Кислоты, их классификация и свойства

Разделы: Химия


ЗАДАЧИ УРОКА:

  • углубить знания обучающихся о кислотах: сформировать понятие о кислотах как классе электролитов, рассмотреть их классификацию и общие свойства в свете ионных представлений, типичные реакции;
  • развивать умения и навыки записи молекулярных, полных и сокращённых ионных уравнений, пользоваться рядом активности металлов и таблицей растворимости при составлении химических реакций.
  • продолжить формировать умения обобщать и анализировать данные, применять правила, делать выводы.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы “Классификация кислот”, интерактивная доска, мультимедийное учебное пособие “Химия.8 класс”, виртуальная школа Кирилла и Мефодия “Уроки химии 8 – 9 класс”

ХОД 1 УРОКА.

I. Организационный момент.

Проверка домашнего задания §37 № 3, 5(а – в)

№ 3.

  • 3K2CO3 + 2H3PO4 = 2K3PO4 + 3H2O + 3CO2
  • 6K+ + 3CO32- + 6H+ + 2PO43- = 6K+ + 2PO43- + 3H2O + 3CO2
  • 3CO32- + 6H+ = 3H2O + 3CO2

№ 5

a)

  • 3Ca2+ + 2PO43- = Ca3(PO4)2
  • 3CaCl2 + 2H3PO4 = Ca3(PO4)2↓ + 6HCl
  • 3Ca(NO3)2 + 2H3PO4 = Ca3(PO4)2↓ + 6H NO3

б)

  • Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3
  • FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3↓ + 3NaCl
  • FeCl3 + 3KOH = Fe(OH)3↓ + 3KCl

в)

  • 2H+ + S2- = H2S↑
  • H2SO4 + Na2S = H2S↑ + Na2SO4
  • HCl + BaS = H2S↑ + BaCl2

II. Основная часть.

1. Кислоты, их классификация.

Изучение кислот начинается с описания их физических свойств – “Ребята, какими физическими свойствами обладают кислоты?” - твердые (фосфорная и кремневая) и жидкости, напомнить что некоторые газы в водных растворах образуют кислоты (хлороводород - соляную, сероводород – сероводородную и т.д.)

Кто помнит определение кислот, которое мы давали при знакомстве с этим классом.

Кислотами называют сложные вещества, молекулы которого состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

Вспомним, что мы уже знаем о кислотах и их классификации (виртуальная школа Кирилла и Мефодия “Уроки химии 8 – 9 класс” - 8 класс, тема “Кислоты” слайд №1, 2; работа по таблице № 10).

Мы выяснили, что классификаций кислот несколько, как и признаков классификации. Но какими бы разными они не были, все кислоты при диссоциации образуют катионы водорода, которые и обуславливают ряд общих свойств: кислый вкус, изменение окраски индикаторов (демонстрационный эксперимент кислота + индикаторы), взаимодействие с другими веществами.

Давайте познакомимся со способами получения кислот (виртуальная школа Кирилла и Мефодия “Уроки химии 8 – 9 класс” - 8 класс, тема “Кислоты” слайд №3).

На прошлых уроках мы познакомились с вами с ТЭД, поэтому давайте запишем определение кислот с позиции этой теории.

Кислотами называют электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотного остатка.

2. Химические свойства кислот.

Основные химические свойства рассматриваются в виде схемы представленной в учебнике (виртуальная школа Кирилла и Мефодия “Уроки химии 8 – 9 класс” - 8 класс, тема “Кислоты” слайд № 4, 5 или мультимедийное учебное пособие “Химия.8 класс” № 2- 4).

Кислота + металл → соль + водород

(реакция замещения)

Данные реакции идут при выполнении нескольких условий:

  • если металлы стоят в ряду активности металлов до водорода;
  • в результате реакции должна получаться растворимая соль, если образуется нерастворимая соль то на поверхности металла образуется плёнка из этой соли, которая прекращает доступ кислоты к металлу;
  • нерастворимая кремниевая кислота не взаимодействует с металлами;
  • особо взаимодействуют с металлами азотная и концентрированная серная кислоты, но об этом мы будем говорить в 9 классе.

