Задачи:
- Сократить продолжительность адаптационного периода; минимализировать его негативные последствия для учащихся 5-х классов;
- Внедрить в УВП технологии оптимального счета, чтения, письма, СОУ.
Отличие технологий от обычных методик – более строгий учёт психолого-дидактических закономерностей и результатов диагностики.
Это и позволяет уверенно получать хорошие результаты при меньших затратах времени и труда. Среди частных педагогических технологий наиболее популярны технологии совершенствования общеучебных умений (СОУ), а среди них основными следует считать те, которые позволяют быстро наращивать скорость чтения, письма и вычислений до оптимальных значений без ущерба для качества этих умений, то есть позволяющие учиться на “4” и “5”.
Основная зона применения технологии достижения оптимального чтения (то есть со скоростью разговорной речи — 120-150 слов в минуту для русскоязычных школьников) — это 2-3-е классы, но её можно применять и в 5-9-х классах и даже в СПТУ.
Основная зона применения технологии обеспечения достаточной скорости письма (60 букв в минуту) — это 3-е и 5-е классы, но её можно применять и во вторых, и в 6-9-х классах.
Технология достижения оптимального чтения
По результатам замеров скорости чтения и по наблюдениям учителей рассматривается шесть диагностических ситуаций:
- Если скорость чтения ещё не достигла скорости разговорной речи (меньше 120 слов в минуту), то надо увеличить частоту тренировок, для чего можно использовать ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения; возможен вариант трёхкратного прочтения одного и того же минутного отрывка текста;
- Если скорость чтения меньше 100 слов в минуту, то это означает, что ещё не вполне развита оперативная память, надо использовать зрительные диктанты по И.Т. Федоренко;
- Если ежемесячная прибавка скорости чтения меньше 8 слов в минуту, то надо использовать для стимулирования самозамеры, чтение перед сном или просмотр диафильмов;
- Если падает осмысленность чтения, то надо усилить упражнения по пересказу содержания;
- Если падает выразительность чтения, то надо использовать тройку упражнений по И.Т. Федоренко — И.Г. Пальченко;
- Если ученик устойчиво “застрял” на каком-то значении скорости чтения (в течение двух месяцев нет прибавки результата), то надо ему помочь преодолеть резонансный барьер, используя многократное чтение и стимулирование.
Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения проводятся в начале каждого урока. Во втором классе время упражнений может быть сокращено до 2-3 минут. Высокая эффективность ежеурочных пятиминуток обусловлена повышением частоты тренировок (в 20 раз по сравнению с обычной) и их объёма.
Другое очень важное упражнение технологии – зрительные диктанты по И.Т. Федоренко для развития оперативной памяти. Они эффективны классе, где часто можно наблюдать такую картину: ребёнок читает предложение из 8-10 слов, дочитал до середины и забыл первое слово. Он не улавливает смысл прочитанного, ему не интересно читать. В этом случае требует улучшения оперативная память. Тексты по И.Т. Федоренко состоят из 18 наборов по шесть предложений в каждом. Особенность этих предложений – их длина наращивается постепенно, по 1-2 буквы. Первое предложение первого набора наиболее короткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв. Время работы со всеми наборами – примерно два месяца. За это время оперативная память развивается настолько, что ребёнок может запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Теперь он легко улавливает смысл, читать ему становится интересно, и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.
Во время диктантов на доске выписываются шесть предложений одного набора и закрываются листом бумаги. После того как одно из них высвечено (лист бумаги опущен), ребята в течение определённого времени читают его молча и стараются запомнить. Время экспозиции небольшое – от 4 до 7 секунд (оно указано для каждого предложения). Затем учитель стирает предложение и предлагает записать его по памяти. Возможно, что кто-то из учеников скажет: “А я не запомнил”. Реагируйте очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно скажите: “Это предложение пропусти, а следующее постарайся запомнить”. На шесть, предложений одного набора уходит обычно от 5 до 8 минут.
