(Вид урока: урок изучения нового материала, с элементами исследования и проектирования.)
Цель урока: Познакомить с представителями нового для учащихся класса растений
Задачи урока:
Образовательные: Дать представление об отличительных чертах семейства маревых.
Познакомить с представителями этого семейства, которые выращивают в Московской области.
Учить распознавать их и отличать от представителей других семейств.
Коррекционно-развивающие. Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного ,слухового и тактильного восприятия .
Развивать речь, обогащать активный словарный запас.
Воспитательные. Формировать бережное отношению к природе. Формировать основы экологического сознания.
Словарь: Маревые, столовая свёкла, листовая свекла, или мангольд, сахарная свёкла, кормовая свёкла.
Оборудование: Презентация
Ход урока
1.Организационный момент.
Подготовка рабочего места
2.Организация учащихся на урок:
закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе.” Я желаю вам успеха и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. Спасибо.
3.Актуализация знаний к новой теме.Приступим к выполнению первого задания. Найдите лишнее понятие.
Двудольные, бобовые, горох, синеглазка.
А теперь ты должен расположить карточки слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было самым общим, крайнее справа – самым частным, а расположенные посередине – промежуточным по общности (задание на развитие мыслительных действий с понятиями выполняется каждым учеником с учётом их особенностей т.е. количество понятий может быть меньше)
Двудольные – бобовые – горох.
Прочитайте, что у вас получилось.
Проверка домашнего задания и подготовка к изучению новой темы. (Собирание макета свёклы)
К какому семейству растений относится горох? ( 1 лист) Какие ещё растения относится к этому семейству? ( 2лист) Какая у двудольных растений корневая система? ( 3 лист) Какое жилкование листьев у двудольных растений? ( 4 лист) Сколько у двудольных растений семядолей в семени? ( 5 лист) Где у двудольных растений находится запас питательных веществ? ( 6 лист) Что у нас получилось? – Свёкла.
4.Сообщение темы и начало показа презентации.
Сегодня мы познакомимся с новым семейством – семейством маревых. Ученые выделили эти растения в отдельное семейство, так как они имеют общее строение (цветка, плода …,) их выращивание связано с определёнными условиями , они отличаются от других растений способами выращивания. Это растение – свёкла.
Щи должны быть горячие, огневые. Но лучше всего, благодетель мой, борщок из свеклы на хохлатский манер, с ветчинкой и с сосисками. К нему подаются сметана и свежая петрушечка с укропцем.
А. П. Чехов. “Сирена”
План урока: (Вывешивается на доске)
1. Происхождение свёклы. 2.Применение свёклы 3.Строение свёклы. 4.Виды свёклы. 5. Выращивание свёклы. 6.Использование свёклы
5. Новый материал: (Слайд 1)
Свёкла – двудольное растение, которое относится к семейству маревых.. Почему это растение относится к классу двудольных растений вы понимаете.
6. Словарная работа.
А почему семейство этих растений назвали “маревые” Название маревые эта группа растений получила по названию самого распространённого из них. Это хорошо известный всем сорняк – лебеда, правильное название которого – марь.
Начало создания проекта “Семейство маревые. Свёкла”. Наклеивание названия на лист будущего проекта.
(Слайд 2) Свекольная история.
Когда и где из дикорастущего растения возникла культурная свекла, известно мало. Предполагают, что это произошло в глубокой древности в долинах Тигра и Евфрата, где и по сию пору растет дикий родоначальник столь распространенного в мире овоща. Ученые утверждают, что первые письменные упоминания о свекле, которые были обнаружены в Месопотамии, датируются VIII в. до н.э.; Во время раскопок в Египте среди пирамид времен третьей династии в Саккаре были обнаружены остатки свеклы, а 4 обугленных корнеплода периода неолита были выкопаны в городе Артсвауде в Нидерландах
Первой появилась свекла листовая. Примерно за тысячу лет до нашей эры ее завезли в Грецию финикийцы, древнегреческий перипатетик Теорофаст описывал свеклу как корнеплод, напоминающий редис. Позже она попала в Рим и начиная с I века н. э. распространилась по всей Европе. “По данным римской и еврейской литературы, известно, что уже в I в. до н.э. на Средиземноморском побережье возделывали культурные сорта свеклы – в основном эти сорта были представлены листовыми формами свеклы (мангольд), но не исключено, что встречались и корнеплоды”.
