Цели:
- Содействовать сплочению коллектива родителей, вовлечению их в жизнь класса;
- Познакомить родителей с Уставом школы;
- Принять соглашение между родителями и школой;
- Выбрать родительский комитет класса.
Участники: родители учащихся первого класса, классный руководитель.
Подготовительная работа.
- Классный руководитель рассылает пригласительные билеты с указанием места и времени собрания.
- Психолог проводит микроисследование среди учащихся “ Моя семья ”, анализирует результаты теста, сообщает информацию учителю.
- Классный руководитель с помощью учащихся оформляет выставку работ учащихся на тему “ Моя семья”, готовит презентацию “ Школа – наш дом ”.
Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые товарищи родители! Здравствуйте! Сегодня мы проводим первое родительское собрание. Очень хочется, чтобы этот класс стал общим домом не только для наших детей, но и для вас родителей. Поэтому наша главная задача познакомиться друг с другом, узнать главные законы школьной жизни и выработать план нашей совместной работы на ближайшее время. А теперь давайте познакомимся с той школой, в которой будут учиться ваши дети. (слайд 1,2)
Как и каждая семья, школа живёт по своим установленным законам. Я хочу познакомить вас с Уставом нашей школы и остановиться на разделе “Права и обязанности родителей” (слайд 3,4).
Предлагаю вам немного помечтать. Вспомните себя детьми, ведь именно в этом возрасте всё легко удаётся, нет житейских взрослых проблем, зато всегда есть ощущение счастья и родительской любви. А ещё огромная вера в сказку, чудо, волшебство. (фрагмент мультфильма “Цветик-семицветик”). (слайд 5)
Представьте, что у вас в руках оказался такой волшебный цветок. Подумайте, какими вы хотели бы увидеть своих детей после 4 класса, и запишите свои желания на лепестке. (сложить в конверт, на котором написано “Открыть в мае 2013 года”)
Наши дети, конечно же, верят в чудеса и волшебство, но мы с вами уже, к сожалению, твёрдо усвоили простой, но жизненно важный урок: чтобы наши желания сбывались, нужно хорошо потрудиться нам самим. Поэтому сбываться наши прогнозы будут не по щучьему велению, а только тогда, когда мы все вместе приложим свои усилия и способности, и будем каждый день маленькими шажками и конкретными делами и поступками приближаться к намеченной цели.
Множество дошколят с нетерпением ожидают, когда они впервые переступят порог школы.
Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не всё получается. Они разочарованы. И это естественно.
Начало школьного обучения приходится на кризис 7 лет. Иногда этот возраст называют периодом “смены молочных зубов”, “вытягиванием роста”. Родители отмечают, что не то чтобы ребёнок становился непослушным, скорее, он становится непонятным и всё это совпадает с началом школьного обучения. Что же происходит? Ребёнок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. Утратив одни формы поведения, ребёнок ещё не освоил новые. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными.
Почему нужно сидеть смирно целый урок?
Почему нельзя шуметь, кричать, бегать?
После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями.
Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результат – не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учёбе же на первый план всё больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребёнка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.
Упражнение “Снежинка”.
Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
- Сложите лист пополам.
- Оторвите правый верхний уголок.
- Опять сложите лист пополам.
- Снова оторвите правый верхний уголок.
- Сложите лист пополам.
- Оторвите правый верхний уголок.
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? (Участники отвечают отрицательно)
А почему? Как вы думаете?
Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.
Этот вывод – что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. ФОТО ДЕТЕЙ (слайд 6,7)
Встаёт вопрос: как добиться, чтобы учёба доставляла радость и удовольствие?
