не отнимаем.
Наши игрушки стоят на виду, –
Все у нас общее в детском саду.
Играть можно не только с игрушками, но и без них. Вы можете назвать какие-нибудь игры, в которые вы играете? А как вы думаете, в старину ваши ровесники знали какие-нибудь игры? (Ответы детей).
В старые времена на Руси существовало около 3000 игр. В них с удовольствием играли и дети, и взрослые. (Предлагаю подумать, почему. Наверное, потому что не было телевидения, кино и т.п.). Большинство этих игр дошло и до наших дней. Это: “Жмурки”, “Горелки”, “Пятнашки”, “Гуси-лебеди”, “Ручеек”, “Лапта” и др. Еще недавно во дворах детвора играла в эти игры.
А с чего начинается любая игра? (Ответы детей).
Правильно, со считалки. Считалки – это древняя форма гаданий. Когда кому-то выпадал случайный жребий, это воспринималось как воля судьбы. И в игре никто не должен обижаться. А какие считалки вы знаете? (Ответы детей). Играем в подвижную игру “Заря”.
Мы сейчас говорили о старинных, забытых играх, забавах, игрушках. Можно подумать, что ваши ровесники только и делали, что играли. Но это не так.
С малых лет и девочек, и мальчиков приучали к труду, к работе по дому. Они помогали взрослым. На игры, как правило, оставалось очень мало времени. Поэтому с таким нетерпением не только дети, но и взрослые ждали праздников, выходных дней, когда можно было повеселиться вволю.
На всех народных праздников выступают скоморохи. В современной жизни это артисты эстрады, клоуны. На площадях в балаганах скоморохи веселили, смешили народ, показывали кукольные представления и переодевались в разные смешные костюмы. Дети надевают колпачки скоморохов и показывают шуточные сценки. (Элементы костюма вороны, кукла-петрушка).
Ворона. Кра!
Ведущий. Кричит ворона.
Ворона.
Караул! Грабёж! Пропажа!
Вор пробрался утром рано,
Брошь украл он из кармана,
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую коробку!
Ведущий.
Стой, ворона, не кричи!
Не кричи, а помолчи!
Жить не можешь без обмана –
У тебя ведь нет кармана!..
Ворона. Как?!
Ведущий.
Подпрыгнула ворона
И моргнула удивлённо.
Ворона.
Что ж вы раньше не сказали?
Кар-р-раул!
Кар-р-рман, укр-р-рали!
Сценки скоморохов.
Шёл по улице Федул,
Шёл и губы надул.
- Федул, что губы надул?
- Да кафтан прожёг.
- Можно ли зашить?
- Да иглы нет.
- Остались ворот да рукава.
- Тебе поклон прислала.
- Кто?
- Маша.
- Какая Маша?
- Свинья наша.
- Кто? Кто?
- Дед Пихто и бабушка Никто.
Проводим одновременно конкурсы, используя песочные часы.
Детям предлагаю карточки. Задание: “Найди половинку”. Играют в парах.
Конкурсы: “Ежовые рукавицы”.
В рукавицах собрать мелкие предметы.
“Курица лапой”.
Нарисовать несколько простых предметов, соединить их вместе (небылица).
Предлагаю поиграть игрушкой – фурчалкой, кубарем.
Воспитатель. Понравилась вам наша экскурсия? Вы получили удовольствие?
Ответы детей.
Знакомство с русскими играми, игрушками, забавами мы будем продолжать.