Если учитель видит, что многие дети не пишут, то есть не успели запомнить, то на следующий день надо этот же набор повторить. Когда предложения становятся очень длинными, то каждый набор повторяют по 4-5 дней. В среднем на каждый набор уходит три дня, а всего 54 дня, или два месяца. За этот небольшой срок можно развить оперативную память, но при непременном соблюдении ряда условий:
- Зрительные диктанты надо писать ежедневно. При уменьшении частоты тренировок память не развивается. В ходе эксперимента при ежедневном написании зрительных диктантов прибавка скорости чтения за два месяца составила в среднем 44 слова в минуту, то есть была в пять раз больше обычной;
- Диктанты надо писать по текстам И.Т. Федоренко. Постепенное наращивание длины предложений обеспечивает постепенное нарастание трудностей чтения и запоминания, облегчает процесс тренировки.
Ученики читают предложения, написанные на доске, только молча. Если кто-то читает вслух, то другие будут воспринимать предложения ушами, а не глазами; самостоятельное восприятие и осознание совершенствоваться не будут.
- Записываются предложения на листочках бумаги. Если писать тексты в тетрадях, то уже на второй день они будут мешать запоминанию.
- Листочки после записи предложений следует собрать, не проверять и детям не возвращать. Если проверить работы, исправить ошибки и возвратить листки ученикам, то они будут стараться запоминать не только слова в предложении, но и буквы в словах. Учебная задача усложняется, что затрудняет развитие памяти.
- Если все дети запоминают короткие предложения, не радуйтесь: работа идёт вхолостую, так как в этом случае трудность недостаточна для тренировки памяти. Переходите к следующему набору.
- По мере перехода к длинным предложениям многие дети не будут успевать прочитывать и запоминать. Не расстраивайтесь! Вы вошли в нормальный тренировочный режим, теперь надо каждый набор повторять несколько дней подряд.
Стимулирование.
Без эмоций и стимулирования невозможна любая деятельность. В предлагаемой технологии стимулирование достигается периодическим воздействием самозамеров скорости чтения и продлением положительного эмоционального состояния (используйте чтение перед снам). Если стимулирование не помогает, можно использовать облегчённое чтение, при просмотре диафильма.
Для самозамеров оставляют в конце урока 3-4 минуты. Ребята читают в течение одной минуты текст в жужжащем режиме, замечают, до какого слова прочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и результаты записывают в дневнике. Если при самозамерах у кого-то из школьников возникают отрицательные эмоции, его надо временно освободить от самозамеров.
Повышение осмысленности чтения достигается упражнениями традиционной методики: пересказа материала, ответов на вопросы и составления вопросов по тексту.
Тройка упражнений из системы И.Т. Федоренко – И.Г. Пальченко может быть использована для совершенствования выразительности чтения. Если ребёнок читает невыразительно – значит, он либо плохо ориентируется в тексте, либо имеет артикуляционные затруднения. Чтобы их устранить, надо в первом случае использовать многократное чтение небольшого отрывка, во втором – читать в темпе скороговорки. После такой тренировки легко достигается выразительность, возрастает и скорость чтения. Затем эти умения используются при чтении незнакомой части текста. Рассмотрим это упражнение подробнее.
После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осмыслено детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. Ученики отмечают карандашом, до какого места они дошли, затем повторно читают этот отрывок, вторая карандашная пометка, и сравниваются результаты первого и второго прочтения. Естественно, во второй раз прочитано на несколько слов больше – это вызывает положительные эмоции. Ученики увереннее ориентируются в тексте.
На этом же кусочке текста выполняем упражнение для снятия артикуляционных трудностей: чтение в темпе скороговорки длится всего 20 секунд, при этом не ставится задача читать выразительно, но контролируется чёткость проговаривания окончаний слов. Похвалив ребят, переходим к последнему, самому ответственному упражнению: снова надо читать сначала, чуть медленнее, но красиво, выразительно. Ученики прочитывают незнакомую часть текста; повышенная скорость чтения и выразительность, приобретённые при выполнении первых двух упражнений, сохраняются, но не надолго – на одну-две строчки незнакомого текста. Однако при ежедневном выполнении этих упражнений длительность выразительного чтения с повышенной скоростью увеличивается.
