ЗАДАЧИ УРОКА:
- углубить знания обучающихся о кислотах: сформировать понятие о кислотах как классе электролитов, рассмотреть их классификацию и общие свойства в свете ионных представлений, типичные реакции;
- развивать умения и навыки записи молекулярных, полных и сокращённых ионных уравнений, пользоваться рядом активности металлов и таблицей растворимости при составлении химических реакций.
- продолжить формировать умения обобщать и анализировать данные, применять правила, делать выводы.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы “Классификация кислот”, интерактивная доска, мультимедийное учебное пособие “Химия.8 класс”, виртуальная школа Кирилла и Мефодия “Уроки химии 8 – 9 класс”
ХОД 1 УРОКА.
I. Организационный момент.
Проверка домашнего задания §37 № 3, 5(а – в)
№ 3.
- 3K2CO3 + 2H3PO4 = 2K3PO4 + 3H2O + 3CO2↑
- 6K+ + 3CO32- + 6H+ + 2PO43- = 6K+ + 2PO43- + 3H2O + 3CO2↑
- 3CO32- + 6H+ = 3H2O + 3CO2↑
№ 5
a)
- 3Ca2+ + 2PO43- = Ca3(PO4)2↓
- 3CaCl2 + 2H3PO4 = Ca3(PO4)2↓ + 6HCl
- 3Ca(NO3)2 + 2H3PO4 = Ca3(PO4)2↓ + 6H NO3
б)
- Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3↓
- FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3↓ + 3NaCl
- FeCl3 + 3KOH = Fe(OH)3↓ + 3KCl
в)
- 2H+ + S2- = H2S↑
- H2SO4 + Na2S = H2S↑ + Na2SO4
- HCl + BaS = H2S↑ + BaCl2
II. Основная часть.
1. Кислоты, их классификация.
Изучение кислот начинается с описания их физических свойств – “Ребята, какими физическими свойствами обладают кислоты?” - твердые (фосфорная и кремневая) и жидкости, напомнить что некоторые газы в водных растворах образуют кислоты (хлороводород - соляную, сероводород – сероводородную и т.д.)
Кто помнит определение кислот, которое мы давали при знакомстве с этим классом.
Кислотами называют сложные вещества, молекулы которого состоят из атомов водорода и кислотного остатка.
Вспомним, что мы уже знаем о кислотах и их классификации (виртуальная школа Кирилла и Мефодия “Уроки химии 8 – 9 класс” - 8 класс, тема “Кислоты” слайд №1, 2; работа по таблице № 10).
Мы выяснили, что классификаций кислот несколько, как и признаков классификации. Но какими бы разными они не были, все кислоты при диссоциации образуют катионы водорода, которые и обуславливают ряд общих свойств: кислый вкус, изменение окраски индикаторов (демонстрационный эксперимент кислота + индикаторы), взаимодействие с другими веществами.
Давайте познакомимся со способами получения кислот (виртуальная школа Кирилла и Мефодия “Уроки химии 8 – 9 класс” - 8 класс, тема “Кислоты” слайд №3).
На прошлых уроках мы познакомились с вами с ТЭД, поэтому давайте запишем определение кислот с позиции этой теории.
Кислотами называют электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотного остатка.
2. Химические свойства кислот.
Основные химические свойства рассматриваются в виде схемы представленной в учебнике (виртуальная школа Кирилла и Мефодия “Уроки химии 8 – 9 класс” - 8 класс, тема “Кислоты” слайд № 4, 5 или мультимедийное учебное пособие “Химия.8 класс” № 2- 4).
Кислота + металл → соль + водород
(реакция замещения)Данные реакции идут при выполнении нескольких условий:
- если металлы стоят в ряду активности металлов до водорода;
- в результате реакции должна получаться растворимая соль, если образуется нерастворимая соль то на поверхности металла образуется плёнка из этой соли, которая прекращает доступ кислоты к металлу;
- нерастворимая кремниевая кислота не взаимодействует с металлами;
- особо взаимодействуют с металлами азотная и концентрированная серная кислоты, но об этом мы будем говорить в 9 классе.
