Конспект урока по окружающему миру по теме "Растения зимой"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Сформировать знания учащихся о зимнем периоде жизни растений.
  2. Развивать наблюдательность, творческие способности, умение различать деревья зимой, речь учащихся.
  3. Воспитывать эмоциональное восприятие природы и эстетическое чувство, бережное отношение к природе.

Задачи:

Формирование знаний о зимнем периоде жизни растений. Расширять кругозор учащихся.

Оборудование:

Иллюстрации зимних пейзажей, иллюстрации деревьев, книжки-раскладушки, CD – диски.

Ход урока

I. Организационный момент

– Ты бывал в лесу зимой?
Если нет, скорей за мной
Много знает зимний лес
И загадок и чудес.

– Сегодня мы продолжим писать книгу зимы, а для этого мысленно отправляемся в лес. Но прежде чем совершить прогулку, давайте послушаем наших синоптиков с прогнозом погоды на сегодня.

Ученик сообщает прогноз, дети отмечают в дневнике наблюдений.

– Отгадайте загадки.

1. Не живая, а с ушами
Зиму всю гуляет с нами
Под ее ушами нашим
Никакой мороз не страшен (шапка-ушанка)

2. Словно греет пара печек
Из колечек от овечек ( варежки)

– Почему в это время года надо надевать теплые вещи?

Беседа о сохранении здоровья в зимний период.

II. Актуализация опорных знаний

Отправляясь в зимний лес, давайте повторим, что мы знаем о зимнем периоде в неживой природе.

Блиц – опрос

  1. Когда начинается зима в природе?
  2. – Долго ли природа ждала зиму в этом году?

    – Когда были первые морозы в этом году?

  3. Как называется явление, когда реки, озера, пруды покрываются льдом?
  4. (Еще в древней Руси ледоставом называли месяц декабрь).

    Беседа об опасности выхода на неокрепший лёд.

  5. Что происходит с водой, паром, который поднимается с воздушным потоком в верхние слои атмосферы?
  6. Как называется явление падения на землю множества снежинок?
  7. Когда снег летит хлопьями, а когда мелкой крупой?

На доске: слова “ледостав”, “снегопад”.

– Что особенного в составе этих слов?

Подведение итогов блиц – опроса.

III. Сообщение темы, целей и задач урока.

– Итак, мы направляемся в лес. О чем же пойдет речь, как вы думаете?

( о лесе, о деревьях, о кустарниках).

Рисунок 1. Зимний лес

– Сегодня мы будем сравнивать условия зимовки деревьев, кустарников, трав. Узнаем о значении снегового покрова для растений.

IV. Изучение нового материала.

– А теперь давайте проверим свои предположения и прочитаем учебник с. 104-105.

Дети читают статью в учебнике с.104.

Учитель: послушайте, как описывает зимовку растений в своей книге В.Бианки. Прослушивание записи CD – дисках.

Ученик: В трудную зимнюю пору жизнь отлично умеет притворяться мертвой. Замерзли травы, кусты и деревья. Замерзли, но не умерли. Под мертвым покрывалом снега они таят могучую силу жизни. Сосны и ели хранят в сохранности свои семена, крепко зажав их в свои кулачки-шишечки.

– Итак, что очень важно для растений зимой?

Далее рассматриваем иллюстрации деревьев на доске.

Рисунок 5. Сосна

– Какие деревья вы узнали? По каким признакам? (ель, сосна, береза)

– А почему трудно узнать другие деревья? ( нет листвы ).

Далее рассказ учителя.

В спящем царстве чернолесья, на первый взгляд, деревья без листьев очень похожи друг на друга. Но если быть внимательным, то можно заметить, что у каждого дерева свой силуэт, свой порядок расположения веточек. Черные силуэты деревьев четко выделяются на белом снегу. Как будто нарисованы черной краской на белом листе бумаги. Недаром лес, сбросивший листву, называют в народе – чернолесьем.

Давайте немного отдохнем.

Физкультминута.

– А сейчас поработаем по своим книжкам. Что вы приготовили?

Далее работа по книжкам – раскладушкам. Дети в своих книжках заранее подготовили рисунки и рассказ о деревьях.

1.Ученик рассказывает об ольхе.

Ольха – разветвленное дерево с конусообразной кроной. Её можно узнать по серой коре, округлым листьям с зубчатыми краями, красноватым сережкам и коричневым шишечками.

Рисунок 2. Ольха

2.Ученик о тополе.

Ствол этого большого, высокого дерева светло – серый. Веточку можно определить по крупным шерстисто – пушистым почкам, покрытым крупными коричневыми чешуями. Почки на веточках расположены поочередно, одна справа, другая повыше – слева.

Рисунок 3. Тополь

3.Ученик о осине.

У осины веточки похожи на тополиные. Узнать осину можно по гладкому и очень зеленому стволу. Он у этого дерева ровный и только на самом верху разрастается шапкой курчавых ветвей. Почки осины остренькие, и каждая сидит на высокой ножке, чуть в стороне от веточки.

4. Ученик о березе.

Её можно узнать по красивой белой коре. У многих деревьев тонкие, свисающие ветви. Листья с зазубренными краями и цветки – сережки.

Рисунок 4. Береза

Далее учитель рассказывает о том, какую опасность представляет для коры деревьев оттепель зимой. Опасны зимой для коры деревьев оттепели. Когда снег на дереве тает, трещины коры заполняются водой. Если вслед за оттепелью будет сильный мороз, то вода, замерзая, разрушит кору. На ней появляются глубокие трещины – морозобоины. Зима – время сбора семян сосны, ели, лиственницы, липы, клена, ясеня.

V. Закрепление знаний. Выполняется задание в рабочей тетради с.47.

– Какие деревья кормят животных и птиц в лесу зимой в нашей местности?

Работа в парах.

– кора и ветки – лосей, зайцев, оленей

– семена и ягоды – птиц

– орехи – белок и птиц

– желуди – кабанов

VI. Подведение итогов.

– Что очень важно для деревьев зимой?

– Как можно различить деревья зимой?

– Как зимуют травы, кустарники?

Выставление отметок.

Объявление домашнего задания.