Цели:
Образовательные: обобщение и
систематизация знаний по данной теме, умений и
навыков применения формул сокращенного
умножения различных ситуациях;
Развивающие: формирование познавательной
активности, умения логически мыслить,
рационально работать; развитие математической
речи;
Воспитательные: воспитание аккуратности,
внимательности, чувства ответственности.
Тип: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков.
Оборудование: индивидуальные карточки.
Структура урока:
- Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся.
- Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
- Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.
- Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.
- Подведение итогов.
Ход урока
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
1. Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся. |
|||
Здравствуйте, ребята, садитесь. Французский писатель XIX века Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”. Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни. Сегодня у нас обобщающий урок по теме: “Формулы сокращенного умножения”. Перед вами стоит задача – показать знание этих формул, умение их применять в различных ситуациях. |
|||
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. |
|||
Работают на листочках по
индивидуальным карточкам: 1. Представьте в виде многочлена (0,5у+3х+5с)2. 2. Длина прямоугольника на 3 см больше стороны квадрата, а ширина на 3 см меньше. Площадь какой фигуры больше и на сколько? 3. Известно, что 3(2х+а)2= =12х2+60х+3а2. Найдите а и вычислите значение выражения 3(2х+а)2 при х=-4. |
Работают на листочках по
индивидуальным карточкам: 1. Решите уравнение (3х-1)2+(4х+2)2=(5х-1)(5х+2) 2. Докажите, что при любом натуральном n значение выражения (5+2n)2-(5n-2)2 делится на 21. 3. Упростите выражение (у2-2у)2-у2(3+у)(у-3)+2у(2у2+5). |
Работают у доски по индивидуальным
карточкам: 1. Преобразуйте в многочлен стандартного вида а) (6t-1)2-(6-t)(6+t). 2. Решите уравнение а) (2х+3)2-7х=(2х-1)(2х+1) |
Блиц-опрос (на листочках) 1. Чему равен квадрат суммы чисел а и 3? 2. Представьте в виде многочлена стандартного вида квадрат двучлена 2a-b. 3. Представьте в виде многочлена стандартного вида произведение разности х-2 и суммы х+2. 4. Представьте в виде многочлена стандартного вида произведение разности 3a-5b и суммы 3a+5b. 5. Выполните умножение (х-3)(х2+3х+9). |
Проводят экспертизу решений учащихся III группы. | Проверяют блиц-опрос учащихся IV группы. | Защита учащимися своих решений. | Записывают в тетрадь решение заданий III группы (1а, 2а). |
3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений. |
|||
На доске написаны формулы: 1. (a+b)(a
2-ab+b2)=a3+b3 Учитель называет левую или правую часть какой-либо формулы, а ученики в тетради записывают номер этой формулы. В итоге получается число, которое и проверяется. Два ученика работают на обратных крыльях доски.
Ответ: 513423. |
|||
4. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий. |
|||
Работа у доски (с консультацией
учителя).
|
Выполняют тест: Вариант 1. А1. Преобразуйте в многочлен выражение : a2+(3a-b)2 а) 10a2-6ab+b2; в) 10a2+b2; А2. Выполните преобразование: (-3с+а)2 а) -9с2+а 2; В1. Упростите выражение: -6х3-3(х3-1)2. Ответ__ В2. Решите уравнение (х-1)(х+1)-х(х-2)=0. Ответ__ В3. Преобразуйте в многочлен выражение (5a-7b) 2+70ab. Ответ __ Вариант 2. А1. Преобразуйте в многочлен выражение : х2+( 2х-у)2 а) -3х2 +4ху-у2; А2. Выполните преобразование: (-7х+2у)2 а) 49х2+4у 2; В1. Упростите выражение: -10х3-5(х3-1)2. Ответ__ В2. Решите уравнение (х-3)(х+3)-х(х-4)=0. Ответ__ В3. Преобразуйте в многочлен выражение (3y-4z) 2+24yz. Ответ__ |
Работа у доски (с консультацией
учителя). 1. Упростите выражение -2(3a+2b)2+24ab. 2. Решите уравнение (х-4)(х+4)-х2=2х 3. Найдите значение выражения 4-(2-3х)(4+6х+9х2) при х=-1/3 |
|
Проверяют тест III группы. Самостоятельная работа. Вариант 1. 1. Докажите, что число 17282-7032 делится на 25 без остатка. 2. Вычислите (22+1)(24+1)(28+1)*(216+1)(232+1)(264+1)-1/3*2128. Вариант 2. 1. Докажите, что число 23752-22762 делится на 33 без остатка. 2. Вычислите (32+1)(34+1)(38+1)*(316+1)(332+1)-1/8*364. |
Самостоятельная работа Вариант 1. 1. Раскройте скобки а) (3х2-у2)2; 2. Найдите значение выражения (2х-7)(49+14х+4х2)+343-4(2х-1)*(2х+1) при х=-0,5. Вариант 2. 1. Раскройте скобки а) (5х2+у2)2; 2. Найдите значение выражения (3х+4)(9х2-12х-16)-64-3(3х-1)*(3х+1)+х2 при х=1. |
Работа по учебнику №520(а, в), № 513 (а, г) – с комментированием у доски |
Выполняют тест: Вариант 1. Раскройте скобки. 1) (2а-3)2 а) 4а2-6а+9; 2) (3х-5у2)(3х+5у2) а) 9х2-25у2; 3) (а+2)(а2-2а+4) а) а3+16; 4) (х-1)(х2+х+1) а) х3+х2-1; 5) Даны два равенства: 1. (2a-3b2)2=4a2-6ab2+9b4 Какое из них верно (да), а какое неверно (нет)? а) да, да; Вариант 2. Раскройте скобки. 1) (3а-b)2 а) 9а2+9 b2; 2) (2х-3 у2)(2х+ 3у2) а) 4х2- 9у2; 3) (а-2)(а2 +2а+4) а) а3-8; 4) (х+1)(х2 -х+1) а) х3+х2-1; 5) Даны два равенства: 1. (3x2+2y)2=4y2+12х2у +9х4
; Какое из них верно (да), а какое неверно (нет)? а) да, да; |
5. Домашнее задание. I и II группы – вывести формулы (а+b)4; (a+b+c)2;
упростить выражения (х+2)4+(х-2)4; (2х2-х-2)2+(х2+2х-1)2. |
|||
6. Подведение итогов. |