Al + 3 H2SO4 = Al2(SO4)3 + H2↑
Al0 + 6H+ + 3SO42- = 2Al3+ + 3SO42- + H2↑
Al0 + 3SO42- = 2Al3+ + H2↑
Cu + 2HCl ≠
2. Кислота + основание → соль + вода (реакция нейтрализации)
(реакция обмена)
Эта реакция универсальна и протекает между любой кислотой и между любым основанием.
НCl + NaOH = NaCl + Н2О
H+ + Cl- + Na+ + OH- = Na+ + Cl- + Н2О
H++ OH- = Н2О
Реакцию между нерастворимым основанием и кислотой предлагается написать ребятам самостоятельно (молекулярное, полное и сокращённое ионное) первый составивший получает оценку:
Fe(OH)2 + H2SO4 = FeSO4 + 2H2O
Fe(OH)2 + 2H+ + SO42- = Fe2+ + SO42- + 2H2O
Fe(OH)2 + 2H+ = Fe2+ + 2H2O
3. Кислота + оксид металла → соль + вода
(реакция обмена)
При составлении данного уравнения обратить внимание обучающихся на то, что оксиды металлов не являются электролитами, поэтому в ионном уравнении его записывают в молекулярном виде (мультимедийное учебное пособие “Химия.8 класс” №5, 6).
CuO + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O
CuO + 2H+ + SO42- = Cu2+ + SO42- + 2H2O
CuO + 2H+ = Cu2+ + 2H2O
Данный тип реакций идёт в случае образования растворимой соли, если образуется нерастворимая соль, то на поверхности металла образуется плёнка из этой соли, которая прекращает доступ кислоты к оксиду.
4. Кислота + соль → новая кислота + новая соль
(реакция обмена)
Взаимодействие кислот с солями типичная реакция обмена и протекает по тем же закономерностям, т.е. в случае образования осадка, газа или слабого электролита.
Al2(CO3)3 + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2O + 3CO2↑
2Al3+ + 3CO32- + 6H+ + 3SO42- = 2Al3+ + 3SO42- + 3H2O + 3CO2↑
3CO32- + 6H+ = 3H2O + 3CO2↑
III. Закрепление.
виртуальная школа Кирилла и Мефодия “Уроки химии 8 – 9 класс” - 8 класс, тема “Кислоты” слайд № 6 – 9.
IV. Домашнее задание:
§38 № 1, 3, 4.
ХОД 2 УРОКА.
I. Организационный момент.
§38 № 1, 3, 5.
№ 1.
HNO3 = H+ + NO3-
№ 3.
H+Cl+7O4-2; H2+1Cr+6O4-2; H2+1Cr2+6O4-2; H+N+3O2-2; H4+P2+5O7-2.
№ 4.
a)
- ZnO + 2HNO3 = Zn(NO3)2 + H2O
- ZnO + 2H+ + 2NO3- = Zn2+ + 2NO3- + H2O
- ZnO + 2H+ = Zn2+ + H2O
б)
- Al + 3 H2SO4(разб) = Al2(SO4)3 + H2↑
- Al0 + 6H+ + 3SO42- = 2Al3+ + 3SO42- + H2↑
- Al0 + 3SO42- = 2Al3+ + H2↑
в) HNO3 + CuSO4 ≠
г)
- 2HCl + FeS =FeCl2 + H2S
- 2H+ + 2Cl- + FeS =Fe2+ + 2Cl- + H2S
- 2H+ + FeS =Fe2+ + H2S
д)
- 3H2SO4 + 2Fe(OH)3 = Fe2(SO4)3 + 6H2O
- 6H+ + 3SO42- + 2Fe(OH)3 = 2Fe3+ + 3SO42- + 6H2O
- 6H+ + 2Fe(OH)2 = 2Fe2+ + 6H2O
Пока весь класс проверяет домашнее задание, несколько учеников получают дидактические карточки.
Карточка № 1 Тема “Кислоты, их классификация и свойства”.
