Цель урока: сформировать у обучающихся понятие о роли воды в природе и её значении в жизни живых существ.
Задачи: – Показать, что вода – активная среда для жизни животных, растений и человека.
– Изучить свойства воды как вещества;
– Формировать умение применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира;
– Раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты;
– Прививать внимательное и бережное отношение к природе.
Формирование знаний, умений, навыков:
Уметь:
– выполнять лабораторные работы, с соблюдением правил техники безопасности.
– делать выводы из проделанной работы.
– находить решение проблемных заданий.
– грамотно аргументировать свои выводы
– обобщать.
Знать:
– значение воды в природе.
– состав воды и её свойства
– современные экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.
Оборудование: – А.А. Плешаков. Учебник "Мир вокруг нас" 3 класс, Москва: "Просвещение", 2004г., А.А.Плешаков "Рабочая тетрадь к учебнику "Мир вокруг нас", М.: "Просвещение", 2008г.
– полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зелёная, красная, жёлтая)
– глобус
– тест.
– Вода (горячая и холодная), сахар, соль, мел, глина, ложка, колбы, стаканы, воронка, бумажный фильтр, бытовой фильтр.
ТСО: Компьютер, презентация урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка усвоения изученного материала.
1. Фронтальный опрос.
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и прозрачный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас. (воздух)
– Что такое воздух? (Воздух – это газообразное вещество. Это смесь газов: азота, кислорода и углекислого газа).
– О каких свойствах воздуха говорится в этой загадке?
– Какие ещё свойства воздуха вы знаете? (прозрачен, бесцветен, без запаха, плохо проводит тепло, расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении)
– Воздух плохо проводит тепло. Какое значение имеет это свойство для жизни растений (животных, человека)? (зимой растения не замерзают под снегом, потому что воздух, который находится в снеге, плохо проводит тепло, и температура под снегом выше, чем температура воздуха. Между перьями птицы находится воздух, который и сохраняет тепло тела. Между густыми волосками зимнего меха зверей задерживается больше воздуха, и им не холодно. )
– Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?
– Почему легче дышать в местах, где растёт много растений?
– От чего загрязняется воздух?
– Что надо делать для охраны чистоты воздуха?
2. Тестирование
– А сейчас вы сами сможете проверить, как вы усвоили материал. <Приложение 1>
Перед вами лежат тесты, выберите номера правильных ответов и запишите их в окошке.
3. Самопроверка и самооценка.
– Проверьте свои работы и оцените себя, отметив в хронологической карте.
Хронологическая карта |
Ф.И. |
||||||
Дом. зад. устно тест |
Роль воды |
Практ. работа |
Свойства воды |
Охрана воды. |
Общая |
||
Сам | |||||||
Группа |
– Молодцы, ребята.
III. Актуализация знаний.
– А теперь отгадайте ещё одну загадку: <Приложение 2> (показ слайдов. 2)
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда захочу
Даже камень источу. (Вода)
– Так какое вещество мы сегодня будем изучать?
– Ребята, а что бы вы хотели узнать о воде? (ответы детей)
IV. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы узнаем об огромной роли воды в природе, о свойствах воды и об экологических проблемах, связанных с водой.
V. Изучение нового материала.
1. Роль воды в природе.
– Давайте послушаем стихотворение: <Приложение 2> (показ слайдов. 3-9)
Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде! В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смеем вам мы доложить:
Без воды нам не прожить.
– Что вы узнали из стихотворения о воде?
– Как вы думаете, много ли воды на Земле?
1). Вступительное слово учителя. <Приложение 2> (показ слайдов. 10)
С приходом воды появляется жизнь. Пропала вода и жизнь становится невозможной. Потому что вода – эликсир жизни. Подарив людям воду, природа дала нам бесценное богатство.
Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный — голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. И в воздухе, и в почве, и под землёй. Вода входит в состав любого живого организма.
– Ребята, а как вы думаете, если воды на нашей планете так много, нужно ли её беречь?