Свекла корнеплодного типа возникла в арабских халифатах, а во времена крестовых походов была перенесена в Западную Европу. В XVI—XVII веках у корнеплодной свеклы появились столовые и кормовые формы, и только в XVIII веке из гибридных форм кормовой свеклы вывели сахарную свеклу, которая, оказавшись в России, получила название “свекловица”.
Сахарная свекла могла появиться во время блокады континента Наполеоном. К XIV веку свекла в России распространилась повсеместно, о чем сообщают многочисленные записи в приходно-расходных книгах монастырей, купеческие торговые книги и другие источники. В XVII—XVIII веках россияне уже считали этот овощ местным растением, а о его иноземном происхождении напоминало лишь название, произведенное от греческого svekle.
(Слайд 3) Из свёклы варили , борщ, делали солянку, голубцы, салаты, квасили на зиму А вот родоначальницу всех известных сортов свёклы – листовая свёкла – не забыта и в наши дни:
Первичное закрепление. Найдите таблицу “Использование свёклы”, наклейте её на лист проекта, заполните её.
Использование свёклы. |
||
Корм животным | Употбляется в пищу человеком | Изготовление сахара |
(Слайд 4) Давайте познакомимся со строением самой распространённой и известной вам столовой свеклы. Она отличается от листовой свёклы тем, что у неё видоизменён главный корень.
Зелёные листья свёклы фотосинтезируют.
(Вспомните, что такое фотосинтез, или можно напомнить, что фотосинтез – это процесс образования питательных веществ на свету). А вот образовавшиеся питательные вещества поступают и откладываются в главном корне. в результате этого он становится округлым, мясистым, в нем содержится много питательных веществ: сахаров, витаминов. Для этого есть особые причины. Подумайте и скажите, какие. Именно его едят в свежем, варёном, тушёном виде. Стебель свёклы отличается от стеблей других растений – он укороченный. В пазухах листьев расположены почки. Свёкла относится к классу двудольных растений. У неё две семядоли в семени, стержневая корневая система, травянистый стебель, сетчатое жилкование листьев.
Первичное закрепление. Наклейте на лист проекта изображение свёклы, подпишите ёё основные части.
(Слайд 5) Свёклу разводят как двулетнее растение. В первый год жизни свёклы из посаженных семян к осени вырастают корнеплод и листья. Второй год жизни свёклы. Если свёклу сохранить в прохладном месте до весны, так, чтобы сохранить почки, расположенные около основания корнеплода, посадить весной в землю, то через некоторое время из почек разовьются травянистые стебли с листьями и цветками. Цветки капусты собраны в соцветие кисть. В каждом цветке 5 чашелистиков, 5 лепестков венчика, 5 тычинок, 1 пестик. К осени на месте цветков созревают плоды. Плод свёклы сухой, сжатый, односемянный орех, срастающийся, с околоцветником. Так как пучки цветков взаимно срастаются, то получается целое соплодие (“семя свекловицы”).
Первичное закрепление. Наклейте на лист проекта изображение этапов роста свёклы в правильном порядке, подпишите, что относится к 1 году роста, ко 2 году роста.
Физкультминутка.
