Преемственность процесса обучения в образовательном учреждении

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы


Данная программа включает 2 основных блока:

  • Преемственность дошкольного образования и начальной школы.
  • Преемственность школ I – II ступени.

Как показывает опыт нашей школы, совместная деятельность коллективов дошкольной и начальной ступеней образования позволяет создать условия для успешной адаптации детей к процессу обучения.

С этой целью мы ежегодно разрабатываем совместный план работы по преемственности “детский сад – начальная школа”.

План предусматривает:

  • Работу временной проблемной группы по вопросу обеспечения преемственности на содержательном и методическом уровнях;
  • Общение старших дошкольников с первоклассниками в ходе совместных занятий, в коллективных творческих делах.
  • Психологическое сопровождение переходного периода жизни детей.
  • И совместную работу с родителями будущих первоклассников.

Деятельность нашего педагогического коллектива на этапе поступления ребёнка в школу направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:

I. ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
III. СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

  1. Анализ медицинских карт состояния здоровья первоклассников.
  2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний.
  3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей.
  4. Организация рационального питания первоклассников.
  5. Организация психологической помощи первоклассникам.
  6. Использование в учебном процессе здоровьесберегающих образовательных технологий.

V. УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.

  1. Особенности организации урока в 1-м классе.
  2. Домашние задания в первом классе (в I полугодии) не задаются (Письмо МО РФ “Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы” от 25.09.2000 г. № 2021/11-13.), во II полугодии домашнее задание не превышает 1 часа подготовки.
  3. Контроль и оценка результатов обучения.
  4. Обучающиеся первого класса на второй год не оставляются.
  5. Индивидуальная работа с первоклассниками.

Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

  • Задания разной степени трудности;
  • Специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр.;
  • Дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.

VI. ВНЕУЧЕБНАЯ ЖИЗНЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

  1. Организация групп продленного дня.
  2. Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью приобщения первоклассников к школьным традициям.

VII. И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА.

  1. Работа совместных семинаров в период адаптации по обеспечению преемственности в развитии детей.
  2. Взаимодействие с родителями первоклассников.
  3. Психолого-педагогический консилиум.

Совместная целенаправленная работа даёт возможность нашим детям с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребенку продвигаться своим темпом.

Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся повышение требований к самостоятельности ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения, новые отношения с учителями-предметниками и прочее.

Чтобы помочь ученику, пришедшему из начальной школы, чувствовать себя комфортно и в основной школе, организация деятельности педагогического коллектива в нашей школе проходит в три этапа.

I этап по времени приходится на III- IV четверть (II полугодие выпускного класса начальной школы).

Основные задачи:

  • Выработка согласованных действий педагогов начальной школы и II ступени;
  • Эмоциональная подготовка педагогов II ступени к работе с детьми младшего подросткового возраста;
  • Подготовка учащихся и родителей выпускных классов к продолжению образования в школе II ступени;
  • Психологическое сопровождение.

Одним из эффективных мероприятий мы считаем проведение совместных диагностических работ по определению уровня готовности выпускников начальной школы к продолжению образования.

II этап – организация деятельности по преемственности между школами

I – II ступеней.

Задачи:

  1. Формирование адаптационно-развивающей среды в параллели 5-х классов;
  2. Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся в период адаптации;
  3. Формирование системы дифференцированной и индивидуальной работы учителей-предметников, классных руководителей (по устранению факторов, препятствующих успешной адаптации);
  4. Координация действий педагогического коллектива по формированию общеучебных навыков, использованию технологий в образовательном процессе;
  5. Осуществление промежуточного анализа успешности учащихся в адаптационный период.

Большое значение для знакомства классных руководителей и учителей-предметников с пятиклассниками оказывает карта-характеристика психолого-педагогических особенностей учащихся, которая готовится учителем начальных классов с педагогом-психологом.

III этап – подведение итогов деятельности по преемственности, планирование коррекционной работы с учащимися с дезадаптацией.

Особую роль при организации преемственности в нашей школе играет совместная проблемная группа учителей 3-6 классов “Диагностико-технологическое управление УВП”. В основе этой деятельности учителей лежит методика Всеволода Зайцева.

Работа данной группы строится по основным направлениям:

По технологиям СОУ в течение I четверти учителя совершенствуют навык чтения на каждом предмете через минуты жужжащего чтения. Ежеурочное проведение зрительных диктантов позволяет увеличить темп письма. Систематическая работа с сорбонками и замерами значительно повышает вычислительный навык

Во II четверти используются технологии совершенствования репродукции. Например, повысить лаконичность речи позволяют технологии конспектирования и пересказа по-самарски.

Особый интерес вызывает технология III четверти “Выращивание хорошистов”. В результате двойного ранжировки таблиц учителя:

  • во-первых, выявляют наиболее трудные для усвоения предметы учащимися данного класса;
  • во-вторых, определяют зону повышенного внимания для каждого ученика;
  • в-третьих, помогают не только учащимся “резерва” повысить уровень успеваемости, но и ученикам с 8-10 тройками испытать ситуацию успеха по отдельным предметам.

IV четверть традиционно посвящена творческим мероприятиям.

Анализ результативности УВП в школе за 3 года позволяет сделать вывод о том, что за один год количество классов – комплектов среднегимназического уровня увеличивается на 12% от всех классов, участвующих работе. Отсутствуют классы, имеющие качество обучения ниже среднемассового уровня.

В целом внедрение данных технологий в учебный процесс способствовало стабилизации качественных показателей при переходе учащихся в основную школу и как следствие – рост уровня удовлетворённости школьной жизнью и успешной адаптации выпускников начальной школы в пятых классах.

Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся 1, 5 классов в период адаптации, - это тревожность.

Особое внимание она привлекает потому, что отрицательно влияет на все сферы жизнедеятельности ребёнка: не только на учёбу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.

В течение адаптационного периода в нашей школе проводится мониторинг уровня тревожности школьников, включающий троекратное диагностическое обследование учащихся:

  • I этап – стартовая диагностика;
  • II этап – диагностика на начало адаптационного периода;
  • III этап – итоговая диагностика.

Такой подход к мониторингу уровня тревожности учащихся позволяет прогнозировать, своевременно дополнять и корректировать деятельность всего педагогического коллектива в период адаптации учащихся.

И говорит о положительных результатах разработанной и внедрённой в нашей школе программы.

Решение проблемы преемственности находится в сфере более широкой, чем образование, – сфере социализации личности. А это значит, что, обеспечивая эффективное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации, мы создаём условия для успешной социализации ребенка в обществе.