Данная программа включает 2 основных блока:
- Преемственность дошкольного образования и начальной школы.
- Преемственность школ I – II ступени.
Как показывает опыт нашей школы, совместная деятельность коллективов дошкольной и начальной ступеней образования позволяет создать условия для успешной адаптации детей к процессу обучения.
С этой целью мы ежегодно разрабатываем совместный план работы по преемственности “детский сад – начальная школа”.
План предусматривает:
- Работу временной проблемной группы по вопросу обеспечения преемственности на содержательном и методическом уровнях;
- Общение старших дошкольников с первоклассниками в ходе совместных занятий, в коллективных творческих делах.
- Психологическое сопровождение переходного периода жизни детей.
- И совместную работу с родителями будущих первоклассников.
Деятельность нашего педагогического коллектива на этапе поступления ребёнка в школу направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:
I. ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
И СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В
ШКОЛЕ.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
III. СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ.
- Анализ медицинских карт состояния здоровья первоклассников.
- Профилактическая работа по предупреждению заболеваний.
- Максимальное обеспечение двигательной активности детей.
- Организация рационального питания первоклассников.
- Организация психологической помощи первоклассникам.
- Использование в учебном процессе здоровьесберегающих образовательных технологий.
V. УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.
- Особенности организации урока в 1-м классе.
- Домашние задания в первом классе (в I полугодии) не задаются (Письмо МО РФ “Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы” от 25.09.2000 г. № 2021/11-13.), во II полугодии домашнее задание не превышает 1 часа подготовки.
- Контроль и оценка результатов обучения.
- Обучающиеся первого класса на второй год не оставляются.
- Индивидуальная работа с первоклассниками.
Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:
- Задания разной степени трудности;
- Специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр.;
- Дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.
VI. ВНЕУЧЕБНАЯ ЖИЗНЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
- Организация групп продленного дня.
- Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью приобщения первоклассников к школьным традициям.
VII. И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА.
- Работа совместных семинаров в период адаптации по обеспечению преемственности в развитии детей.
- Взаимодействие с родителями первоклассников.
- Психолого-педагогический консилиум.
Совместная целенаправленная работа даёт возможность нашим детям с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребенку продвигаться своим темпом.
Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся повышение требований к самостоятельности ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения, новые отношения с учителями-предметниками и прочее.
Чтобы помочь ученику, пришедшему из начальной школы, чувствовать себя комфортно и в основной школе, организация деятельности педагогического коллектива в нашей школе проходит в три этапа.
I этап по времени приходится на III- IV четверть (II полугодие выпускного класса начальной школы).
Основные задачи:
- Выработка согласованных действий педагогов начальной школы и II ступени;
- Эмоциональная подготовка педагогов II ступени к работе с детьми младшего подросткового возраста;
- Подготовка учащихся и родителей выпускных классов к продолжению образования в школе II ступени;
- Психологическое сопровождение.
Одним из эффективных мероприятий мы считаем проведение совместных диагностических работ по определению уровня готовности выпускников начальной школы к продолжению образования.
II этап – организация деятельности по преемственности между школами
I – II ступеней.
Задачи:
- Формирование адаптационно-развивающей среды в параллели 5-х классов;
- Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся в период адаптации;
- Формирование системы дифференцированной и индивидуальной работы учителей-предметников, классных руководителей (по устранению факторов, препятствующих успешной адаптации);
- Координация действий педагогического коллектива по формированию общеучебных навыков, использованию технологий в образовательном процессе;
- Осуществление промежуточного анализа успешности учащихся в адаптационный период.
Большое значение для знакомства классных руководителей и учителей-предметников с пятиклассниками оказывает карта-характеристика психолого-педагогических особенностей учащихся, которая готовится учителем начальных классов с педагогом-психологом.
III этап – подведение итогов деятельности по преемственности, планирование коррекционной работы с учащимися с дезадаптацией.
Особую роль при организации преемственности в нашей школе играет совместная проблемная группа учителей 3-6 классов “Диагностико-технологическое управление УВП”. В основе этой деятельности учителей лежит методика Всеволода Зайцева.
Работа данной группы строится по основным направлениям:
По технологиям СОУ в течение I четверти учителя совершенствуют навык чтения на каждом предмете через минуты жужжащего чтения. Ежеурочное проведение зрительных диктантов позволяет увеличить темп письма. Систематическая работа с сорбонками и замерами значительно повышает вычислительный навык
Во II четверти используются технологии совершенствования репродукции. Например, повысить лаконичность речи позволяют технологии конспектирования и пересказа по-самарски.
Особый интерес вызывает технология III четверти “Выращивание хорошистов”. В результате двойного ранжировки таблиц учителя:
- во-первых, выявляют наиболее трудные для усвоения предметы учащимися данного класса;
- во-вторых, определяют зону повышенного внимания для каждого ученика;
- в-третьих, помогают не только учащимся “резерва” повысить уровень успеваемости, но и ученикам с 8-10 тройками испытать ситуацию успеха по отдельным предметам.
IV четверть традиционно посвящена творческим мероприятиям.
Анализ результативности УВП в школе за 3 года позволяет сделать вывод о том, что за один год количество классов – комплектов среднегимназического уровня увеличивается на 12% от всех классов, участвующих работе. Отсутствуют классы, имеющие качество обучения ниже среднемассового уровня.
В целом внедрение данных технологий в учебный процесс способствовало стабилизации качественных показателей при переходе учащихся в основную школу и как следствие – рост уровня удовлетворённости школьной жизнью и успешной адаптации выпускников начальной школы в пятых классах.
Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся 1, 5 классов в период адаптации, - это тревожность.
Особое внимание она привлекает потому, что отрицательно влияет на все сферы жизнедеятельности ребёнка: не только на учёбу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
В течение адаптационного периода в нашей школе проводится мониторинг уровня тревожности школьников, включающий троекратное диагностическое обследование учащихся:
- I этап – стартовая диагностика;
- II этап – диагностика на начало адаптационного периода;
- III этап – итоговая диагностика.
Такой подход к мониторингу уровня тревожности учащихся позволяет прогнозировать, своевременно дополнять и корректировать деятельность всего педагогического коллектива в период адаптации учащихся.
И говорит о положительных результатах разработанной и внедрённой в нашей школе программы.
Решение проблемы преемственности находится в сфере более широкой, чем образование, – сфере социализации личности. А это значит, что, обеспечивая эффективное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации, мы создаём условия для успешной социализации ребенка в обществе.