Культура Рима, как и его искусство, выросло на почве цивилизации, созданной народами Древней Италии, среди которых наиболее развитыми были этруски. История происхождения этрусков до конца не ясна. Ученые до сих пор не смогли определить на каком языке говорило это племя, хотя этрусские надписи сделаны греческими буквами. Этрурия была сильной морской державой. Искусные металлурги, судостроители, торговцы и пираты, этруски плавали по Средиземному морю, ассимилируя культурные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне в последствии заимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, тайные науки жрецов и обычай отмечать победу триумфом. Этруски же создали и эмблему Рима – волчицу, вскормившую по легенде близнецов Ромула и Рема – потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию город Рим в 753 г. до н.э.
Велики достижения древних римлян в различных областях жизни. Кто из вас сможет назвать римские изобретения? (фонтаны, бани, амфитеатры, дороги и т.д.)
Думаете древние римляне придумали только это?
Они изобрели водяную мельницу, тиронианские отметки (в современном значении -стенография), бетон; а привычка римлян солить зелень привела к образованию слова “салат”: оглядите внимательно свой дом, многими гениальными изобретениями тех времен мы пользуемся до сих пор на правах передовых технологий; например:
1) Многоэтажные дома.
Многоэтажные дома появились в Риме совсем не от хорошей жизни. Проблема перенаселения была знакома уже в те далекие времена. Единственным выходом из положения стали многоэтажки, которые сдавались в аренду. Чем больше этажей, тем больше в доме жилья и тем больше денег получал домовладелец от квартиросъемщиков (собственно тогда же был изобретен бетон и первый бетонный фундамент, который держал всю эту шаткую конструкцию). Но если сейчас жить на верхнем этаже престижно, то в те времена богатые римляне обживали только первый, самый устойчивый этаж. Беднякам же приходилось взбираться под самую крышу по наружной лестнице, начинавшейся прямо на улице. Эти квартиры были такими низкими и тесными, что ходить по комнатам можно было только согнувшись.
2) Канализация.
Общественные туалеты, те самые, с которых император Веспасиан решил взимать плату в бюджет, изрекши фразу: “Деньги не пахнут!” – не главное изобретение древних римлян. Городские уборные для римских простолюдинов мало чем отличались от того, что мы видим на вокзалах небольших городков. Другое дело – туалеты с проточной канализацией для богатых римлян, которые обустраивались по высшему разряду. Причем в виду того, что мрамор, из которого делали тумбы для сидения, был довольно холодным, вперед важно идущего в туалет патриция посылался раб, который нагревал место для своего господина. Но главное – нечистоты постоянно смывались по наклонной трубе водой из ближнего термоисточника. Это и была первая полноценная канализация, она же “Клоака”, диаметр главных тоннелей которой достигал 7 метров.
3) Стеклопакеты.
Конечно же, стекло изобрели не древние римляне. И даже не они стали первыми вставлять его в оконные проемы. Но именно они довели оконное ремесло до совершенства. Первая в мире правильная конструкция окна размером 1 х 1,7м располагалась под сводом раздевальни бани в Помпеях и состояла из бронзовой рамы с матовым стеклом. Тогда же жители Древнего Рима сообразили, что основная часть теплого воздуха уходит через окно, а если поставить два стекла, друг за другом с расстоянием пять сантиметров, то в доме становится намного теплее. Гибель Римской империи заставила человечество надолго забыть об этом открытии, считавшимся в те времена роскошью, доступной лишь очень зажиточным римлянам.
4) Теплые полы.
Да, теплые полы, действительно, придумали древние римляне. Большие любители теплой воды, они строили дома и бани возле горячих источников. Тогда-то и пришла в голову какого-то местного архитектора идея сделать в доме двойное дно. Верхний “слой” устанавливали на кирпичные столбики, а в межпояовом пространстве (что-то около полуметра) проводили стоки, по которым бежала горячая вода из близлежащего термоисточника. Такая система отопления была по карману лишь очень обеспеченным жителям. Впрочем, возродившись в наше время, теплые полы, поначалу тоже были доступны немногим.
Более того, мы до сих пор пользуемся многими древнеримскими выражениями. Внимательно прочитайте выражения и подумайте какие, на ваш взгляд, принадлежат древнеримским поэтам или философам?
- Золотая середина
- Лови момент
- Соединить приятное с полезным
- Скупой всегда нуждается
- Рассказывать басню глухому ослу
- Все, что скрыто теперь, раскроет некогда время
- Каждый человек имеет свою цену
Все эти выражения принадлежат римскому поэту и философу Горацию. Многие из этих выражений претерпели преобразования в русском языке. (“Рассказывать басню глухому ослу” -“Метать бисер перед свиньями”).
Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду прекрасно распланированные, удобные для жизни города с мощеными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, дворцов, вилл и Просто хороших домов с удобной мебелью – всё то, что характерно для цивилизованного общества.
Римляне впервые стали строить “типовые” города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы, на перекрестке которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.
Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности. До наших дней дошло очень мало имен римских мастеров. Однако оставленные ими памятники входят в сокровищницу мирового искусства.
И мы переходим к рассмотрению второго вопроса,
В начале Рим был скромным посёлком, но со временем он набирал все большую силу и впитывал лучшее творческие веяния, шедшие со стороны. Из завоёванных провинций в Рим стали стекаться талантливые мастера в поисках работы, создававшие замечательные произведения искусства. Покоренная римлянами Греция в I в. до н.э. произвела колоссальный переворот в жизни Рима. Непреклонный, гордый Рим вынужден был признать величие культурных традиций Эллады. В Древнем Риме существовало изречение: “Пленённая Греция пленила своих врагов”. Искусство Древнего Рима сумело не только унаследовать, но и творчески развить лучшие достижения древнегреческих мастеров, создав собственный оригинальный стиль и неповторимую индивидуальность.
С VI в. до н.э. центром деловой и общественной жизни города стал знаменитый римский Форум (Форум Романум огромная рыночная площадь). Здесь происходили все главные городские события: собрания, советы, здесь оглашали важные решения, обучали детей, торговали. С одной стороны к нему примыкало здание государственного архива – Табуларий. На площади высились храмы, среди них храм Весты, богини-девы, в которой горел неугасаемый огонь, символизировавший жизнь римского народа. Здесь же возвышались колонны, к которым прикрепляли ростры – носы побежденных кораблей (отсюда и название – ростральная колонна).
В течение нескольких столетий Форум неоднократно перестраивался. Каждый новый император стремился превзойти предыдущего в пышности и богатстве сооружений. Сейчас от Форума остались лишь фундаменты построек.
Триумфальные арки – тоже римское архитектурное новшество, возможно, заимствованное у этрусков. Арки сооружали по разным поводам – и в честь побед, и как знак освящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триумфом – торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку, император возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка была границей своего и чужого.
В 81 г. н.э. была воздвигнута триумфальная арка Тита. По сторонам проема арки Тита стоят по две коринфские колонны. Украшает арку высокая надстройка – аттик с посвящением Титу от “сената и народа римского”. В аттике был захоронен прах Тита. Арка являлась архитектурным сооружением, постаментом для статуи (раньше на верху стояла статуя императора на колеснице, запряженной четверкой лошадей) и одновременно мемориальным памятником. Так хоронили лишь людей с особой харизмой (в переводе с греческого – “милость”, “Божий дар”) т.е., наделенных исключительными личностными качествами – мудростью, героизмом, святостью. Другие горожане покоились вдоль дорог за городскими воротами Рима
Среди архитектурных сооружений Рима особый интерес представляют зрелищные постройки. Самая крупная из которых – Колизей, где разыгрывалась пантомима, происходили бои гладиаторов и укрощение диких зверей. Колизей (от латинского – “коллосеус” – колоссальный) представляет собой огромную овальную чашу (188 х 156 м). В центре Колизея находится арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей, число которых превышало 50 тыс. Стена Колизея высотой 50 м сложена из крупных каменных блоков. Четыре яруса сводчатых арок опираются на скрытые в стене мощные столбы. От этрусков римляне переняли арку, от греков -архитектурный ордер; синтез этих двух элементов привел к появлению римской арочной ячейки, на основе которой и был построен Колизей. Бесконечно повторяющиеся арки придают зданию монументальность и величие. Наружные стены украшены пилястрами (плоский выступ на стене) 3-х архитектурных стилей: дорическиго, ионического, коринфского. Очень рационально организовано внутреннее пространство амфитеатра. Лестницы идут радиально, а галереи -концентрически. Подобное расположение позволяло быстро и кратчайшим путем распределить людские потоки, входящие через 80 наружных арок к месту, указанному в билете. Колизей и сегодня поражает своим размером и величием.
Не менее грандиозным сооружением античности является Пантеон – “храм всех богов”, построенный в Риме в 125 г. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. Главная его достопримечательность – грандиозное купольное перекрытие, достигающее в диаметре 43,2 м. Своим размером купол Пантеона превосходит все крупные своды, построенные в последующие время. До сих пор поражает гениально найденная соразмеренность пропорций храма. Диаметр здания равен его высоте, а высота стены, несущей купол, составляет половину высоты Пантеона. Наружный облик храма отличается простотой и благородством. Иначе выглядит внутреннее убранство: пол выложен мраморными плитами, стены разделены на 2 яруса: нижний украшают глубокие ниши с коринфскими колоннами (там же раньше размещались статуи богов), а верхний декорирован ложными окнами и пилястрами. Полусферический потолок свода разделен глубокими кессонами (это квадратные углубления). Благодаря этим архитектурным находкам, создается ощущение необыкновенной высоты и единства внутреннего пространства. Свет льется через сферическое окно (“Глаз Пантеона”) диаметром 9 м, перемещаясь в соответствии с движением света.
