Актуальная цель современного обучения – развитие творческого мышления школьников.
Успешное развитие творческого мышления у школьника возможно только при такой организации учебного процесса, когда учащиеся систематически вовлекаются в процесс активного интеллектуального поиска.
Именно с этой целью я использую на уроках биологии экологические задачи.
Процесс решения задачи предполагает мысленное экспериментирование. Он включает в себя формирование цели, задачи, гипотезы исследования, разработки его плана, прогнозирование и результаты.
Решение задач может осуществляться при проведении поисковой беседы с учащимися. Учитель зачитывает условие задачи и формирует проблему.
Основные положения и данные записываются на доске и в тетрадях учащихся. После этого оглашается первый вопрос задачи, который может поясняться учителем.
Школьникам дается время для обдумывания вопроса, после чего они высказывают свое мнение, выдвигают гипотезы, касающиеся его решения. Каждая из гипотез обсуждается.
Обдумывание способов решения проблемы, разработка плана могут осуществляться как в группах, так и индивидуально. Важно соблюдать последовательность.
При организации беседы или дискуссии нужно помнить, что главное здесь – не получение от учащихся быстрого и единственно правильного решения. Важно другое: в процессе активного обсуждения проблемы у школьников развивается умение анализировать ситуацию, обобщать, трактовать, формулировать выводы. Самое ценное здесь – активный процесс развития творческого мышления школьника [1].
Типовая программа на тему “Растения и окружающая среда” в 6-м классе отводит 7 часов. Работая по авторской программе, я изучаю ее в количестве 13 часов. Именно эта тема формирует у учащихся знания о факторах среды и их влиянии на растения, об основных экологических группах растений. Тема знакомит с понятием “природное сообщество” и типами сообществ, выявляет влияние на сообщества различных факторов, учит школьников объяснять взаимосвязь строения растений с условиями среды обитания, раскрывает взаимосвязь организмов в сообществе, обосновывает значение природоохранной деятельности человека в сохранении и умножении растительного мира [3].
Предлагаю тематику экологических задач при изучении темы “Растения и окружающая среда” (раздел “Растения”, 6-й класс).
Задачи помогут учителю в подборе дидактического материала для индивидуальных занятий с учащимися и фронтальной работы в классе.
1. Предложите систему мер по охране какого-либо растения Самарской области, занесенного в “Красную книгу России”.
2. Назовите 5 – 7 видов ветроопыляемых растений. Какие приспособления развились у них к опылению при помощи ветра?
3. Около названий растительных сообществ выпишите номера характерных для них растений. Растительные сообщества: дубрава – , луг – , болото – , степь – .
Названия растений: 1. Дуб обыкновенный – ; 2. Сныть обыкновенная – ; 3. Щитовник мужской – ; 4. Хохлатка Галлера – ; 5. Мятник узколистный – ; 6. Пушица волосистая – ; 7. Черника – ; 8. Клюква – ; 9. Ландыш майский – ; 10. Ветреница лютичная – ; 11. Мышиный горошек – ; 12. Ковыль перистый – ; 13. Ежа сборная – ; 14. Майник двулистный – ; 15. Сфагнум – ; 16. Бересклет бородавчатый – ; 17. Купена лекарственная – ; 18. Лещина обыкновенная – ; 19. Одуванчик лекарственный – ; 20. Ель обыкновенная – ; 21. Земляника зеленая – ; 22. Пижма обыкновенная – [2].
4. В широколиственном лесу вскоре после таяния снега зацветают многие растения, а в еловом лесу не наблюдается такого массового цветения. Как объяснить эти фенологические различия?
5. В приведенном списке раноцветущих растений отметьте эфемероиды, обводя цифры кружочками: 1. Гусиный лук желтый; 2. Орешник; 3. Волчье лыко; 4. Хохлатка Галлера; 5. Мать-и-мачеха; 6. Чистяк весенний; 7. Медуница неясная; 8. Ветреница дубравная; 9. Пролеска обыкновенная; 10. Подснежник белоснежный; 11. Осока волосистая; 12. Ветреница лютичная; 13. Пролесник многолетний [4].
6. Постройте схему пищевой цепи, включив в нее следующие организмы: 1. Травянистое растение; 2. Заяц; 3. Почвенные бактерии; 4. Воробей; 5. Почвенные грибы; 6. Ягодный кустарник бузина; 7. Волк; 8. Ястреб; 9. Паук; 10. Растительноядное насекомое [4].
