Оформление доски:
Примечание: Приставка “НЕ”, рисунок-схема, таблички появляются в процессе занятия.
Ход занятия.
Учитель читает эпиграф.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем занятии?
Ученики: Об адекватных реакциях!
Учитель: Конечно, это можно было прочитать на доске. Ещё раз обратите внимание на эпиграф. Вспомните, какие реакции мы называем адекватными, и соотнесите это со словами “учитесь властвовать”.
Ученики: Вероятно, это будут реакции, которыми трудно управлять…
Учитель: Вспомните, как называются такие реакции.
Ученики: Неадекватные!
Учитель: (присоединяет приставку “НЕ” к слову “адекватные”) Ребята, а какие неадекватные реакции вы знаете?
Ученики называют неадекватные реакции. Если ребята затрудняются, можно помочь при помощи моделирования ситуаций:
- Подруга в очередной раз пришла в новой вещи (юбка, ковта, сапоги), а ваша семья финансово обеспечена хуже зависть;
- Вы с товарищем решали задачу по физике, учитель же вам поставил оценку ниже, чем другу, усомнившись в вашем участии обида;
- Эксперимент: вызывается участник, физически не очень развитый, желательно небольшого роста, он должен будет удержать другого участника (он значительно превосходит в росте, у него завязаны глаза), когда тот будет падать вперёд. Следует учесть, что после того, как завяжут глаза второму участнику, первый участник должен поменяться с таким расчётом, чтобы удержать товарища.
Учитель: (Вопрос падающему) Что ты чувствовал, когда тебе предстояло “упасть” и, возможно, не быть поддержанным товарищем?
Ученик: Страх.
Учитель: От чего возникает страх?
Ученик: От неизвестности.
Учитель: Ребята, как вы думаете, чувство страха может быть отрицательным? Положительным?
Ученики: Конечно, может!
Учитель: Делимся на команды: одна команда доказывает, что страх – это хорошо, другая команда доказывает, что страх – это плохо.
Моделируются ситуации:
Если бы не страх, то … | Если бы не страх, то… |
Страх - защитная реакция, предупреждение заведомо опасной ситуации; | Каждый человек бывает жертвой различных страхов (болезни, боли…) |
Страх придаёт силу, раскрывает возможности | Не даёт развиваться, сковывает инициативу |
Учитель: Как вы думаете, ребята, что значит преодолеть страх?
Ученики: Сопротивляться обстоятельствам…
Учитель:
- Преодолеть страх – не значит выносить его без всяких усилий, нужно искусно управлять своими эмоциями.
- Ребята, а кто из вас боялся когда-нибудь? (Ребята, почти все, поднимают руки)
Как вы думаете, стыдно ли бояться?
Ученики: (дают разные ответы)
Учитель: (читает стихотворение)
Я только раз бывала в рукопашной,
Раз наяву и тысячу во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Вот так ответила на этот вопрос поэтесса Юлия Друнина, которая прошла ужасы войны и не понаслышке знает, что такое война и страх.
Учитель: Ребята, вы не назвали ещё одно сильное проявление эмоций. Я вам дам подсказку: человек, находящийся в её власти, практически не замечает этого, так как теряет власть над собой.
Если ученики не называют, то учитель сам показывает карточку “СТРАСТЬ” и объясняет, что в силу своего молодого возраста они, может быть, и не встречались с этим явлением.
Учитель: Назовите самые яркие проявления страсти. К чему бывает страсть?
Ученики: Страсть может быть к вещам, азартным играм, компьютеру, алкоголю, труду, любовная страсть…
Учитель: Как вы думаете, страсть – это нормальное явление?
Ученики: (Как правило, говорят, что страсть – это ненормальное явление, за исключением любовной страсти). Если всё же находятся ребята, которые утверждают, что страсть – это нормальное явление, то им предлагается доказать свою позицию. Опыт показывает, что все доводы опровергают сами же ученики. Даже страсть к труду приводит к выключению человека из окружающей жизни, так как он лишает себя её радостей)
Учитель: Значит, мы большинством пришли к выводу, что страсть не может быть положительной. А те, кто с нами не согласен, пусть готовят новые аргументы. Стоит заметить, что страсть затягивает, человек всё больше утрачивает контакт с самим собой, с близкими людьми.
Давайте поговорим о любовной страсти. Согласны?