К сожалению, время не сохранило многое из архитектурных сооружений Древнего Рима, но и то, что предстает сегодня перед взорами многочисленных туристов, способно вызывать восхищение и донести до нас его былое величие, мощь и славу.
А мы переходим к 3 вопросу.
Одним из замечательных достижений римского искусства стал портрет. Римляне многое заимствовали у этрусков и, вероятно, сами этрусские мастера работали по их заказам. Однако было одно существенное отличие: этруски творчески перерабатывали натуру и представляли хотя и достоверно, но поэтизированный образ человека. Римляне же ранней поры шли от восковых масок – “персон”, которые они снимали с лиц умерших предков. Маски хранились в каждом доме на самом видном месте, и чем больше их было, тем знатнее считался род. Позднее маски стали заменяться скульптурными портретами из местного камня, а затем из мрамора
За несколько столетий мастерами было создано великое множество скульптурных портретов. Они чрезвычайно разнообразны. Холодные и строгие, с непроницаемым выражением лиц, ироничные и насмешливые, они выполнены с исключительной правдивостью и мастерством. Заказчик хотел себя видеть таким, каким он был на самом деле, чтобы оставить портрет на память потомкам.
В 81 г. н.э. была воздвигнута триумфальная арка Тита. По сторонам проема арки Тита стоят по две коринфские колонны. Украшает арку высокая надстройка – аттик с посвящением Титу от “сената и народа римского”. В аттике был захоронен прах Тита. Арка являлась архитектурным сооружением, постаментом для статуи (раньше на верху стояла статуя императора на колеснице, запряженной четверкой лошадей) и одновременно мемориальным памятником. Так хоронили лишь людей с особой харизмой (в переводе с греческого – “милость”, “Божий дар”) т.е., наделенных исключительными личностными качествами – мудростью, героизмом, святостью. Другие горожане покоились вдоль дорог за городскими воротами Рима.
Среди архитектурных сооружений Рима особый интерес представляют зрелищные постройки. Самая крупная из которых – Колизей, где разыгрывалась пантомима, происходили бои гладиаторов и укрощение диких зверей. Колизей (от латинского – “коллосеус” – колоссальный) представляет собой огромную овальную чашу (188 х 156 м). В центре Колизея находится арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей, число которых превышало 50 тыс. Стена Колизея высотой 50 м сложена из крупных каменных блоков. Четыре яруса сводчатых арок опираются на скрытые в стене мощные столбы. От этрусков римляне переняли арку, от греков -архитектурный ордер; синтез этих двух элементов привел к появлению римской арочной ячейки, на основе которой и был построен Колизей. Бесконечно повторяющиеся арки придают зданию монументальность и величие. Наружные стены украшены пилястрами (плоский выступ на стене) 3-х архитектурных стилей: дорическиго, ионического, коринфского. Очень рационально организовано внутреннее пространство амфитеатра. Лестницы идут радиально, а галереи -концентрически. Подобное расположение позволяло быстро и кратчайшим путем распределить людские потоки, входящие через 80 наружных арок к месту, указанному в билете. Колизей и сегодня поражает своим размером и величием.
Не менее грандиозным сооружением античности является Пантеон – “храм всех богов”, построенный в Риме в 125 г. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. Главная его достопримечательность – грандиозное купольное перекрытие, достигающее в диаметре 43,2 м. Своим размером купол Пантеона превосходит все крупные своды, построенные в последующие время. До сих пор поражает гениально найденная соразмеренность пропорций храма. Диаметр здания равен его высоте, а высота стены, несущей купол, составляет половину высоты Пантеона. Наружный облик храма отличается простотой и благородством. Иначе выглядит внутреннее убранство: пол выложен мраморными плитами, стены разделены на 2 яруса: нижний украшают глубокие ниши с коринфскими колоннами (там же раньше размещались статуи богов), а верхний декорирован ложными окнами и пилястрами. Полусферический потолок свода разделен глубокими кессонами (это квадратные углубления). Благодаря этим архитектурным находкам, создается ощущение необыкновенной высоты и единства внутреннего пространства. Свет льется через сферическое окно (“Глаз Пантеона”) диаметром 9 м, перемещаясь в соответствии с движением света.
