Урок окружающего мира в 3-м классе "Кровь и кровообращение"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока: познакомить учащихся с составом крови и её функциями в организме; сформировать представление о системе кровообращения; способствовать развитию навыков работы с текстом, схемами; воспитывать бережное отношение к сердцу; прививать навыки здорового образа жизни.

Оборудование:

  1. Учебник: О.Т. Поглазова “Окружающий мир, 3 класс”;
  2. Таблицы: “Органы пищеварения”, “ Органы дыхания”, “Органы кровообращения”;
  3. Муляж сердца;
  4. С.И. Ожегов “Толковый словарь”;
  5. Бинт, медицинский жгут, вата, йод, раствор бриллиантовой зелени, клизма;
  6. Фрагмент мультфильма “Молодильные яблоки” (русская народная сказка).

Ход урока

Повторение пройденного материала:

Вопросы для повторения:

  1. Зачем человек питается?
  2. Какие питательные вещества должны содержаться в пище?
  3. Для чего нужны белки? жиры? углеводы? минеральные соли? витамины ?
  4. Как беречь зубы?
  5. Как правильно есть?
  6. Нужна ли организму простая вода?

Вы уже многое знаете о своем организме. Я думаю все правила. О которых мы с вами говорили, будете выполнять, чтобы быть здоровым и крепким.

Изучение нового материала:

Сейчас посмотрите небольшой отрывок из мультфильма “Молодильные яблоки”. Как вы думаете, о какой воде говорится в сказке. Существует ли такая вода? Я с вашим мнением не согласна.

В нашем организме есть такая “живая” вода. Это кровь. В сказке всегда волшебство и поэтому живой водой только спрыскивают. А в нашем организме “живая” вода течет.

Сегодня на уроке мы и будем говорить об этой “живой” воде – крови и органах кровообращения. Что такое кровообращение мы узнаем из “Толкового словаря”. (Дети читают объяснение из книги). Что относится к этой системе мы узнаем на уроке.

Если вы уколете или обрежете палец, то вы увидите кровь. Какого цвета кровь? Почему?

Работа с учебником:

На это вопрос мы с вами ответим. Когда прочитаем статью в учебнике на странице 32. (Дети читают статью вслух).

Работа по таблице:

Посмотрите на доску. На таблице изображена капелька крови под микроскопом. Что вы увидели? Бесцветная жидкость, к которой плавают тельца – плазма. Эта жидкость несет все красные и белые тельца по сосудам. В вашем организме около литра плазмы. Вы её видели. Когда ранили коленку. Замечали, что из царапины вытекала желтоватая жидкость. Она помогает крови свертываться и образует корочку на ранке. Плазма выполняет ещё одну важную функцию – она переносит питательные вещества, полученные из переваренной пищи и выделяет вредные вещества из всех клеток организма. Как называются красные кровеносные тельца? Красные кровеносные тельца – эритроциты. Они выполняют важную функцию – принимают участие в газообмене легких. Что такое газообмен? Кровь, насыщенная кислородом, несет его всем клеткам организма человека.

При ранении человек теряет много крови, клетки его организма перестают получать “живую воду” и начинают задыхаться. Человек умирает.

Эритроциты недолговечны. Они живут 3-4 месяца. А затем заменяются новыми. В одной капле крови 300млн. красных телец. Ими можно 4 раза обернуть земной шар, такой цепочкой красных телец одного человека.

Между красными тельцами есть ещё тельца. Что это? Это белые тельца – лейкоциты, их в 4 раза меньше. Они являются защитниками организма от микробов. Как только в кровь попадают микробы, лейкоциты мгновенно собираются в большие отряды и мчатся к месту болезни. Они убивают микробы. Лейкоциты живут 2-4 дня и заменяются новыми.

Вывод.

Какие функции выполняет кровь? Кровь питает каждую клеточку организма и несёт к ним кислород, а забирает углекислый газ, выводит вредные вещества, защищает от микробов. В вашем организме 3 литра крови, у женщин около 5 литров крови, а у мужчин до 6 .

Практическая работа:

Повернитесь, сидящие на первом варианте к соседу спиной, а на – втором варианте. приложите ухо к спине своего соседа. Что вы слышите7 Вы слышите удары сердца. С какой частотой оно бьётся, мы сейчас определим. Найдите пульс на левой руке. Посчитайте, сколько ударов в минуту делает ваше сердце.

Физкультминутка.