1. Выберите названия классов веществ, с представителями которых не взаимодействуют кислоты:
а) основные оксиды (оксиды металлов) б) кислоты;
в) кислотные оксиды; г) основания; д) соли.
2. Соотнесите:
Свойства кислот: | продукты реакций |
1) взаимодействие с
основанием; 2) реакция с оксидом металла; 3) взаимодействие с металлом; 4) реакция с солью. |
а) …= CaCl2
+ CO2↑+
H2O б) …ZnSO4 + H2↑ в) … = KNO3 + H2O г) … = MgSO4 + H2O д) … = Cu(NO3)2 + 2H2O е) … = AgCl↓ + HNO3 |
Карточка № 2 Тема “Кислоты, их классификация и свойства”.
1. Выберите названия классов веществ, с представителями которых взаимодействуют кислоты:
а) основные оксиды (оксиды металлов) б) кислоты;
в) кислотные оксиды; г) основания; д) соли.
2. Соляная кислота не взаимодействует с: а) Al; б) Cu; в) Zn; г) Ag; д) Fe.
Карточка № 3. Тема “Кислоты, их классификация и свойства”.
1. Какие вещества реагируют друг с другом? Выберите правильные ответы:
а) CuO + HCl
= …;
б) Cu + HCl
= …;
в) CuSO4
+ HCl = …;
г) CuCO3
+ HCl = …
Напишите уравнения возможных реакций (молекулярные и сокращённые ионные.
Карточка № 4. Тема “Кислоты, их классификация и свойства”.
1. Какие вещества реагируют друг с другом? Выберите правильные ответы:
а) Al + 3 H2SO4(разб)
= ;
б) HNO3
+ CuSO4
=;
в) Al2(CO3)3
+ 3H2SO4 = ;
г) SO3 + H2SO4 =
Напишите уравнения возможных реакций (молекулярные и сокращённые ионные.
II. Основная часть. Решение задач и упражнений по теме “Кислоты”.
§ 38 № 5.
Дано: mприм(Mg) =120г ω примеси(Mg) = 25% V(H2) = ? |
Решение: 90г xл 1. Mg + 2HCl = MgCl2 + H2^ 24г 22,4л 2. ωчист(Mg) = 1 – 0,25 = 0,75; mчист(Mg) =120г • 0,75 = 90г 3. 90/24 = x/22,4; x = 90 • 22,4/24 = 84л Ответ: V(H2) = 84л |
§ 38 № 6.
HNO2 → NO3
HNO3 → N2O5
H3PO4 → P2O5
H2SO3 → SO2
H2SO4 → SO3
H2SiO3 → SiO2
Составить молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения химических реакций между следующими веществами. Дать название типу химической реакции. Ответы обоснуйте.
1) кремниевая кислота и гидроксид лития
H2SiO3 + 2LiOH = Li2SiO3 + H2O
H2SiO3 + 2Li+ + 2OH- = 2Li ++ SiO32- + H2O
H2SiO3 + 2OH- = SiO32- + H2O
2) сульфид натрия и серная кислота
Na2S + H2SO4 = Na2SO4 + H2S↑
2Na+ + S2- + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + H2S↑
S2- + 2H+ = H2S^
3) сульфит натрия и серная кислота
Na2SO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2O + SO2↑
2Na+ + SO32- + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + H2O + SO2↑
SO32- + 2H+ = H2O + SO2^
4) оксид магния и соляная (хлороводородная) кислота
MgO + 2HCl = MgCl2 + H2O
MgO + 2H+ + 2Cl- = Mg2+ + 2Cl- + H2O
MgO + 2H+ = Mg2+ + H2O
5) оксид серебра и соляная (хлороводородная) кислота
Ag2O + HCl ≠
В сильном классе в оставшееся время работа с мультимедийным учебным пособием “Химия.8 класс” № 8 – 11 – проверочная работа.
III. Домашнее задание:
§38, составить по два уравнения химических реакций типичных для кислот, записать их в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.