Если скорость чтения ребёнка достигла 50-60 слов в минуту и далее не растёт, то не исключена возможность резонансного барьера. Его суть состоит в том, что ребёнок читает в такт своим собственным колебаниям. Иногда эти колебания можно наблюдать — это, например, раскачивание туловища, но чаще они имеют незримый, внутренний характер. Чтение в темпе собственных колебаний может стать устойчивой, труднопреодолимой привычкой, и тогда надо систематически использовать многократное чтение коротких отрывков текста. Хорошо помогает рецепт: “Три отрывка ежедневно, по три раза подряд”. Выполняется это так.
Ребёнок читает выбранный текст в течение одной минуты, при этом определяется скорость чтения, например, 54 слова в минуту. Далее нужно объяснить, что если прочитать второй раз после такой тренировки, результат будет лучше. После второго чтения этого же отрывка опять определяем скорость чтения и убеждаемся, что она действительно увеличилась, допустим, до 58 слов в минуту. Теперь надо обязательно похвалить: “Вот какой молодец! Уже на четыре слова больше. Ну-ка давай ещё попробуем”. И конечно, третий замер обнаруживает ещё прибавку – скорость уже выросла до 61 слова в минуту.
Если читать таким образом ежедневно, то за две недели резонансный барьер будет пройден, а дальше можно применять обычные упражнения – те же, что и для всего класса.
Технология увеличения скорости письма.
Перед началом работы проводится нулевой замер скорости письма; через месяц тренировки — первый диагностический замер. В черновике можно поупражняться в написании вслепую коротких слов длиной в 3-6 букв, например, “сон”, “хлеб”, “марка”, “радуга”.
Если через месяц скорость увеличилась на 5-10 букв в минуту – значит, процесс идёт нормально и в специальных упражнениях нет необходимости. Выделим тех учеников, у кого прибавка за месяц составила менее пяти букв в минуту. Для них проведём в течение второго месяца ежеурочные упражнения: переписывание из книги в черновую тетрадь. Увеличение частоты тренировок и режим самозамеров благотворно сказываются на скорости письма. Лучший результат дня ученик записывает в дневник. В конце второго месяца проводится второй диагностический замер. Если обнаруживаются ученики, у которых нет улучшений, то для них необходима специальная ежеурочная тренировка. В конце третьего месяца снова проводится диагностический замер, и если у ребёнка нет улучшений, то его желательно показать врачу для обследования.
Пересказ “по-самарски”.
Самарский вариант обучения пересказу (разработан учителями Новокуйбушевска, Самары, Тольятти, Чапаевска, и Богатовского района) предусматривает последовательное выполнение 6 упражнений – по 1-2 минуты каждое:
- Чтение отрывками текста длительностью 1-2 минуты;
- Осознание и осмысление прочитанного (ответы на вопросы учителя);
- Запись на доске 4-7 ключевых слов (по выбору учеников);
- Образцовый пересказ текста отличником и прослушивание его классом;
- Жужжащий пересказ в парах;
- Пересказ текста слабым учеником.
Технология повышения орфографической грамотности.
Исследования показали, что традиционная методика русского языка (в том числе и сознательно-практический метод) не позволяет получить хорошие результаты: не хватает упражнений, опирающихся на ассоциативную память! Так был разработан вариант технологии. Назовем основные его особенности.
- Этот вариант применяется в режиме повторения. При любых методах обучения происходят забывание материала, притупление навыков.
- Работа по восстановлению навыков должна проводиться ежедневно, то есть на каждом уроке русского языка, а если таких уроков мало, то и на уроках русской литературы.
- Упражнения должны занимать не более 5 минут за урок. Программа обучения русскому языку очень громоздка, и больше времени просто негде взять.
