Урок по теме "Формулы сокращенного умножения"

Разделы: Математика


Цели:

Образовательные: обобщение и систематизация знаний по данной теме, умений и навыков применения формул сокращенного умножения различных ситуациях;
Развивающие: формирование познавательной активности, умения логически мыслить, рационально работать; развитие математической речи;
Воспитательные: воспитание аккуратности, внимательности, чувства ответственности.

Тип: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков.

Оборудование: индивидуальные карточки.

Структура урока:

  1. Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся.
  2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
  3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.
  4. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.
  5. Подведение итогов.

Ход урока

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа

1. Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Французский писатель XIX века Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”. Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни.

Сегодня у нас обобщающий урок по теме: “Формулы сокращенного умножения”. Перед вами стоит задача – показать знание этих формул, умение их применять в различных ситуациях.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Работают на листочках по индивидуальным карточкам:

1. Представьте в виде многочлена (0,5у+3х+5с)2.

2. Длина прямоугольника на 3 см больше стороны квадрата, а ширина на 3 см меньше. Площадь какой фигуры больше и на сколько?

3. Известно, что 3(2х+а)2= =12х2+60х+3а2. Найдите а и вычислите значение выражения 3(2х+а)2 при х=-4.

Работают на листочках по индивидуальным карточкам:

1. Решите уравнение (3х-1)2+(4х+2)2=(5х-1)(5х+2)

2. Докажите, что при любом натуральном n значение выражения (5+2n)2-(5n-2)2 делится на 21.

3. Упростите выражение

2-2у)22(3+у)(у-3)+2у(2у2+5).

Работают у доски по индивидуальным карточкам:

1. Преобразуйте в многочлен стандартного вида

а) (6t-1)2-(6-t)(6+t).
б) (3a-2)(3a+2)+(2a-3)2.
в) (4у+7)( 4у-7)-(5у-7)2 .

2. Решите уравнение

а) (2х+3)2-7х=(2х-1)(2х+1)
б) (х-8)(х+8)+8х2=(3х-5)2+1
в) (3х+1)2+(4х-3)(4х+3)=5х(5х-2)

Блиц-опрос (на листочках)

1. Чему равен квадрат суммы чисел а и 3?

2. Представьте в виде многочлена стандартного вида квадрат двучлена 2a-b.

3. Представьте в виде многочлена стандартного вида произведение разности х-2 и суммы х+2.

4. Представьте в виде многочлена стандартного вида произведение разности 3a-5b и суммы 3a+5b.

5. Выполните умножение (х-3)(х2+3х+9).

Проводят экспертизу решений учащихся III группы. Проверяют блиц-опрос учащихся IV группы. Защита учащимися своих решений. Записывают в тетрадь решение заданий III группы (1а, 2а).

3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.

На доске написаны формулы:

1. (a+b)(a 2-ab+b2)=a3+b3
2. a2-2ab +b2=(a+b)2
3. a2-b2=(a-b)(a+b)
4. a3-b3=(a-b)(a2+ab+b2)
5. (a+b)2= a2+2ab+b2

Учитель называет левую или правую часть какой-либо формулы, а ученики в тетради записывают номер этой формулы. В итоге получается число, которое и проверяется. Два ученика работают на обратных крыльях доски.

  1. Квадрат суммы двух выражений.
  2. Произведение суммы двух выражений и неполного квадрата их разности.
  3. Разность квадратов двух выражений.
  4. Разность кубов двух выражений.
  5. Квадрат первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения.
  6. Произведение разности двух выражений и их суммы.

Ответ: 513423.

4. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.

Работа у доски (с консультацией учителя).
  1. Докажите, что сумма кубов чисел 1713 и 3287 оканчивается тремя нулями.
  2. Докажите, что разность кубов чисел 728 и 563 делится на 165 без остатка.
  3. № 521, 522 (из задачника).
Выполняют тест:

Вариант 1.

А1. Преобразуйте в многочлен выражение : a2+(3a-b)2

а) 10a2-6ab+b2; в) 10a2+b2;
б) 10a2-b2; г) 9a2-6ab+b2 .

А2. Выполните преобразование: (-3с+а)2

а) -9с22;
б) 9с2- 6ас+а2;
в) 9с2+ а2;
г) 9с2 +3ас+а2 .

В1. Упростите выражение: -6х3-3(х3-1)2.

Ответ__

В2. Решите уравнение (х-1)(х+1)-х(х-2)=0.