(Слайд 6) За много лет выращивания свёклы человек вывел много её сортов. Познакомимся с ними. Листовая свекла, или мангольд. Редкий гость на наших грядках, хотя эта культура заслуживает гораздо лучшего отношения, поскольку разнообразит меню и украшает огород и сад. Мангольд с серебристыми листьями настолько декоративен, что его можно выращивать даже в цветочном бордюре.Наиболее крупные молодые листья листового мангольда начинают срезать уже в начале лета. Взамен срезанных листьев быстро вырастают новые В листьях и черешках содержатся углеводы, белок, витамины С, Листья и черешки нежны на вкус и легко готовятся, их можно использовать в салатах, винегретах, летних борщах и супах, голубцах, в овощных рагу вместе с морковью и чесноком. А черешки отваривают в подсоленной воде и обжаривают с маслом и сухарями.
Свекла столовая. В первый год жизни образует корнеплод массой 0,4—0,9 кг, имеющий темно-красную, бордовую или красно-фиолетовую мякоть и розетку зеленых с красными жилками или красных листьев.
Сахарная свекла. Обязана своим появлением немецкому химику, члену Берлинской академии наук А. Маргграфу, который в 1747 году обнаружил, что в этом овоще содержится сахар, аналогичный тростниковому. В 1786 году работу Маргграфа продолжил с гораздо большим успехом его ученик, француз по происхождению, Ш. Ашар, который в своем имении под Берлином проводил опыты по выращиванию сахаристой свеклы. Весьма преуспев в этом, Ашар создал промышленный способ получения сахара из особой разновидности свеклы, которая содержала от 7 до 10% сахара и потому получила название сахарной свеклы.К концу XVIII века производством кристаллического сахара из свеклы заинтересовались всерьез и в России, о чем свидетельствует изданная в конце 1799 года Медицинской коллегией монография “Способ заменять иностранный сахар домашними произведениями”.Первые в России производственные опыты получения свекловичного сахара проводил в 1799—1801 годах Яков Степанович Есипов, который в своем подмосковном имении Никольском разработал технологию и создал оборудование для переработки свеклы. В 1801 году в Никольском впервые в России из 500 пудов свеклы было получено пять пудов чистого свекловичного сахара, не уступающего по качеству тростниковому. Через год в селе Алябьеве Я. С. Есипов на паях с генералом Е. И. Бланкеннагелем построили первый в России завод, выпускающий сахар, способный конкурировать с тростниковым. .Русская сахарная промышленность начала бурно развиваться лишь с конца тридцатых годов XIX столетия, но уже в сезон 1860—1861 годов в Российской империи число действующих заводов достигло 399-ти.
Кормовая свёкла В 1 год жизни формирует крупный (до 10—12 кг) корнеплод разнообразной формы (мешковидная, овально-коническая, цилиндрическая, шаровидная), разнообразной окраски (жёлтая, белая, красная и др.) и розетку зелёных листьев, используемых в качестве сочного корма (листья также силосуют). Хранят в буртах или хранилищах.
Первичное закрепление. Найдите среди предложенных вам изображений изображения свёклы, наклейте их на лист проекта и подпишите их.
(Слайд 7) Выращивание свёклы.
Высеивают семена при температуре грунта +6-80С. Всходы и растения плохо переносят заморозки. Свекла – высокоурожайная овощная культура, довольно требовательна к влажности грунта, особенно в период всходов и интенсивного формирования урожая (июнь-август). Недостаток влаги в этот период приводит к одеревенению корнеплодов, а излишек ее замедляет рост и снижает урожай. Наилучшими предшественниками для свеклы столовой являются огурец, ранний картофель, капуста. Посев. Семена высеивают в первой половине мая, тогда корнеплоды имеют нежную консистенцию и лучше хранятся зимой. Глубина заделывания семян – 3-4 см. До и после сева проводят прикатывание. Собирают свеклу до наступления заморозков, поскольку подмерзшие корнеплоды теряют вкусовые качества и плохо хранятся. При сборе столовой свеклы ранние корнеплоды очищают от ботвы, сортируют на товарные и нетоварные, из которых отдельно выделяют мелкие. Товарные корнеплоды затаривают и отправляют для реализации или на хранение, мелкие – хранят в овощехранилищах или траншеях для выгонки в закрытом грунте. Нетоварные (переросшие, механически поврежденные, привядшие и др.) скармливают животным. Ботву используют для силосования или скармливают животным в свежем виде.
