Начинается урок.
Учитель (далее – У.): - Ребята, сегодня я не буду говорить вам, какая у нас тема урока. Вы сами скажете мне об этом, когда отгадаете несколько загадок.
( По мере отгадывания детьми загадок, на доске вывешиваются картинки с отгадками).
- Подмигнет тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий. (Земляника). - На верхушке стебелька
Солнышко и облака. (Ромашка). - Как зовут меня - скажи,
Часто прячусь я во ржи.
Скромный полевой цветок
Синеглазый … (Василек) - Не пустили в огород –
Оттого она и жжет. (Крапива). - С этих шариков пушистых
Полетят парашютисты. (Одуванчик).
У. – Ну, дети, кто из вас может сказать, о чем же мы с вами будем сегодня говорить на уроке?
Резко открывается дверь и влетает Баба Яга. (Далее – Б.Я.)
Б.Я. – Обо мне! Обо мне!
У. – Почему ты решила, что о тебе?
Б.Я. – Ну, как же! На доске ягоды, травы. А они где растут?
У. – Ребята, вы знаете, где растут ягоды и травы?
Дети (далее – Д.) – В поле, в лесу.
Б.Я. – Правильно! А я где живу? Именно в лесу.
У. – Это так. Но все же мы будем говорить не о тебе.
Б.Я. – А о чем же тогда?
У. – А вот это скажут ребята, когда отгадают еще одну загадку.
- Без чего человек не может жить?
Открывается дверь и входит Кощей Бессмертный. (Далее – К.)
К. – Без меня не может жить человек. А, если вы не согласитесь, то я вас живо погублю.
У. Ну-ка, дети, скажите, боимся мы Кощея или нет?
Д. – Нет!
Б.Я. – Ну, раз и Кощея не боитесь, значит, и без него можете прожить. Ну, тогда я и не знаю, без чего нельзя прожить.
У. – Дети, а вы как думаете?
Дети приводят разные варианты ответов.
У. – Сейчас мы точно подскажем и Бабе Яге, и Кощею, без чего человек не может жить, а для этого нужно встать и показать им то, о чем мы говорим.
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо. (Дети машут ладонями себе в лицо, изображая втер).
Закачалось деревцо. (Дети поднимают руки над головой и раскачивают ими, как деревья ветвями при ветре).
Ветер тише, тише, тише. (Дети медленно опускают руки и приседают).
Деревцо все выше-выше.(Дети начинают подниматься и вытягивают руки над головой).
У. -Ну, догадались?
(Кощей и Баба Яга жмут плечами, давая понять, что не знают).
К. (неуверенно) – Без лица, что ли?
Б.Я. – Нет, наверное, без ветра.
У. – Ребята, подскажем?
Дети – Без растений.( Если дети затрудняются с ответом, учитель помогает).
Б.Я. (Сердито). – Вот еще! Без растений!! Так я вам и поверила!
К. – Бред какой – то несете!
У. – Ну, хорошо. Тогда скажите, можете ли вы не дышать? Ну-ка, попробуйте задержать дыхание и не дышать. Ребята, вы тоже можете попробовать.
( Баба Яга и Кощей затаили дыхание и стараются не дышать).
Б.Я. и К. (Выпустив воздух ) – Ой, больше не могу, дышать хочется. (Шумно дышат).
У. – А знаете, чем вы дышите?
Б.Я. – Никогда об этом не думала. Дышится да и дышится. Ну и ладно.
К. – Да и я никогда об этом не думал. А чем мы дышим?
У. – Так вот, знайте. Все мы дышим кислородом, а, если точнее сказать, то – воздухом, в котором находится кислород.
К. – Но я все-таки не понимаю, причем здесь растения?
У. – А при том - что растения, а точнее – листья, окружающие нас – это не просто листья, а самые настоящие фабрики кислорода.
Б.Я. (Смеется). Ой, не могу, ой, уморили! Листья – фабрики…! Вот это да! Никогда бы не подумала, что листья, которые я каждый день в лесу вижу, - это не просто листья, а фабрики!
К. – Точно – точно! У всех фабрик дым бывает над трубой. А где над листьями трубы и дым?
(Внимательно рассматривает листья на цветке в классе).
У. – Листья – фабрики необычные, без труб и дыма. Теперь вам известно, что дышим мы кислородом, а вот выдыхаем углекислый газ.
Б.Я. – Углекислый газ, значит…
У. – В листья из почвы идет вода. Под воздействием энергии света (этот процесс называется фотосинтезом) листья выделяют кислород. Вот и получается, что без листьев мы с вами не можем обойтись.
( Слова, выделенные зеленым цветом, по мере их озвучивания на уроке, вывешиваются на доске).
Б.Я. – Выходит, если бы листочков не было, мы бы израсходовали весь кислород?
К. – Выходит, чем больше листьев, тем больше кислорода?
У. – Да, правильно, Кощей. Все знают, что особенно хорошо дышится там, где много зелени, растений. Поэтому вокруг домов сажают деревья и кусты, а отдыхать приятно в лесу или в парке. Вот почему так важно беречь природу, ведь без растений жить невозможно.
Б.Я. и К. – Да, убедили. Без листьев нам не обойтись. А, вообще- то, мы это давно знали. Мы ведь лучшие специалисты по растениям.
У. – А, вот мы сейчас это и проверим.
( К доске выходят дети, у которых в руках картинки с изображением листьев осины, дуба, сирени, сосны, традесканции. Можно заменить картинки настоящими листочками).
У. – Отгадайте, с какого дерева листок?
(Когда к доске выходит ребенок с листом традесканции, Баба Яга и Кощей делают задумчивое лицо).
У. – Ребята, давайте поможем. Наши гости будут называть предполагаемые растения, а вы, если они ошибутся, будете хлопать, а, если ответят правильно, скажете “Молодцы”.
(Кощей и Баба Яга начинают перечислять деревья. Все неправильно ).
У. – Ребята, давайте поможем.
( С помощью учителя дети поясняют, что это комнатные цветы и показывают традесканцию).
Б.Я. – А, я знаю, знаю! У меня даже есть такой цветок. Его зовут Пусик.
(Баба Яга достает из кармана цветок и все видят, что он завял).
Б.Я. – Ой, Пусичек, что с тобой случилось, что произошло?
У. – Дети, кто из вас знает, что же произошло с цветком Бабы Яги?
Дети – Завял.
Б.Я. – Почему это он завял? Я его любила, гладила, целовала.
(Дети объясняют, что цветок не нужно было срывать. Что природу нужно беречь, ухаживать за ней).
К. – Ну – да! Вот у меня дома стоит цветок в горшке, и он такой же засохший. Но я-то его не срывал. Почему же он - то завял? Ага, не знаете!
(Дети рассказывают, что за комнатными растениями тоже нужно ухаживать: их нужно поливать, ставить ближе к свету, протирать тряпочкой).
У. – Ну, что, поняли, зачем нужны растения?
(Б.Я. и К. неуверенно переглядываются, чешут головы).
У. – Понятно. Давайте, ребята, напомним нашим гостям, о чем мы говорили на уроке и тогда они точно все поймут. Пусть Баба Яга и Кощей Бессмертный запомнят и расскажут всем в лесу о том, как важны растения для жизни всего живого.
(Дети коротко повторяют содержание урока).
Б.Я. и К.Б. – Ну, ребята, ну, спасибо. Всем расскажем, какие вы умные и как много знаете. А теперь, прощайте, нам пора в лес. До скорого свидания.
Урок окончен.