7. Какие из указанных мероприятий следует проводить для сохранения редких видов растений:
- Создание ботанических заказников.
- Регламентация выпаса скота.
- Создание “Красных книг” растений.
8. Источником азотсодержащих соединений у растений могут быть животные.
Растения, использующие для своего питания насекомых, называются насекомоядными.
Из перечисленных ниже укажите насекомоядные растения:
- Заразиха.
- Росянка.
- Дурман [2].
9. Может ли каждый человек внести уклад в улучшение экологической ситуации своего района, города или области.
10. Вечнозеленые растения хвойного леса:
а) грушанка круглолистная и вероника лекарственная;
б) вероника лекарственная и майник двулистный;
в) майник двулистный и брусника;
г) брусника и черника [2].
11. Для леса характерно ярусное расположение растений. Вырубили растения верхнего яруса (полога леса). Какими могут быть последствия?
12.
Даже улыбающейся Флоры
Златая колесница – и она
Свой светлый путь свершает чрез раздоры:
И меж растений царствует война.
Деревья, травы вверх растут задорно,
За свет и воздух борются упорно,
А корни их, в земле неся свой труд,
За почву и за влажность спор ведут [2].
13. “Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча – пустыню”. Объясните смысл данной поговорки.
14. Выпишите номера вопросов, против них напишите номера правильных ответов:
- Какие из перечисленных факторов среды относятся к группе факторов неживой природы?
- Какие из перечисленных факторов среды относятся к группе факторов живой природы?
1. Растения. 2. Воздух. 3. Свет. 4. Грибы. 5. Рельеф местности. 6. Животные. 7. Температура. 8. Бактерии. 9. Вода. 10. Почва. 11. Ветер.
15. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. Объясните данное явление.
16. На месте вырубленного леса часто начинается заболачивание почвы. Чем это можно объяснить, ведь эти участки гораздо сильнее освещаются и обогреваются?
17. Среди растений средней полосы крупные и яркие цветы имеют в основном травы и кустарники, а не деревья. Как вы думаете, почему?
18. Представьте, что на Земле исчезли все живые организмы, кроме высших растений. Предположите дальнейшее развитие событий.
19. Ученик, отвечая на вопрос учителя, сказал: “Характерными представителями широколиственного леса являются такие растения, как медуница, брусника, мать-и-мачеха”. Согласны ли вы с этим утверждением?
20. Рассмотрите цветковые растения в кабинете биологии. Найдите растения с листьями-иголками и растения, имеющие листья с широкими листовыми пластинками. Попробуйте по строению листьев определить родину этих комнатных растений или условия их жизни в природе.
В работе с экологическими задачами особое значение имеет системность – регулярное использование их на уроках, на занятиях кружков и факультативов, олимпиадах, устной аттестации школьников.
Мы рассмотрели лишь один аспект экологического образования. Разнообразить методы и методические приемы учитель может, используя каждый конкретный случай, способствующий формированию нравственного отношения к природе.
Это один из вариантов инновационного усвоения экологического материала.
ЛИТЕРАТУРА:
- Панфилова, Л. В. Технология формирования экологической культуры школьников: учеб.-метод. пособ. / Л. В. Панфилова, Г. П. Игошин, Е. М. Врубель. – Самара: ГОУ СИПКРО; Изд-во “НТЦ”, 2005. – 114 с.
- Познавательные задачи, задания и вопросы экологического содержания в школьном курсе биологии: метод. рекомендации для учителей-биологов / сост. канд. биол. наук, доц. В. М. Астафьев, канд. пед. наук, доц. Л. Я. Осипова. – Самара: СИПКРО, 1992. – 32 с.
- Старкова, Т. С. Организация и проведение экологического марафона / Т. С. Старкова // Экологическая безопасность городов: проблемы и решения на муниципальном уровне: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. 16 – 19 мая 2000 г. / под общ. ред. Т. Г. Стрельниковой. – Самара: Б/и, 2000. – С. 78 – 79.
- Трайтак, Д. И. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников: пособ. для уч-ся 6 – 7 кл. общеобразовательных учреждений / Д. И. Трайтак, Н. Д. Трайтак. – М.: Мнемозина, 1998. – 160 с.