Первичное закрепление. Расположите в правильном порядке этапы выращивания капусты, наклейте их на лист проекта.
(Слайд 8 ) У свёклы есть враги. Это насекомые. Свекловичные блошки. Наиболее опасны взрослые жуки. Они прыгающие, темно-зеленые с металлическим отливом, длиной 1,5-2,3 мм. Яйца светло-желтые, вытянуто-овальные, длиной 0,6-0,7 мм. Личинки белые, желтоголовые, длиной 1,5-2,2 мм. Медведка. Большое (до 50 мм в длину) насекомое бурого цвета, имеющее копательные лапки и короткие надкрылья. Медведка распространена широко и повсеместно. Вредят взрослое насекомое и личинка. Прокладывая у поверхности почвы ходы, они перегрызают корни и стебли растений. Проволочники. Опасный вредитель овощных культур, представляет собой личинку жука-щелкуна. Тело у личинок удлиненное, твердое, с тремя парами коротких ног, длиной 10-25 мм, желтого или светло-коричневого цвета. Озимая совка. Гусеницы подгрызают всходы и молодые растения у самой поверхности почвы, питаются листьями и корнеплодами, проделывая в последних полости неправильной формы. Капустная совка. Бабочки серо-бурого цвета, размах крыльев 45– 50 мм. На передних крыльях имеется рисунок из более темных полос и пятен. Вред причиняют их личинки – гусеницы. Гусеницы младших возрастов зеленые, более старших – серо-зеленые, пятого-шестого возрастов – бурые, длиной до 50 мм.
(Слайд 9) С давних времён известны лечебные свойства свёклы.
Авиценна писал о лекарственных свойствах свеклы:“Выжатый сок свеклы и отвар ее листьев полезны при трещинах от холода. Свекла помогает от веснушек, если ее листья употребляют в виде лекарственной повязки, промыв предварительно [больное место] содой. Выжатый сок ее отрывает бородавки и убивает вшей. Листья свеклы, если их отварить, помогают от ожогов огнем и в виде мази с медом полезны от лишаев. Нет сомнения, что сок хорошо разваренной свеклы, если его вскипятить, закрепляет. Из ее сока делают клизму для выведения кала”.
Свекла обеспечивает организм всеми необходимыми микроэлементами и представляет собой богатый источник калия, необходимого для организма. Сок свеклы пополам с медом (по 1 ст. ложке 4—5 раз в день) — хорошее домашнее средство для лечения простудных заболеваний и снижения артериального давления. Свежим соком полощут горло при ангине, хроническом тонзиллите, промывают полость носа при насморке. Свежие измельченные листья прикладывают к воспаленным участкам кожи.
Немало провитамина А, витамина С и витаминов группы В, макро– и микроэлементов, а также свободных органических кислот в ботве свеклы. Весной молодую ботву используют для приготовления щей, летом — ботвиньи и хлодника.
(Слайд 10) На предприятиях пищевой промышленности свёклу перерабатывают: изготавливают замороженные смеси, квасят, изготавливают пищевые полуфабрикаты, консервируют используют для производства сахара..
Проверка пройденного в виде теста “Проверь себя”. (Слайд 11).
К какому классу растений относится свёкла?
К классу однодольных растений. К классу двудольных растений.
Какие признаки указывают на принадлежность к классу двудольных растений?
Стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, две семядоли в семени. Травянистый стебель, сетчатое жилкование листьев, строение цветка
К какой группе растений относится свёкла?
Однолетнее. Двулетнее. Многолетнее.
Для чего человек выращивает свёклу?
Употребление в пищу. Как корм животным. Производство сахара.
Выставление оценок.
Домашнее задание. Подготовить рассказ об одном из видов свёклы и его использовании.