2). Сообщения детей <Приложение 2> (показ слайдов. 11 -15)
– Ребята, а какие вы сообщения подготовили о значении воды?
Почти всё живое на Земле не может обойтись без воды. Звериные тропы в лесу ведут к водопою. Птицы летят к рекам и озёрам. Люди издавна выбирали себе место у воды, строили себе дома, сёла и города.
– Без воды не вырастишь ни пшеницы, ни яблок, ни груш. Тысячи лет может пролежать зерно в сухой земле, но придёт вода – и зерно прорастёт. Даже безжизненную пустыню можно превратить в цветущий сад, если провести туда воду.
– В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. А тело медузы на 90—95% состоит из воды.
Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит с состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела.
3). Практическая работа.
– Много ли воды в вашем теле? Вы можешь вычислить сами: массу тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.
Откройте задание №1 в тетради на с.20.
Например: масса теле человека – 60 кг, то мы должны 60 : 3 *, 2 вода составляет – 40кг.
Если 90кг, то 90 :3 *2 = 60кг
Если 30кг, то 30 :3 *2 =20кг
– Молодцы! Справились с этим заданием.
4). Вывод.
– А теперь, ещё раз давайте повторим какое значение играет вода в природе?
Значение воды в природе:
– для питья (Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди).
– кормит (Но вода не только “поит”, но еще и кормит — по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов).
– среда обитания (В реках, морях и океанах и около них живут растения и животные)
– средство гигиены (Вода моет всех людей, животных, города, машины, дороги)
– в быту (Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, – ничего не сделать без воды).
– дорога (Еще вода — это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров).
– электроэнергия и полезные ископаемые.(Вода “добывает” электрический ток, работая на электростанциях, в воде добывают полезные ископаемые)
– красота, познание и отдых (Люди стремятся изучить подводный мир, они наслаждаются красотой водных просторов, отдыхают около водоёмов)
2. Свойства воды.
Вот она какая вода!
– Но это всё стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.
Сейчас мы с вами с помощью опытов определим свойства воды.
Практическая работа (Дети работают по группам. У каждой группы есть ключ к выполнению опыта) (I группа выполняет три опыта)
Опыт 1
Определить какова прозрачность воды?
– В стакан с водой опустите ложку.
– Видна ли она?
– О каком свойстве воды это говорит?
Вывод: вода... (прозрачна.)
Опыт 2.
– Определить какого цвета вода?
– На столе у вас лежат цветные полоски бумаги (красная, зелёная, жёлтая, синяя, белая)
– С их помощью вы определите цвет воды.
– Приложи и сравни цвет воды и цвет каждой полоски.
– Можно ли сказать, что вода синяя? Зеленая? Желтая? Красная? Белая?
– Каков же цвет воды?
Вывод: вода... (бесцветна)
Опыт 3.
– Каков запах воды?
– Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.
– А чем пахнет чистая вода ?
– Понюхай ее и сделай вывод.
Вывод: вода ... (не имеет запаха)
(II группа выполняет один опыт)
Опыт 4 (2 стакана, 2 ложки, сахар и глина)
– Насыпьте в один стакан с водой сахар, а в другой столько же глины.
– Помешайте воду.
– Что вы заметили?
– О чем говорит этот опыт?
(Вода растворила кристаллы сахара, а часть глины осела на дно).
Вывод: вода — ... ( растворитель, но не все вещества в ней растворяются).
– Подумай те где человек использует это свойство?
(Учитель готовит три раствора: первый стакан — медный купорос, второй стакан — марганцовка, третий стакан — напиток в порошке).
– Вода растворила кристаллы, и мы получили вещества, нужные человеку для опрыскивания кустов от вредителей (раствор медного купороса), для дезинфекции ран (раствор марганцовки) и для употребления в пищу — напиток.
Когда мы умываемся, тоже используем свойство воды — растворять грязь
(III группа выполняет один опыт – фильтрование)
Опыт 5 (стакан с мутной водой, чистый стакан, воронка, бумажный фильтр).