Al + 3 H2SO4 = Al2(SO4)3 + H2

Al0 + 6H+ + 3SO42- = 2Al3+ + 3SO42- + H2

Al0 + 3SO42- = 2Al3+ + H2

Cu + 2HCl ≠

2. Кислота + основание → соль + вода (реакция нейтрализации)

(реакция обмена)

Эта реакция универсальна и протекает между любой кислотой и между любым основанием.

НCl + NaOH = NaCl + Н2О

H+ + Cl- + Na+ + OH- = Na+ + Cl- + Н2О

H++ OH- = Н2О

Реакцию между нерастворимым основанием и кислотой предлагается написать ребятам самостоятельно (молекулярное, полное и сокращённое ионное) первый составивший получает оценку:

Fe(OH)2 + H2SO4 = FeSO4 + 2H2O

Fe(OH)2 + 2H+ + SO42- = Fe2+ + SO42- + 2H2O

Fe(OH)2 + 2H+ = Fe2+ + 2H2O

3. Кислота + оксид металла → соль + вода

(реакция обмена)

При составлении данного уравнения обратить внимание обучающихся на то, что оксиды металлов не являются электролитами, поэтому в ионном уравнении его записывают в молекулярном виде (мультимедийное учебное пособие “Химия.8 класс” №5, 6).

CuO + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O

CuO + 2H+ + SO42- = Cu2+ + SO42- + 2H2O

CuO + 2H+ = Cu2+ + 2H2O

Данный тип реакций идёт в случае образования растворимой соли, если образуется нерастворимая соль, то на поверхности металла образуется плёнка из этой соли, которая прекращает доступ кислоты к оксиду.

4. Кислота + соль → новая кислота + новая соль

(реакция обмена)

Взаимодействие кислот с солями типичная реакция обмена и протекает по тем же закономерностям, т.е. в случае образования осадка, газа или слабого электролита.

Al2(CO3)3 + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2O + 3CO2

2Al3+ + 3CO32- + 6H+ + 3SO42- = 2Al3+ + 3SO42- + 3H2O + 3CO2

3CO32- + 6H+ = 3H2O + 3CO2

III. Закрепление.

виртуальная школа Кирилла и Мефодия “Уроки химии 8 – 9 класс” - 8 класс, тема “Кислоты” слайд № 6 – 9.

IV. Домашнее задание:

§38 № 1, 3, 4.

ХОД 2 УРОКА.

I. Организационный момент.

§38 № 1, 3, 5.

№ 1.

HNO3 = H+ + NO3-

№ 3.

H+Cl+7O4-2; H2+1Cr+6O4-2; H2+1Cr2+6O4-2; H+N+3O2-2; H4+P2+5O7-2.

№ 4.

a)

  • ZnO + 2HNO3 = Zn(NO3)2 + H2O
  • ZnO + 2H+ + 2NO3- = Zn2+ + 2NO3- + H2O
  • ZnO + 2H+ = Zn2+ + H2O

б)

  • Al + 3 H2SO4(разб) = Al2(SO4)3 + H2
  • Al0 + 6H+ + 3SO42- = 2Al3+ + 3SO42- + H2
  • Al0 + 3SO42- = 2Al3+ + H2

в) HNO3 + CuSO4

г)

  • 2HCl + FeS =FeCl2 + H2S
  • 2H+ + 2Cl- + FeS =Fe2+ + 2Cl- + H2S
  • 2H+ + FeS =Fe2+ + H2S

д)

  • 3H2SO4 + 2Fe(OH)3 = Fe2(SO4)3 + 6H2O
  • 6H+ + 3SO42- + 2Fe(OH)3 = 2Fe3+ + 3SO42- + 6H2O
  • 6H+ + 2Fe(OH)2 = 2Fe2+ + 6H2O

Пока весь класс проверяет домашнее задание, несколько учеников получают дидактические карточки.

