Цели урока:
- Формировать у учащихся познавательный интерес.
- Развивать мышление, кругозор детей, умение делать выводы, рассуждать.
- Воспитывать бережное отношение к своей жизни, работать над правилами сохранения и укрепления здоровья.
- Обобщить знание учащихся о знании лекарственных растений в жизни человека, учить бережно относиться к природе, любить родной краю.
Оборудование: рефераты “Лекарственные растения”, Красная книга, материалы похода по родному краю, гербарий, рисунки учащихся на тему: правила дорожного движения, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель. Самое ценное у человека – это жизнь, а самое ценное в жизни – это здоровье! Здоровье есть сама жизнь с ее радостями, тревогами, творческим взлетом. Все хотят быть здоровыми, но часто люди поступают как раз наоборот: вольно или невольно растрачивают свое здоровье, считая, что оно неисчерпаемо.
Ребята, вы должны твердо усвоить, что лучше быть активным и здоровым, чем пассивным и больным, лучше идти по жизни со светлой улыбкой, чем с гримасой боли.
- Как помочь сохранить свое здоровье?
- Предвидеть опасность, по возможности избегать её, при необходимости действовать, уметь выходить из трудных ситуаций – мы учимся на уроках основы безопасности жизнедеятельности.
Занятия наши необычны, их можно назвать Школой Здоровья. Тема сегодняшнего занятия: “Ум да здоровье всего дороже”
- В путь дорогу собирайся. Да здоровым оставайся.
III. Первая страничка журнала Школы здоровья “Лесная аптека”
- На уроках окружающего мира мы знакомимся с растениями. Вы научились распознавать и отличать лекарственные растения от ядовитых. Проведем викторину “Узнай растение”. (Проводит викторину учащийся, который заранее подготовил описание растений. В это время на экране воспроизводятся картинки этих растений).
- Вся поляна покрыта голубыми, синими цветами. Они чуть склонили головки, и кажется: вот-вот побежит ветерок – и над поляной послышится тихий серебряный перезвон. (Колокольчик)
- Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовита. (Ландыш)
- Увидеть меня можно на лугу, у дороги, на лесной опушке. Я бываю двух цветов: белым, реже розовым. Листья очень изрезаны, создают впечатление, что их много – тысяча. (Тысячелистник)
- Носит этот цветок желтый сарафанчик. Подрастет – нарядится в беленькое платьице: легкое, воздушное, ветерку послушное. (Одуванчик)
Учитель. О других лекарственных растениях вы узнаете из ваших рефератов.
Учащиеся. Зачитывают наиболее интересные выдержки из рефератов (не более 2 минут).- Маленький, горький, луку брат. (Чеснок). Древние греки носили лук и чеснок на груди, как талисман, который защищает от болезней, врагов. Участники первых Олимпийских игр усиленно ели лук и чеснок перед соревнованиями.
Учитель. К сожалению, на нашей планете, каждые 20 минут, исчезают различные виды растений. Такие растения занесены в Красную книгу. ( Показываю ее ). Несколько слов об этой книге.
- Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году. Хранится она в Швейцарии. В марте 1974 года была учреждена Красная книга в СССР.
- Учащиеся подводят итог этой странички.
- Собирая лекарственные травы всегда оставлять часть их неприкосновенными, чтобы сохранить эти ценные растения на будущее.
Учитель. Название второй странички вам подскажет физминутка.
Физминутка 1.
Льется чистая водица.
Мы умеем сами мыться,
Порошок зубной берем,
Крепко зубы щеткой трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся потише.
Поверни головку вправо,
Поверни головку влево.
Опусти головку вниз
И тихонечко садись.
IV. Учитель. Вторая страничка называется “Чистюля” и расскажет она о личной гигиене. Термин “гигиена” произошел от имени богини здоровья Гигея.
- А что вы подразумеваете под словом гигиена?
- Дети. (Мыть руки, тело, чистить зубы, уши, правильно сидеть за партой, следить за осанкой, зрением, правильно питаться, ухаживать за волосами, одеждой и обувью).
Сценка.
Раздается крик.
Девочка: “Пустите! Пустите меня! Что вам нужно от меня?”
Мойдодыр:
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки,
На локтях дорожки
Девочка:
Я на солнышке лежала,
Руки к верху держала –
Вот они и загорели.
Мыло:
Ах ты, девочка чумазая,
Где лицо ты так измазала?
Кончик носа черный
Будто закопченный.
Девочка:
Я на солнышке лежала,
Нос я кверху держала
Вот он и сгорел!
1 ученик:
Ой ли, так ли?
Так ли дела было?
Отмоем все до капли,
Ну-ка дайте мыло!
2 ученик:
Громко девочка кричала,
Как увидела мочалку,
Царапалась как кошка.
Девочка:
Не трогайте ладошки,
Они не будут белые –
Они же загорелые.
Ученики: А ладошки-то отмылись
Мойдодыр: Интересно, есть ли среди вас чумазые девочки и мальчики?
Дети: Нет.
Учитель. Как итог составляются правила ухода за кожей.
- Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом.
- Мыть руки каждый день после загрязнения.
- Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.
- Носить свободную одежду и обувь.
- Закаляться.
На закрепление выполняется тест (1-2 минуты). Работы собираются в конце урока. Тест прилагается.
Физминутка 2. “Солнышко”
- Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают.
Представьте, что ваш животик, как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным.
Улыбнитесь друг другу, скажите теплые слова.
Учитель. Перелистываем последнюю страничку. Называется она “Светофорик”
Ученик.
Стоп машина!
Стих мотор!
Тормози скорей шофер!
Красный глаз глядит в упор –
Это строгий светофор.
Вид он грозный напускает,
Дальше ехать не пускает
Обождал шофер немножко,
Снова выглянул в окошко.
Светофор на этот раз
Показал зеленый глаз,
Подмигнул и говорит:
Ехать можно, путь открыт!
(М. Пляцковский)
Учитель. Число несчастных случаев на дорогах, к сожалению не уменьшается, а растет. И вот что грустно – чаще всех под колеса автомобилей попадают дети. Для того, чтобы не произошло несчастья, нужно знать правила дорожного движения.
- Просмотр презентации фильма - сказки про ПДД (4 минуты)
- Обсуждение фильма.
Учитель. На закрепление правил дорожного движения “ Вопросная атака ”
- На какие части делиться улица?
- Где должны ходить пешеходы?
- В каких местах пешеходам должны переходить улицу?
- На какой сигнал светофора пешеходам запрещается переходить улицу?
- Зачем нужны дорожные знаки?
- Какие дорожные знаки встречаются вам по дороге в школу?
Итог урока
Учитель. Подведем итог урока.
Дети. - Беречь и охранять родную природу. Знать лекарственные растения и уметь правильно ими пользоваться
- Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены.
- Правила дорожного движения нужно не только знать, но и выполнять!
Учитель. И так дети, главный вывод урока: “Ум да здоровье всего дороже”