Цель: обобщить имеющиеся знания о числительном, продолжить обучение правильному написанию числительных
Задачи:
Образовательные:
- Создать оптимальные условия для обобщения и систематизации знаний учащихся об имени числительном как части речи.
- Учить правильному написанию числительных, различению количественных и порядковых числительных, определению морфологических признаков этой части речи
Развивающая:
- Формировать умение рассуждать, произвольное внимание, активизировать мыслительную деятельность учащихся; формирование гибкости мышления.
Воспитательные:
- Дать детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
- Учить работать в группах и парах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.
Тип урока: Урок – обобщение по теме “Правописание числительных ”
Оборудование: печатные листы для групповой работы; индивидуальные печатные листы для самостоятельной работы.
Ход урока.
№ п/п |
Этапы урока |
Цели и задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность детей |
I |
Организациионный момент |
Создание эмоционального фона урока |
Приветствие. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний. |
Приветствие |
II 1. |
Актуализация знаний учащихся Словарно-орфографическая работа |
Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока |
- Запишите слова: речь, дочь, тысяча, мелочь, дичь, ложь, молодёжь, горечь, мощь. - Найдите лишнее слово. - Почему оно лишнее? - Что общее у всех имён существительных? |
Записывают слова, находят лишнее (тысяча), объясняют (тысяча – имя числительное, остальные слова – имена существительные). Все имена существительные женского рода, 3-го склонения, единственного числа. На конце этих слов пишется мягкий знак. |
2. |
Систематизация и обобщение знаний учащихся. |
Систематизировать языковые понятия |
Тема урока “Правописание числительных” - Поставьте цели на урок. Сегодня у нас урок по теме “Имя числительное”. Наша задача – обобщить и систематизировать все, что вы знаете о числительном, а также проверить, умеете ли вы применять на практике свои знания о числительных. Как обойтись бы без числа Цифры окружают нас повсюду. Мы встречаемся с ними на каждом шагу. Они делают нашу жизнь интереснее. Мы часто задаём себе вопросы, на которые легко могут ответить цифры. Сегодня мы отправимся путешествовать в Страну Чисел, где живут уже знакомые нам имена числительные. Но попасть туда не так-то просто. Однако мы познакомились с этой частью речи, её морфологическими признаками и особенностями правописания. Вы готовы? Тогда в путь! Сейчас проверим, насколько хорошо вы усвоили теоретические знания по изученной теме. С этой целью я предлагаю вам тестовые задания. Тест для проверки осознанности знаний определений и правил. |
1. Имя числительное – это часть речи, которая обозначает: б) количество предметов, число, порядок предметов при счете 2. Имена числительные делятся на: в) количественные и порядковые. 3. Составные числительные – это числительные, состоящие из: б) двух или более слов. 4. Мягкий знак пишется: б) на конце числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать; в) в именительном и винительном падежах числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня. 5. Порядковые числительные обозначают: б) порядок предметов при счете 6. Порядковые числительные изменяются: а) по падежам, родам и числам. |
III |
Работа в парах. |
Работа над правильным написанием числительных |
Выполните в парах упр.1 с. 73 в парах |
а) семьдесят, восемьсот, пятьдесят, тринадцать. б) двенадцатью, восемнадцатью, десятью, девятью. |
IV |
Физминутка |
Эмоциональная разгрузка. Различение количественных и порядковых числительных. |
Количественное числительное – присесть, порядковое – руки вверх и потянуться. Восемь, третий, десять, пятнадцатый, двадцать второй, восемнадцать, один, пятьдесят сорок шестой, одиннадцать, сотый, тридцать три. |
|
V |
Самостоятельная работа. Выполнение уровневого задания |
Работа над правильным написанием числительных |
Упр. 3 стр. 74 по уровням 1 уровень - спиши 2 уровень - спиши, выпиши числительные, рядом запиши порядковые 3 уровень - спиши, выпиши числительные, рядом запиши порядковые. Составь словосочетания с порядковыми числительными. |
1 уровень И в десять лет, и в семь,
и в пять 2 уровень
3 уровень
|
VI |
Работа в группах. Работа с ребусами |
Развитие мышления |
А сейчас вы встретитесь с числительным, о котором расскажет польская поэтесса В.Хотомская. Попробуем догадаться, какое числительное “спряталось в этом стихотворении”. (Учитель читает стихотворение) У про100го 100рожа - - А ведь не только числительное сто умеет прятаться в словах. Давайте попробуем “расшиф-ровать” подобную запись. Работа в группах. Прочитайте зашифрованные слова: СМОР1А, ПО2Л, ЭЛЕЗК, 100л, ВИ3НА, ПА3ОТ, 05, 100РОНА, 100ЯНКА, ПИ100ЛЕТ, 7Я, 100П, 100Н, 40А. |
Числительное
сто “ спряталось в этом
стихотворении”.
Смородина, подвал, электрик, стол, витрина, патриот, опять, сторона, стоянка, пистолет, семья, стоп, стон, сорока. |
VII |
Самостоятельная работа. Выполнение уровневого задания |
Работа над правильным написанием числительных. Формирование умения правильно употреблять слова в речи. |
1. 1 уровень. Упражнение 4 с.74 2 уровень. Спишите фразеологизмы, вставляя вместо пропусков нужные слова. 1) Заблудиться в … соснах. 2) … за всех и все за … . 3) Как в телеге … колесо. 4) Лить слёзы в … ручья. 5) Знать как свои … пальцев. 6) … лишний. 7) … сапога пара. 8) от горшка .. вершка. 9) На все … стороны. 10) За .. вёрст киселя хлебать. 3 уровень. Задача: В стране Числительное, в Лингвинии, из пункта А в пункт Б вышел шестиклассник – большой любитель сложных числительных. Расстояние между пунктами А и Б – 1 км. Через каждые 110 м школьник видел дорожные столбики, на которых цифрами было указано, сколько метров осталось до пункта Б . Шестиклассник от нечего делать стал читать все надписи вслух. Задание:
|
1) Заблудиться в трёх соснах. 2) Один за всех и все за одного . 3) Как в телеге пятое колесо. 4) Лить слёзы в три ручья. 5) Знать как свои пять пальцев. 6) Третий лишний. 7) Два сапога пара. 8) От горшка два вершка. 9) На все четыре стороны. 10) За семь вёрст киселя хлебать.
|
X |
Итог урока. Оценка результатов работы. Рефлексия. |
Обобщение знаний об именах числительных. |
- Какую роль играет в речи имя числительное? - Зачем нужно изучать имя числительное? - Сегодня на уроке мы повторили всё, что нам известно об именах числительных. И это удалось сделать в результате вашей активной работы. Прошу вас поделиться своими впечатлениями об уроке. Прикрепите магниты к предложению, которое соответствует тому, насколько хорошо вы усвоили тему “Имя числитель-ное”. Тема усвоена полностью. Требуется повторить. Тема не усвоена. (Предложения записаны на доске) |
Ответы детей. |
Литература
Использованы материалы Н. Б. Юрьевой. Урок русского языка в шестом классе.