Как вы полагаете, что больше всего стимулирует желание учиться: поощрение, успех, награда или насмешка, критика или наказание? В обычной жизни мы полагаемся на понукание и наказание. А детские психологи утверждают, что значительно эффективнее поощрение. А если не за что хвалить? Тогда необходимо вселить веру, уверенность, найти, за что можно похвалить и успех придёт. Конечно же, существует много условий для успешного обучения в школе. Вот некоторые из них: (слайд 8-12)
Речевое развитие – без определённого уровня развития речи обучение не просто затруднено, а невозможно. Однако, несформированность речи встречается часто (почти у 60% первоклассников). Как правило, это нарушение звукопроизношения, трудности звуко-буквенного анализа, бедный словарно-бытовой запас, неумение вести диалог и составлять рассказ по картинке. Подобные проблемы необходимо решать с логопедом, так как в противном случае могут возникнуть проблемы при освоении письма и чтения.
Развитие внимания и памяти – необходимое условие успешного обучения. Неустойчивое внимание, заторможенность при его переключении или, наоборот, постоянное отвлечение, низкий объём и неустойчивость памяти, трудности при произвольном запоминании также могут осложнить процесс обучения. Поэтому особенно важно развивать память и внимание ученика и осуществлять правильную поддержку, соответствующую особенностям познавательной деятельности вашего ребёнка.
Общее развитие ребёнка – аспект подготовки, которому уделяется много времени. На начало обучения в первом классе ребёнок должен иметь элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, окружающем мире. Понимать смысл и последовательность событий, уметь сделать простой логический вывод, систематизировать и классифицировать предметы, явления, процессы. Активно воспринимать любую новую информацию, задавать вопросы.
Развитие движений и пространственная ориентация – важный показатель развития ребёнка. Почти все движения, которым учат ребёнка (или он учится сам), – произвольные, самые сложные по организации. К 6-7 годам ребёнок должен овладеть элементарными двигательными действиями (особенно бытовыми, самообслуживающими). При определении готовности к школе важно иметь в виду не только развитие “больших” движений (бег, прыжки, повороты и т.д.), но и способность ребёнка манипулировать мелкими предметами, умение правильно держать ручку и выполнять простые графические движения (чертить вертикальные и горизонтальные линии, круг, квадрат, треугольник).
Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации – функции, которые можно с полным основанием считать школьно значимыми. Ребёнок должен уметь выделять и классифицировать фигуры (буквы, цифры) по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам. Нужно уметь срисовывать простые геометрические фигуры, линии, буквы, цифры, соблюдая размерность и направление штрихов и элементов. Ребёнок должен различать пространственно расположение предметов и фигур (над – под, вверху – внизу, слева – справа и т.д.).
И, конечно же, самый важный фактор – это здоровье ребёнка. Именно здоровье определяет успешность обучения. К сожалению, сейчас почти 80% школьников имеют отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Среди первоклассников почти 60% часто болеющих детей. Поэтому очень важно создать для маленького школьника все условия, обеспечивающие полноценный отдых, питание, обучение.
Всего этого нам придётся достигать с вами вместе. Поэтому очень важно, чтобы наши требования были одинаковыми, а взаимоотношения дружескими. Предлагаю вам проект соглашения между учителем, родителями и учениками. (слайд 13-14)
Проект соглашения между учителем, родителями и учениками.
- Отношения между учителями, учениками и родителями строятся на основе взаимного уважения, доверия и взаимопонимания.
- Мы работаем над собой, учимся соизмерять свои силы и возможности. Труд и учёба на первом месте, отдых – на втором.
- Мы живём по принципу: не нравится – предлагай, предлагаешь – делай.
- Мы не накапливаем злобу и обиду друг на друга, а в спокойных разговорах выясняем отношения.
- Мы организуем кружки и спортивные секции для учащихся с привлечением родителей.
- Родители и учащиеся оказывают посильную помощь при организации ремонта школы.
- Не остаёмся равнодушными к досугу детей.
Есть изменения, дополнения к проекту?
У нас остался последний, но очень важный раздел – состав родительского комитета нашего класса. Многие из вас уже познакомились друг с другом, теперь пришло время выбрать несколько человек на эту важную и почётную должность.
Разное.