– Вам необходимо очистить мутную воду с примесями песка и мела
– Приготовьте стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр.
Фильтр — это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам и еще раз пополам.
– Вставьте воронку в пустой стакан и положите фильтр.
– По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду.
– Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки.
– Проверьте ее на прозрачность.
– Нерастворенные вещества остались на фильтре.
Такая очистка воды называется фильтрованием.
Вывод: не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.
В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем наш.
(Учитель демонстрирует бытовой фильтр, фильтруется подкрашенная вода)
После выполнения детьми и обсуждения, учитель демонстрирует ещё два опыта.
Опыт 6. (стакан с водой и пластиковая пластинка)
– Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды?
(Она растекается в разные стороны.)
– Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность ? (Вода стекает под уклон.) '
– Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? (Да)
– Во всех этих случаях появляется одно и то же свойство воды.
Какое?
Вывод: вода течет (свойство — текучесть).
Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.
Опыт 7. (колба с трубкой и подкрашенной жидкостью, ёмкости с горячей водой и льдом)
Что же происходит с водой при нагревании и охлаждении?
Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.
– Почему?
Ту же колбу поставим в тарелку со льдом (снегом). Вода в трубке опускается.
– Как вы это объясните?
Вывод: вода ... ( при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается)
Обобщение. (повторение всех свойств воды по таблице <Приложение 2> (показ слайда 16)
ФИЗМИНУТКА
– А какие природные явления, связанные с водой вы знаете?
– А какой бывает дождик?
– Покажите пальчиками как стучит тихий дождик.
– Дождик усиливается, пошёл очень сильный дождь.
– Дождик заканчивается, идёт тише – тише. Ну вот и совсем перестал. Выглянуло солнышко и вся природа потянула к нему свои руки. И мы потянемся.
Вот она какая, вода!
3. Причины загрязнения и охрана воды.
Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды.
Вода — одно из главных богатств на Земле.
– Ребята, а что будет если исчезнет вода?
А такая угроза существует.
Давайте послушаем сказку. <Приложение 2> (показ слайдов 17 – 19)
– Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку!
Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной…
Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой – тонкой,
Обмелела на глазах.
– Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.
Улитка – Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка – На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной.
Улитка – А ты почему жёлтая, как лимон?
Жёлтая рыбка – Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс мутный поток. Чего там только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты и отходы. Пожелтела наша заводь.
Улитка – А ты, подружка, чего такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка – Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из под мусора.
Улитка – Ой, а это ещё кто?
Чёрная рыбка – Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть покрыла воду тонкой плёнкой, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.
Улитка – Да, уж досталось вам.
– Ребята, скажите, отчего загрязняется вода в реках, озёрах и морях?
<Приложение 2> (показ слайда 20)
– А кто главный виновник в этом? (человек)
От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для жизни человека.
Поэтому воду — наше главное богатство, надо беречь!
– Как люди охраняют воду от загрязнения? <Приложение 2> (показ слайда 21)
(Строить очистные сооружения; строить предприятия, где нет сточных вод; не бросать мусор; не мыть машины около водоёмов.)
VI. Итог урока.
1. Закрепление
– Молодцы, ребята. На следующем уроке мы продолжим изучать тайны воды.
А сейчас скажите, что нового вы узнали на уроке?
– О каких свойствах воды вы узнали?
– Какие свойства воды человек чаще всего использует в быту?
– Почему воду нужно беречь и охранять?
Дети.– Вода входит в состав любого
организма.
– Вода – это жизнь, красота и здоровье.
– Вода – помощник человека
– Количество пресной воды ограничено
– Вода загрязняется
2. Домашнее задание.
Дома вы нарисуете плакат "Берегите воду!"
3. Выставление оценок.
– Ребята, а теперь в группе оцените друг друга.
– Со многими оценками я согласна. Мне очень понравилось, как вы работали на уроке.
4. Рефлексия
– А понравился ли вам наш урок?
Какое настроение вызвал у вас этот урок? Отразите его разноцветными ленточками. Пусть появится у нас необычная радуга.
Урок окончен.