Конспект по окружающему миру во 2-м классе. Тема "Птицы зимой"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Дать представление о жизни птиц зимой
  • Познакомить с мероприятиями по охране птиц
  • Воспитывать бережное отношение к птицам

План урока:

  1. организационный момент
  2. объяснение темы урока
  3. практическая работа
  4. итог домашняя работа

Ход урока.

1. Организационный момент.

Встали, поздоровались, у всех хорошее настроение. Улыбнулись друг другу.

Тут, зверюшки и пичужки,
Игры, песни – все для вас,
За работу! В добрый час!

2. Объяснение темы урока.

Зима на улице. Все белым-бело! Вся живая природа готовилась к встрече с ней. Что мы относим к живой природе? Как звери готовились к зиме? Давайте на минуту представим себе, что мы понимаем язык птиц и зверей.

(Идет кукольный спектакль)

Белка: Жители лесные! Посмотрите! Я грибы сушила, а мышь у меня потаскала.

Мышь: Кто у кого больше стащил? Я орехи на пеньке разложила, и оглянуться не успела, как они у тебя, белка в дупле оказались

Учитель: На опушке леса появилась лиса. Что-то она приуныла.

Лиса: Заяц-беляк все лето серым был, а сейчас в белой шубе щеголяет. Белка летом рыжая была, а сейчас серую шубку надела. Одна, я, бедная зимой и летом одним цветом.

Учитель: Ребята, как же звери готовились к зиме?

Но все мы обитатели природы знают, что такое зима? Послушайте разговор скворца и цапли. ( к доске выходят дети в шапочках птиц)

Цапля: Здравствуй, Скворушка!

Скворец: Что ты такая печальная, Цапля?

Цапля: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни. Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно выхаживая, чирикая что-то после теплого лета, бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть это, правда?

Скворец: Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видал. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы.

Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? (потому что это перелетные птицы)

( на доске запись птицы: перелетные и зимующие; Зимующие: оседлые и кочующие)

Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима. Там цветут цветы. Иволги улетают в Китай. Жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далеком Египте на реке Нил кормятся наши утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию, Италию, Англию. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.

( стук в дверь)

Кто там?

( вам письмо)

////Sos, sos,sos!Спасите от смерти! На помощь!////

Кто послал письмо?

(птицы)

Чтобы им помочь надо знать, какие у нас птицы зимуют, чем кормятся. Как мы можем им помочь? Давайте мысленно перенесемся в зимний лес. Погода чудесная. Мороз и солнце. День чудесный. В лесу тихо.

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.

Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.

У опушки в старых елках
От зари и до зари
Разговор ведут чечетки,
Громко вторят снегири.

Пестрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липах,
Отзовется бойкий чиж.

Я могла еще так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь стужу и морозов
Вывел клест своих птенцов.

Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы,
И торопятся куда-то
Ярко-красные щуры.

Как, рассвет, встречая новый,
Будит лес своих гостей.
Не опишешь даже словом
Красоту земли моей.

( по ходу чтения стихов появляются рисунки птиц)

Кроме этих птиц у нас остаются зимовать и хорошо вам известные птицы. Какие?

(сороки, вороны, воробьи, глухари и рябчики)

Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры дерева короеда, сорвет шишку и полетит в свою кузнецу, долбить её. А еще зимой в лесу есть удивительные птицы. Почему удивительные? Посмотрите.

(появляются дятел и клест)

Дятел: Чего ты, Клест, визжишь? Обидели тебя, что ли?

Клест: Да нет, Дятел, это я радуюсь.

Дятел: Нашел время радоваться!

Клест: Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики, вывелись, и до чего же милые, до чего же хорошие!

Дятел: в такой мороз – птенцы? Да они замерзнут!

Клест: Нет! Я им еловых веток натаскал, а клестиха – мать греет их как печка. Им тепло и сытно, а от моей песенки еще и весело.

Ребята, поему у клеста птенцы выводятся зимой?

(потому что есть что кушать)

Да питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые образуются поздней осенью. Как к зиме корм есть. Весной малыши уже летают стайками. Но интереснее всего у клестов клюв- ни у кого такого нет, он у него крестом. Родятся эти птенцы с прямыми клювами, как и все остальные, но когда подрастают и начинают сами доставать семена из шишек, клюв меняется. И все же многие птенцы голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада , сильного мороза. Из десяти птиц выживают две. И чтобы помочь им, мы должны……А что должны?

(подкармливать птиц)

3. Практическая работа.

Чем кормятся птицы? Давайте посмотрим.

На доске:

Корм для птиц

Семена

Подсолнечника (все птицы) овса (овсянка, синица) арбуза (синица, поползень)

Пшена, проса (овсянки, воробьи, синицы)

тыквы, дыни, кабачка (поползень, синицы, воробьи)

Кедровые орешки (поползень, дятел) рябины, калины (снегирь, свиристель)

Льна (все птицы) клевера (щеглы, чечетки, воробьи, синицы)

Сало, мясо (очень любят синицы)

Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц. Но не всегда, птички довольны нашими семенами. Давайте разыграем сценку.

( к доске 6 человек в шапочках птиц- сорока, снегирь, воробей, синица, клест и щегол)

Сорока : Трата-та-тата! Что я видела, что слышала! Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают.

Щегол: Семечки и конопля в столовой не давленые. Клюв сломаешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Воробей: Ой-ой-ой! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хорошо бы ребята навес сделали.

Клест: остался голодный, обед ветром сдуло. Плохо, когда кормушка без бортиков.

Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?

Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке. Как видите, ребята, мало сделать кормушки, насыпать в них корм, надо еще подумать хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.

Повторите, какие кормушки вы бы сделали?

Теперь вы знаете, какие кормушки сделать и кто еще не сделал, сделайте.

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,
Горсть одна нужна
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

 А когда птицы сыты, то даже среди зимы петь могут. Послушаем как поет таежная овсянка.

(грамзапись с голосом таежной овсянки)

Недавно мы писали сочинение. Послушаем как ребята заботятся о птицах.

4. Итог.

Итак, сегодня мы знакомились с жизнью зимующих птиц.

  • Какие птицы у нас остаются?
  • Почему у нас зимуют?
  • Какой корм нужен птицам?
  • Какие кормушки вы бы сделали?

5. Домашнее задание.