Карточка № 1 Тема “Кислоты, их классификация и свойства”.

1. Выберите названия классов веществ, с представителями которых не взаимодействуют кислоты:

а) основные оксиды (оксиды металлов) б) кислоты;

в) кислотные оксиды; г) основания; д) соли.

2. Соотнесите:

Свойства кислот: продукты реакций
1) взаимодействие с основанием;
2) реакция с оксидом металла;
3) взаимодействие с металлом;
4) реакция с солью.
а) …= CaCl2 + CO2↑+ H2O
б) ZnSO4 + H2
в) … = KNO3 + H2O
г) … = MgSO4 + H2O
д) … = Cu(NO3)2 + 2H2O
е) … = AgCl↓ + HNO3

Карточка № 2 Тема “Кислоты, их классификация и свойства”.

1. Выберите названия классов веществ, с представителями которых взаимодействуют кислоты:

а) основные оксиды (оксиды металлов) б) кислоты;

в) кислотные оксиды; г) основания; д) соли.

2. Соляная кислота не взаимодействует с: а) Al; б) Cu; в) Zn; г) Ag; д) Fe.

Карточка № 3. Тема “Кислоты, их классификация и свойства”.

1. Какие вещества реагируют друг с другом? Выберите правильные ответы:

а) CuO + HCl = …;
б) Cu + HCl = …;
в) CuSO4 + HCl = …;
 
г) CuCO3 + HCl = …

Напишите уравнения возможных реакций (молекулярные и сокращённые ионные.

Карточка № 4. Тема “Кислоты, их классификация и свойства”.

1. Какие вещества реагируют друг с другом? Выберите правильные ответы:

а) Al + 3 H2SO4(разб) = ;
б) HNO3 + CuSO4 =;
в) Al2(CO3)3 + 3H2SO4 = ;
г) SO3 + H2SO4 =

Напишите уравнения возможных реакций (молекулярные и сокращённые ионные.

II. Основная часть. Решение задач и упражнений по теме “Кислоты”.

§ 38 № 5.

Дано:

mприм(Mg) =120г

ω примеси(Mg) = 25%

V(H2) = ?

Решение: 90г xл

1. Mg + 2HCl = MgCl2 + H2^

24г 22,4л

2. ωчист(Mg) = 1 – 0,25 = 0,75; mчист(Mg) =120г • 0,75 = 90г

3. 90/24 = x/22,4; x = 90 • 22,4/24 = 84л

Ответ: V(H2) = 84л

§ 38 № 6.

HNO2 → NO3

HNO3 → N2O5

H3PO4 → P2O5

H2SO3 → SO2

H2SO4 → SO3

H2SiO3 → SiO2

Составить молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения химических реакций между следующими веществами. Дать название типу химической реакции. Ответы обоснуйте.

1) кремниевая кислота и гидроксид лития

H2SiO3 + 2LiOH = Li2SiO3 + H2O

H2SiO3 + 2Li+ + 2OH- = 2Li ++ SiO32- + H2O

H2SiO3 + 2OH- = SiO32- + H2O

2) сульфид натрия и серная кислота

Na2S + H2SO4 = Na2SO4 + H2S↑

2Na+ + S2- + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + H2S↑

S2- + 2H+ = H2S^

3) сульфит натрия и серная кислота

Na2SO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2O + SO2

2Na+ + SO32- + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + H2O + SO2

SO32- + 2H+ = H2O + SO2^

4) оксид магния и соляная (хлороводородная) кислота

MgO + 2HCl = MgCl2 + H2O

MgO + 2H+ + 2Cl- = Mg2+ + 2Cl- + H2O

MgO + 2H+ = Mg2+ + H2O

5) оксид серебра и соляная (хлороводородная) кислота

Ag2O + HCl ≠

В сильном классе в оставшееся время работа с мультимедийным учебным пособием “Химия.8 класс” № 8 – 11 – проверочная работа.

III. Домашнее задание:

§38, составить по два уравнения химических реакций типичных для кислот, записать их в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Приложение.