Цели:
1) сформировать у детей общее понятие о тексте
на основе осознания его основных признаков;
2) учить устанавливать связь между частями
текста;
3) проконтролировать знания детей с помощью
текста;
4) воспитывать умение помочь друг другу.
Методы: частично-поисковый, словесный.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- раздаточный материал в группах (карточки);
- учебник по чтению
Ход урока
1. Организационный момент.
Стоим в кругу, держась за руки:
– Добрый день, Настя…(всех детей по именам)
– Добрый день, Надежда Борисовна! Добрый день, солнышко! Добрый день всем нам!
– Пусть весь урок пройдёт у нас на доброй волне.
2. “Вхождение” в тему урока.
– Прочитайте слова великого русского поэта А.С.Пушкина (Приложение 1, слайд №1).
– Почему мы начинаем урок с этих слов? (Будем делать открытие).
– А как называют людей, делающих открытие? (Учёные).
– Итак, мы с вами сегодня будем учёными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытие и познают новое.
– Исследуйте это предложение, какие слова вам непонятны? (Просвещенье, парадокс, гений).
– Обратимся к толковому словарю и узнаем точные определения этих слов.
– Как понимаете слово чудный?
– Подберите синонимы (прекрасный, красивый ,великолепный).
– Подберите антонимы (некрасивый, плохой).
– Продолжаем исследовать новый материал: дан набор слов. Прочитайте их. (Слайд №2).
– Восстановите последовательность слов. (Слайд №3)
– Сделайте открытие какого же слова здесь не хватает? (Слайд №4).
– Как вы думаете почему оно выделено красным цветом? (Это тема урока).
– Да, это наш главный вопрос урока (Слайд №5).Его мы и будем исследовать на уроке.
3. Раскрытие темы урока.
– Как вы думаете, можно ли назвать текстом стихи А.С.Пушкина? (Да).
– Вы же учёные – приведите доказательства. Что обязательно должно быть в каждом тексте? (Основная мысль).
– Что это такое? (Самое важное, главное, о чём говорится, ради чего написано).
– Что значит раскрыть основную мысль текста? (Понять о чём говорится).
– Можно ли назвать основную мысль текста ключиком? (Да).
– А что он открывает? (Текст поделится с нами своими мыслями, чувствами).
– Назовите ещё яркие признаки текста (Слайд № 6).
– Попробуйте озаглавить этот текст (Слайд №1).
– Какова основная мысль этого текста? (Учиться надо обязательно).
– Как вы думаете, когда человек делает открытие, он удивляется?
-А вы хотите удивиться?
4. Физкультминутка.
– Я показываю рисунок удивительного животного, которое мы с вами придумали на уроке психологической разгрузки, вы мне называете тех зверей, которых узнали в нём и изображаете их.
– Мы продолжаем исследовательскую работу.
– Прочитайте предложения. (Слайд №7).
– Можно ли назвать этот набор предложений текстом? Почему? (Нет. Здесь нет смысла).
– Восстановите перепутанную логическую цепочку предложений. (Слайд №8).
– Проверяем.
– Что вы заметили? Чего не хватает? (Название текста).
– Придумайте название к тексту.
– Как называется жанр этого произведения? (Сказка).
– К какому виду относится? (Сказка о животных).
– Откройте учебник по чтению на стр. 57. Что вы увидели? И название такое же как мы с вами придумали.
– Какому народу принадлежит авторство этой сказки?
– Какое открытие мы сделали? (Сочинили сказку).
– Прочитайте сказку про себя.
– Что означает слово перегоняться? (Бегать наперегонки).
– Кто главные герои?
– Как ведут себя животные? (Как люди).
– Кто же кого обхитрил?
– Ребята, какая мудрая мысль заключена в этой маленькой сказке? (Не рой другому яму, сам в неё попадёшь). (Слайд №9).
– А можно ли это предложение назвать текстом? Почему?
– А в тексте сколько должно быть предложений?(2 или несколько).
– Из скольких предложений состоит текст? А как вы считали? (По знакам препинания).
– Какие знаки препинания мы знаем?
– Если мы уберём в этом тексте все знаки, что произойдёт? (Всё смешается, станет непонятным).
– В тексте обязательно должны быть границы предложений. Знаки препинания человек придумал в 15 веке после изобретения книгопечатания. Великий русский учёный М.В.ломоносов высказал мысль о том, что ставить их нужно по смыслу, как диктует текст. “Знаки препинания ставятся по силе разума”– сказал он.
– Ну что ж, мои учёные, вы поработали сегодня на славу, и я надеюсь совершили для себя открытие. Какое? Возвращаемся к теме нашего урока, что же такое текст? (Ответы детей).
5. Итог урока.
-У чёные в конце своей работы делают выводы. Давайте же и мы примем верные высказывания и отметём в сторону неверные.
Работа в группах.
Карточка.
- Текст состоит из предложений. +
- К тексту нельзя придумать название. –
- Все предложения в тексте имеют границы. +
- Предложения в тексте не имеют определённой последовательности. –
- В тексте всегда о чём-то или о ком-то говорится. +
- Текст можно разделить на части. +
- Каждая часть текста записывается с красной строки. +
– Понравился ли вам урок? Что особенно запомнилось?
– Урок окончен. Спасибо за работу.