Учёные, оказывается, вывели формулу любовной страсти! Конечно, любовь и формула – две вещи несовместимые, но вот страсть имеет определение.
Страсть – это влюблённость, которая миновала стадию любви.
Мы с вами отметили, что человек не замечает влияния страсти. Что бы ему ни говорили, он вступает в конфликт с окружающими: родственниками, родителями, учителями, друзьями…
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку –
Безумец! – лишний раз пожать!
Учитель: Чьи это строки?
Ученики: Лермонтова.
Учитель: Правильно, это четверостишие М.Ю.Лермонтова. Из курса литературы вы знаете, каким сдержанным на эмоции был поэт. Особенно, если это касалось личной жизни. И если уж Лермонтов так исповедуется, значит, он был влюблён. А как вы думаете, такие эмоции могли стать проявлением страсти?
Ученики: Вполне, сам поэт называет своё состояние “безумным”, так как за одно только прикосновение к любимой он мог принять смерть и муку!
Учитель:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Ф.Тютчев
Ребята, что хотел сказать нам поэт этими строчками?
Ученики: Наверное, то, что под влиянием страсти мы можем совершить ошибку или, как говорят, наломать дров…
Учитель: И это как раз свойственно молодым людям. Учёные и тут поработали. Они считают, что в вашем возрасте (14-18 лет) страсть основывается на влечении тела, а не сердца! Не придумывайте “любовь до гроба”, реально оценивайте ситуацию.
Нет, нет, не должен я, не смею, не могу
Волнениям любви безумно предаваться,
Спокойствие моё я строго берегу
И сердцу не даю пылать и забываться.
Как вы думаете, чьи это строки? Это всё тот же Лермонтов!
Учитель: Всё, о чём мы с вами говорили, хорошо выглядит… со стороны, а если это коснётся нас. Если мы всё же не смогли справиться с эмоциями, то неизбежно человек попадает в ситуацию стресса.
Подумаем, всегда ли нужно укрощать эмоции?
Ученики: (дают разные ответы)
Учитель: Печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет плакать другие органы. (Г.Модсли)
При сильном воздействии на человека в головном мозге развивается такая активность, которая не может быть срочно уравновешена. Следовательно, она переключается на внешние двигательные и речевые реакции.
Эксперимент. Вызывается ученик, который должен ответить на вопросы. По мере ответов ученику “перекрываются” возможные выходы эмоций.
Если ты находишься во власти сильных негативных эмоций, расскажи, как будешь реагировать:
Учитель: Мы познакомились, а вернее, вспомнили внешние проявления эмоций. Но мы с вами перекрыли все каналы выхода эмоций. Человек внешне выглядит спокойным, но мы помним, что при этом будут плакать какие органы?
Ученики: Внутренние!
Учитель: Хотите взглянуть на “рентгеновский” снимок такого человека?
(открывается схема – рисунок на доске)
Посмотрите, что происходит с организмом.
Ученики: Все эмоции зажаты, у них нет выхода, следовательно, организм страдает.
Учитель: Так какой же вывод мы можем сделать?
Ученики: Нельзя укрощать эмоции!
Учитель: Тогда мы получим с вами человека не вполне уравновешенного. Вспомните, какие выходы для эмоций находил испытуемый!
Ученики: Может быть, не все эмоции нужно укрощать. Когда-то давать волю проявлению чувств: можно поплакать, покричать…
Учитель: Конечно, можно. Только делать это нужно не в ущерб окружающим.
Какие способы разрядки вы знаете?
Ученики:
- Обычно в фильмах предлагают выпить воды. Это действительно помогает?
- Я знаю способ, когда нужно посчитать до 10 и обратно.
- Мне помогает громкая энергичная музыка (а кому-то грустная подходит), чтобы отвлечься.
- Можно заняться домашними делами: постирать, убрать квартиру…
Учитель: Ребята, обратимся к эпиграфу нашего занятия. Что значит “властвовать собою”? А как мы понимаем слова “не каждый вас, как я, поймёт”.
Ученики: (дают разные ответы, отмечая, что неуравновешенным людям бывает сложно найти понимание среди людей)
Рефлексия: Примерно за 5 минут до окончания занятия ребятам предлагается на мяче (сделан из папье-маше) написать свои мысли по поводу занятия, полученных знаний…