Необходимо при проведении физкультминутки интенсивно подвигаться. А затем посчитать количество ударов сердца. (80-90 ударов в минуту).

Продолжение работы.

Какое количество ударов у вас? У взрослых в спокойном состоянии 60-70 ударов в минуту, а у детей 80-90 . При физической нагрузке количество ударов увеличивается. Каждый день сердце делает до 12000 ударов в сутки.

Пульс у слона – 25 ударов, у кошки – 130 ударов, у лошади – 35 ударов в минуту.

Сердце и кровеносные сосуды – органы кровообращения. Вы привыкли видеть сердце на картинках, открытках или коробках конфет. (Показать) На самом деле оно совсем другое. (Показать муляж сердца) Сердце – особая мышца. Она сокращается и расслабляется автоматически, без физических усилий; выталкивает кровь в сосуды. Оно напоминает сосуд, Вернее два насоса, в одной упаковке.

Работа сердца напоминает работу клизмы. (Показ) Расслабляясь всасывает, сокращаясь – выталкивает её.

У ребенка сердце размером с апельсин. У взрослого – с небольшой грейпфрут, весом 350гр. (Показ) Внутри сердце полое и разделено на 4 части – камеры. (Работа по таблице)

В правую сторону по сосудам – венам поступает кровь, которая “пропутешествовала” по всем органам. Она темно- красного цвета и несет углекислый газ. Затем кровь поступает в лёгкие. Где обогащается кислородом каждый миг. 1/4 часть всей крови находится в лёгких. Потом кровь возвращается в левую строну сердца, и уже алая кровь , идёт по сосудам. Эти сосуды называют артерии. Они очень эластичны, гибкие, как – будто резиновые.

По артериям кровь течет со скоростью 0,5 метра в секунду. Все вены и артерии ветвятся, делятся на более тонкие. Самые тонкие, называются – капиллярами. Они бывают такими тонкими, что если сложить 40 капилляров, то они будут тоньше волоса. Их очень много, если из них сложить одну цепочку, то земной шар можно обмотать 2,5 раза. Все сосуды между собой переплетаются. как корни деревьев, трав, кустарников.

Ежедневно сердце перегоняет кровь по всему организму человека до 3000 раз. За минуту в спокойном состоянии сердце перекачивает 4 литра крови, при физической нагрузке – 10-12 литров, за год до 3000 тонн.

Работа с учебником.

Прочитайте на странице 35 статью для любознательных про себя. Что нового вы узнали?

Вывод:

По каким сосудам кровь идет к сердцу и от него? Из чего состоят органы кровообращения? Артерии , вены, капилляры и сердце – органы кровообращения. Они требуют к себе особое внимание

Работа по памятке.

Как надо заботиться о своем сердце? А теперь посмотрите на доску, прочитайте и запомните “Памятку здоровья”

  1. Регулярно занимайся физкультурой и играй в подвижный игры.
  2. Не ешь слишком много, чтобы не растолстеть.
  3. Ешь все продукты, они полезны для твоего организма.
  4. Старайся не переутомляться.
  5. Обязательно спи ночью 8-10 часов.

Вывод:

Конечно, каждый хочет быть здоровым. Вы хотите побыстрее вырасти и быть похожими на взрослых. Подражая взрослым, вы часто перенимаете их вредные привычки. Какие вредные привычки вы думаете, влияют отрицательно на работу сердца? Наркотики - “белая” смерть. Они высасывают все силы. Нарушают работу сердца, сосуды тончают. Человек умирает. Также опасен табак и алкоголь.

Практическая работа:

Бывают случаи, когда у вас открывается носовое кровотечение .Какую помощь необходимо оказать пострадавшему?

Надо умыть лицо холодной водой, но переносицу положить холод, но голову необходимо держать прямо, не наклонять, а то сгусток крови может попасть в глотку и вызвать рвоту. Если кровь не остановилась через 5 минут, то нужно заложить в ноздри жгутики из ваты , смоченные в перекиси водорода (Показать)

Иногда из раны кровь бьёт толчками. Это очень опасная рана - повреждена артерия. Необходимо наложить жгут, продезинфицировать рану, наложить чистую повязку и доставить пострадавшего в больницу. (Показать)

Теперь вы можете оказать помощь пострадавшему.

Итог урока:

Назовите органы кровообращения.
Почему нужно укреплять сердце?
Какое значение имеет кровь для организма человека?