Разработка урока русского языка по учебнику Поляковой с элементами урока – ознакомления с окружающим миром, 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • закрепить умение разбирать предложения синтаксически, выделять главные и второстепенные члены предложения;
  • повторить правила о частях речи, частях слов, состоящих из двух видов основ и соединительной гласной;
  • закрепить знания о спряжении глаголов, правописании их безударных окончаний;
  • развивать внимание, память, речь;
  • воспитывать доброе, отзывчивое отношение к природе, к птицам.

Подготовительная работа:

  1. При подготовке к уроку, учитель организует в классе выставку книг, посвящённую птицам, проводит её обсуждение с ребятами.
  2. На уроке ознакомления с природой можно провести экскурсию “Птицы нашего края”.
  3. Дать задание творческого характера: узнать интересные факты из жизни пернатых друзей.

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Приветствие.

2.Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы закрепим знания, полученные на предыдущих уроках, узнаем о птицах, которые возвращаются из тёплых стран на Родину.

II. Беседа о природе.

Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки,
На полях – грачей цепочки,
Над ожившею листвою -
Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада –
Куст сирени у ограды.

– Какое сейчас время года?

– Какие изменения в природе мы наблюдаем?

– Птицы возвращаются из дальних стран, хотят посмотреть, чему мы научились за то время, пока их не было.

Каждый этап урока сопровождается появлением рисунка птицы. Учитель показывает учащимся фотографию особи, немного рассказывает о ней.

ГРАЧИ прилетают еще при снеге. Это всеядная птица, она ест и растительную и животную пищу. (Вывешивается рисунок грача). (Рисунок 1)

III. Минутка чистописания.

(Числит.)

Пятнадцатое марта.

Классная работа.

Чч Чч Чч

Чм чк чн чу щу

чаща чудеса чугун четыре (числит.)

Какие числительные мы видим?

– Правила, которые встретились, подтвердите примерами.

IV.Словарная работа.

(Учитель вывешивает изображение жаворонка).

ЖАВОРОНОК поёт с ранней весны до середины лета. Причём поют самцы, а самки в это время высиживают птенцов. (Рисунок 2)

Письмо слов под диктовку. Задание: разделить слова для переноса.

Ап-пе-тит, рас-сказ, кал-ли-гра-фия, Рос-сия, суб-бо-та, хок-кей, рас-стоя-ние, из-да-ле-ка.

Проверка работы. На доске учитель вывешивает карточки с правильными ответами.

– Какое слово можно назвать лишним? Почему? (издалека – наречие, без удвоенной согласной).

V. Синтаксический разбор предложений.

(Вывешивается картинка иволги).

ИВОЛГА может кричать как кошка, чтобы отогнать человека или хищную птицу от гнезда. (Рисунок 3)

– Какие части речи вы знаете?

– Что такое сложное предложение?

– Что такое однородные члены предложения?

VI. Работа над сложными словами.

– Какие два похожих слова встречались в этих предложениях? (небосвода, равноденствие).

– Придумать и разобрать по составу 5 сложных слов у доски, остальные в тетрадях. (Например: самолёт, пылесос, вертолёт)

(Учитель вывешивает изображение следующей птицы).

ЗЯБЛИК. С юга прилетают сначала самцы, выбирают гнездовой участок и оберегают его. Иногда даже дерутся с чужаками. (Рисунок 4)

VII. Разбор слов по составу.

– Какие части слова мы знаем? Нужно распределить слова по схемам. Под схемами в таблице прорези. Двое учащихся у доски вставляют каждое слово под свою схему. Двое ребят осуществляют проверку.

СОЛОВЕЙ поёт прекрасно, но только вечером и по ночам, когда вы спите. (На доску учитель вывешивает изображение соловья). (Рисунок 5)

VIII. Распределение глаголов по спряжениям. (упр. №150).

– Просмотрите все глаголы, что у них общего?

– Что такое начальная форма глагола?

– Как отличить I спряжение от II?

– Глаголы-исключения?

(Запись с комментированием глаголов II спряжения).

Утка-кряква. Самца называют селезнем. Он любит плавать и нырять.

(Рисунок 6)

IX. Физкультурная минутка.

– Давайте изобразим полёт птиц. Некоторые особи пролетают до 15000 км в день. Скорость разная до 50-100км/ч. Одни летят днём, другие ночью, а есть такие, летят и днём и ночью.

X. Сравнение глаголов в неопределенной форме и глаголов с возвратнымзначением. (упр.№307).

– Что значит глагол с возвратным значением?

– Когда у таких глаголов пишется мягкий знак, а когда нет?

Запись слов цепочкой с комментированием. Учитель вывешивает рисунок кукушки.

Кукушка откладывает яйца в чужие гнёзда. Из кукушат насиживают другие птицы. (Рисунок 7)

XI. Работа с перфокартами.

– Я покажу слова с пропущенными буквами. Вы будете записывать в окошко перфокарты нужную букву.

(Слова затем открываются и проверяются коллективно).

Учитель вывешивает изображение следующей птицы.

Дрозд лечит деревья. У птицы длинный клюв. Его дрозд засасывает глубоко в землю, и вытаскивают из лесной подстилки опасных вредителей, которые губят корни деревьев. (Рисунок 8)

XII. Подведение итогов.

Выставление оценок.

Домашнее задание. Упр.№365.

XIII.Чтение учителем стихотворения

“Юркины друзья” (на пластинке звучит пение птиц в весеннем лесу.)

Парню не сидится,
После школы дома
В лес уходит, к птицам,
Тропкою знакомой.
И давно уж с Юркой
Встречи не боится
Ни юрок тут юркий
И ни синь-синица
Юрка так гордится-
Он в лесу, как в доме,
И поёт синица
На его ладони.

И.Жупанов.