- Упражнения должны проводиться устно. При письменном их выполнении 80-90 процентов времени теряется на рутинную операцию - механическую запись. Не менее важно, что нельзя перегружать учителя дополнительными объемами проверочной работы. Сохранение здоровья учеников и учителей - важнейший технологический принцип.
- Отработка каждой повторяемой орфограммы проводится в течение одной недели. В течение этой недели нельзя в погоне за интересом допускать чередование нескольких орфограмм; нельзя нарушать ритмичность, предусмотренную технологией.
Предлагаемая технология включает в себя:
- Ежемесячное проведение диагностических диктантов для выбора наиболее трудных орфограмм для условий каждого класса,
- По каждой слабо освоенной орфограмме ежедневные упражнения:
- С ключевыми словами (1 мин.),
- С игровыми словариками (2-4 мин.),
- На формулирование правил (1-2 мин.),
- На использование ассоциаций (1 мин.).
Диагностические диктанты, начиная с пятого класса, содержат по 90 слов (по 10 слов на 9 диагностируемых орфограмм). В начальных классах можно ограничиться проверкой усвоения 3-4 орфограмм. Равное количество слов на каждую орфограмму позволяет сравнивать их усвоение. Слова надо давать вперемежку.
Работа с игровым словариком проводится в режиме самопроверки: ученик закрывает поле с вынесенными буквами и отгадывает, какая буква пропущена; прочтение тридцати слов занимает не более 2 минут. Возможны также режим взаимопроверки, соревнования между учениками, в этом случае надо около 4 минут.
Формулировка правила проводится с опорой на ключевые слова. Не надо напрягать память учеников требованием запомнить правило, при повторении в течение шести дней это произойдет само по себе.
Заключительное упражнение – на использование ассоциаций. При его выполнении ученик сравнивает заданное слово с одним из ключевых.
Динамическое чтение.
Нужно научить учащихся любого возраста быстро читать. Для того чтобы повысить технику и сознательность чтения, учителям можно использовать нетрадиционный метод обучения чтению – метод динамического чтения.
Динамическое чтение – качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; читатель становится как бы соавтором текста. При динамическом чтении ученик видит всю графическую информацию, он читает текст в целом, воспринимает всю информацию. Динамическое чтение – это чтение глазами. Ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппарат, слова воспринимаются как картинки.
Начинать работу можно в любом классе в любое время. Единственное условие – работать каждый день. С чего начинать? С выявления факторов, мешающих быстрому чтению:
- Регрессия – возвратные движения глаз.
- Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемой глазами за одну фиксацию), т. е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков. Поясним подробнее. У нетренированного чтеца за одну фиксацию воспринимается несколько букв, в лучшем случае отдельное слово. На книжной строке такой читатель делает 12-16 фиксаций. При тренировке число фиксаций в строке сокращается до 2-3. Ученые доказали, что после зрения глаза можно увеличить путем упражнений и научить глаз двигаться вертикально. Можно сделать вывод: быстрее читать, значит, “шире глядеть”, т. е. одновременно захватывать в поле зрения как можно больше слов.
- Неумение найти главное в тексте. Для большинства читателей в тексте “все главное”, они не умеют пропускать через “фильтр” избыточную информацию, быстро находить нужное.
- Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки).
- Артикуляция. Слова при медленном чтении мысленно проговариваются. В процессе чтения участвует слуховой аппарат (уши). Некоторые при чтении шевелят губами или шепчут. Читатель, таким образом, не только видит, но и проговаривает и даже слышит слово, а скорость говорения в 4 раза меньше скорости мысли. Значит, это тоже замедляет чтение. Отсюда можно сделать вывод, что динамическое чтение помогает преодолевать эти трудности. Но как это сделать, с помощью каких методов и приемов?
Динамическое чтение – это чтение только глазами. Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания, этому способствует так называемое “фотографирование” различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся на одну секунду должны запомнить все, что изображено на картинке – “сфотографировать”. Одну секунду можно отмерить, произнося число двадцать один про себя. Например, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду запомнить все, что на ней, изображено и сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд: “Приготовились! Внимание!” дается команда: “Фотографируем!”.