К сожалению, время не сохранило многое из архитектурных сооружений Древнего Рима, но и то, что предстает сегодня перед взорами многочисленных туристов, способно вызывать восхищение и донести до нас его былое величие, мощь и славу.
А мы переходим к 3 вопросу.
Одним из замечательных достижений римского искусства стал портрет. Римляне многое заимствовали у этрусков и, вероятно, сами этрусские мастера работали по их заказам. Однако было одно существенное отличие: этруски творчески перерабатывали натуру и представляли хотя и достоверно, но поэтизированный образ человека. Римляне же ранней поры шли от восковых масок – “персон”, которые они снимали с лиц умерших предков. Маски хранились в каждом доме на самом видном месте, и чем больше их было, тем знатнее считался род. Позднее маски стали заменяться скульптурными портретами из местного камня, а затем из мрамора.
За несколько столетий мастерами было создано великое множество скульптурных портретов. Они чрезвычайно разнообразны. Холодные и строгие, с непроницаемым выражением лиц, ироничные и насмешливые, они выполнены с исключительной правдивостью и мастерством. Заказчик хотел себя видеть таким, каким он был на самом деле, чтобы оставить портрет на память потомкам.
Именно в Древнем Риме значительно повысился интерес к личности государственной и общественной.
Пусть имена цветущих городов
Ласкают слух значительностью бренной.
Не город Рим живет среди веков,
А место человека во вселенной
(О. Э. Мандельштам)
Впервые в эпоху Римского государства человек общественный был поднят на такой высокий пьедестал. Площади городов и провинций, общественные здания столицы отныне украшали скульптурные портреты прославленных личностей: императоров, полководцев, выдающихся общественных деятелей и просто достойных граждан. Главной и священной обязанностью римлянина становиться служение государству и принесение на его алтарь Победы, Доблести, Богатства и Славы.
Рассмотрим несколько скульптурных портретов знаменитых римских императоров.
“Статуя Августа”
Множество статуй в честь прославленного императора и полководца Октавиана Августа было воздвигнуто еще при его жизни. Для римлян он стал подлинным эталоном гражданственности и патриотизма, он был осторожным политиком и блестящим дипломатом. Хитрый и ловкий, он известен как деспотичный правитель. Всё сказанное Октавианом даже в частном разговоре, считалось законом. Сенат преподнес ему титул “Август”, что значит -возвеличенный богами. На этом скульптурном портрете Август представлен в виде Зевса Олимпийского. Эта композиция повторяет в общих чертах знаменитую 14-метровую хрисоэлефантинную статую Зевса работы Фидия, причисленную к семи чудесам света.
Статуя императора Марка Авреэля и сегодня возвышается на одной из главных площадей Рима. В замечательном скульптурном произведении запечатлен образ философа и мыслителя, общественного деятеля и оратора. Марк Аврелий в простой одежде, без каких-либо императорских знаков отличия, восседает на коне. Спокойным, величественным жестом руки он приветствует толпу подданных. Его красивое мужественное лицо, обрамленное густыми вьющимися волосами и длинной бородой, плотно сжатые губы свидетельствуют о сильном волевом характере, способном подчинить своей власти окружающих.
Конная статуя Марка Аврелия – единственный конный памятник античности, дошедший до наших дней.
Скульптурный портрет императора Нерона.
Один из самых жестоких римских правителей. Взойдя на престол он быстро перешел к политике репрессий и конфискаций. Среди его жертв – ближайшие родственники, в том числе его мать, а так же многие выдающиеся люди (философ Сенека, поэт Лукиан и др.). Источники рисуют Нерона жестоким, развратным, самовлюбленным. Отличительными чертами внешности императора на портретах являются небрежные бакенбарды и хаотически взбитые надо лбом волосы. Лицо хмурое, недоверчивое, брови сдвинуты, в углах губ – мстительно-саркастическая улыбка.
Значительным явлением римской культуры были не только скульптурные и архитектурные памятники, но и стенные росписи и мозаики, сохранившиеся в развалинах Геркуланума и Помпеи. К сожалению, многое утрачено или дошло во фрагментах. И все-таки древнеримская живопись поражает зрителя великолепием декоративных композиций, богатством сюжетов, разнообразием художественных приемов, освоением воздушной перспективы, развернутым изображением окружающей человека среды. Излюбленные сюжеты живописи связаны с мифологией, гомеровскими поэмами и изображениями битв и триумфов. Живописные произведения того времени поражают непосредственностью восприятия окружающего мира, стремлением показать реального человека, его внутренний мир и физическую красоту.
Итак, искусство Древнего Рима отставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от мира. Только за это он достоин славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведенную до логического конца традицию. Он несет информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.