Ответ__

В3. Преобразуйте в многочлен выражение (5a-7b) 2+70ab.

Ответ __

Вариант 2.

А1. Преобразуйте в многочлен выражение : х2+( 2х-у)2

а) -3х2 +4ху-у2;
б) 5х2- 4ху+у2;
в) -3х 2+2ху-у2;
г) 5х 2-4ху-у2 .

А2. Выполните преобразование: (-7х+2у)2

а) 49х2+4у 2;
б) -49х2 +4у2;
в) 49х2 -14ху+4у2;
г) 4 9х2 -28ху+4у2 .

В1. Упростите выражение: -10х3-5(х3-1)2.

Ответ__

В2. Решите уравнение (х-3)(х+3)-х(х-4)=0.

Ответ__

В3. Преобразуйте в многочлен выражение (3y-4z) 2+24yz.

Ответ__

Работа у доски (с консультацией учителя).

1. Упростите выражение -2(3a+2b)2+24ab.

2. Решите уравнение (х-4)(х+4)-х2=2х

3. Найдите значение выражения 4-(2-3х)(4+6х+9х2) при х=-1/3

Проверяют тест III группы.

Самостоятельная работа.

Вариант 1.

1. Докажите, что число 17282-7032 делится на 25 без остатка.

2. Вычислите (22+1)(24+1)(28+1)*(216+1)(232+1)(264+1)-1/3*2128.

Вариант 2.

1. Докажите, что число 23752-22762 делится на 33 без остатка.

2. Вычислите (32+1)(34+1)(38+1)*(316+1)(332+1)-1/8*364.

Самостоятельная работа

Вариант 1.

1. Раскройте скобки

а) (3х22)2;
б) (-4a3+0,5b)2 .

2. Найдите значение выражения (2х-7)(49+14х+4х2)+343-4(2х-1)*(2х+1) при х=-0,5.

Вариант 2.

1. Раскройте скобки

а) (5х22)2;
б) (-3a5 +2,5b)2 .

2. Найдите значение выражения (3х+4)(9х2-12х-16)-64-3(3х-1)*(3х+1)+х2 при х=1.

Работа по учебнику

№520(а, в), № 513 (а, г) – с комментированием у доски

Выполняют тест:

Вариант 1.

Раскройте скобки.

1) (2а-3)2

а) 4а2-6а+9;
б) 4а2-12а+9;
в) 2а2-12а+9;
г) 4а2-9.

2) (3х-5у2)(3х+5у2)

а) 9х2-25у2;
б) 9х2-25у4;
в) 9х2+25у2;
г) 9х2-25у4.

3) (а+2)(а2-2а+4)

а) а3+16;
б) а3-8;
в) а3+2а2+16;
г) а3+8.

4) (х-1)(х2+х+1)

а) х32-1;
б) х3-1;
в) х32-1;
г) х3+1.

5) Даны два равенства:

1. (2a-3b2)2=4a2-6ab2+9b4
2. (х+3у)22+9у2+6ху.

Какое из них верно (да), а какое неверно (нет)?

а) да, да;
б) да, нет;
в) нет, да;
г) нет, нет.

Вариант 2.

Раскройте скобки.

1) (3а-b)2

а) 9а2+9 b2;
б) 9а2+6 аb+b2;
в) 9а2 +3аb+ b2;
г) 3а2 +6ab+b2.

2) (2х-3 у2)(2х+ 3у2)

а) 4х2- 9у2;
б) 4х2- 9у4;
в) 4 х2+9у2;
г) 4 х2-9у4.

3) (а-2)(а2 +2а+4)

а) а3-8;
б) а3+8;
в) а3 -2а2+8;
г) а3 -16.

4) (х+1)(х2 -х+1)

а) х32-1;
б) х3-1;
в) х32-1;
г) х3+1.

5) Даны два равенства:

1. (3x2+2y)2=4y2+12х2у +9х4 ;
2. (3a-b)2= 9a2+b 2-6ab.

Какое из них верно (да), а какое неверно (нет)?

а) да, да;
б) да, нет;
в) нет, да;
г) нет, нет.

5. Домашнее задание.

I и II группы – вывести формулы (а+b)4; (a+b+c)2; упростить выражения (х+2)4+(х-2)4; (2х2-х-2)2+(х2+2х-1)2.
III группа – № 515-519 (в, г)
IV группа – № 506 (г), 502 (г), 510 (а, б)

6. Подведение итогов.