Можно предлагать следующие задания.
- Найти лишнюю букву (фотографируем):
- Найди лишний слог
- Найди лишнее слово
- Раздели слова на две группы:
Применение технологии СОУ на уроках русского языка
Работа по технологиям В. Зайцева приемлема для применения в классах начального звена и в школе II ступени.
I четверть – технологии достижения оптимального чтения.
Этапы:
- Стимулирование техники чтения;
- Увеличение скорости чтения и письма до оптимального;
- Развитие оперативной памяти.
Приёмы:
1) По развитию зрительной памяти (наборы по Федоренко, слоговые пирамидки, задания на тренировку зрительной памяти)
а) “Кто зоркий”.
б) “Развивай зрительную память”.
- Открой словарик, выбери 3 слова на любую букву.
- Молча смотри на каждое слово 5 секунд.
- Закрой книгу, попробуй записать слова по памяти, соблюдая их последовательность.
- Через 10 минут (после отдыха) повтори тренировку, но с другими словами.
- Если убедился, что 3 слова тебе под силу, увеличь объём до 4-5 слов (до 10 слов).
в) Посмотрите внимательно на пронумерованные слова. Ваша задача: запомнить каждое слово и его порядковый номер за 15 секунд.
Закройте эти слова листком бумаги. А теперь посмотрите на те же слова, но расположенные в ином порядке, и поставьте рядом с каждым словом закреплённый за ним номер.
2) По развитию слуховой памяти.
- Наборы по Федоренко с некоторыми дополнениями
- Задания:
а) Участвуют 2 и более человек. Один называет слово, но пример СТОЛ. Другой повторяет ваше слово и добавляет своё: СТОЛ, СТУЛ; следующий делает то же самое: СТОЛ, СТУЛ, ШТОРА.
Игра длится до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не собьётся. После этого подсчитывает количество названных слов. Это упражнение полезно выполнять как можно чаще, и количество слов, удерживаемых в памяти, будет постепенно и неуклонно возрастать.
б) Предлагаются ряды из 3-х слов, которые должен произнести напарник. После этого он называет лишь первое слово в каждом ряду, вы произносите два остальных.
3) Увеличение объёма чтения: трехкратное прочтение одного минутного отрывка; пересказы отрывков; прием “жужжащего” чтения; многократное чтение одного отрывка; самозамеры (можно с привлечением родителей).
Чтение отрывков дома в течение 1 минуты.
Результаты заносятся в тетрадь.
Один раз в неделю проверяю, сравниваем, обсуждаем, делаем выводы. Эта работа приносит свои положительные результаты. Тот ребёнок, который занимается этим постоянно, увеличивает объём чтения.
4) Совершенствование выразительности чтения:
а) Памятка:
- Внимательно прочитай текст. Постарайся представить то, о чём в нём говорится.
- Определи тему, основную мысль, основной тон высказывания.
- Подумай, с какой целью ты будешь читать этот текст, в чем будешь убеждать своих слушателей.
- Подчеркни наиболее важные по смыслу слова, на которые падает логическое ударение.
- Обозначь, как ты можешь использовать другие средства выразительности устной речи: темп, тембр и т. д.
- Прочитай текст выразительно.
б) Чтение отрывков, представив как: лисичка бежит; медведь пробирается сквозь валежник; как скороговорку; солнышко улыбается; у тебя грустное настроение; как РЭП; первую и последнюю букву слова; первое и последнее слово строки; через 1 слово, через 2 слова; на мотив любимой песни и т. д.
Результат:
Комплекс заданий, предложенных в технологиях В. Зайцева и добавленных педагогом, их совокупность, выстроенная в определённой последовательности, обеспечивает комплексное развитие памяти, внимания, вырабатывает рациональные приемы умственной деятельности применительно ко всем основным предметам школьного курса, создает базу для формирования прочных знаний и умений, повышает интерес к процессу познания.