Элементы историзма на уроках как один из возможных видов стимуляции познавательного интереса учащихся к математике

Разделы: Математика


Важным стимулом познавательного интереса, связанным с содержанием обучения, является исторический аспект школьных знаний (историзм). При этом, с одной стороны, познавательный интерес опирается на менее известный, иногда совсем неизвестный материал, овладевая которым учащиеся в еще большей мере осознают то, что им дает школа, урок, учитель. С другой стороны, исторический подход в изучении учебных предметов в какой-то мере приближает процесс учения к научному познанию. Узнать, каким было соответствующее знание у своих истоков, как оно развивалось, соприкоснуться с научными поисками, ощутить и испытать их трудности и радости – это значит приблизиться и к осознанию собственного познавательного процесса, пусть не открывающего, а усваивающего научные положения, но сопряженного все же с поисками истины.

Определив цели и выбрав историзм как одно из эффективных средств достижения этих целей, учитель должен хорошо знать психологическую основу внедрения этих средств в обучение школьной математики. А такой основой, несомненно, является познавательный интерес.

Как, решая проблему формирования интереса учеников к учению, использовать элементы историзма на уроках математики, как добиться того, чтобы ученики с интересом занимались математикой, как научить их решать задачи, как убедить в том, что математика нужна не только в повседневной жизни, но и для изучения других предметов?

Многие школьные учебники математики решают эти проблемы. Для развития интереса к предмету в них есть занимательные задачи, система упражнений, которая формирует необходимые умения и навыки, прикладные вопросы, показывающие связь математики с другими областями знаний. В учебниках мы встречаем и исторические страницы.

В учебниках математики 5 -6 классов (автор Н.Я.Виленкин и др.) сведения по истории предмета выделены в специальные разделы. Однако структура размещения таких разделов меняется с 7 класса, когда исторические сведения приводятся уже в конце учебника. Это снижает значимость исторического материала, изменяет отношение к нему учеников.

Знакомясь с историческим материалом, ученики узнают о древних единицах измерения длины, площади, массы, о появлении и развитии математических понятий, возникновении и совершенствовании методов решения задач, интересные сведения о системе записи чисел у разных народов, короткие биографии ученых – математиков, которые рассказывают об их важнейших открытиях.

И, тем не менее, творчески работающему учителю тесно в рамках того исторического содержания, которое приводится в учебнике. Сведения из истории науки расширяют кругозор учеников, показывают диалектику предмета. Поэтому так важно, чтобы исторические мотивы искусно вплетались в ткань урока математики, заставляя детей удивляться, думать и восхищаться богатейшей историей этой многогранной науки.

Знакомство учеников с историей математики означает продуманное планомерное использование на уроках фактов из истории науки и их тесное сплетение с систематическим изложением всего материала программы. Лишь такое сплетение может способствовать достижению целей, которые я ставлю перед собой:

1.Повышение интереса учащихся к изучению математики и углубление понимания ими изучаемого фактического материала.

2.Расширение умственного кругозора учащихся и повышение их общей культуры.

Залог успеха состоит в умелом использовании элементов истории математики таким образом, чтобы они сливались с излагаемым фактическим материалом. Если начать такую работу с 5 класса и проводить ее систематически, то со временем исторический элемент станет для самих учащихся необходимой частью урока.

Какая бы ни была форма сообщения сведений по истории – краткая беседа, экскурс, лаконичная справка, решение задачи, показ и разъяснение рисунка – использованное время (5 – 10 минут) нельзя считать потерянным, если только учитель сумеет исторический факт преподнести в тесной связи с излагаемым на уроке материалом. В результате такой связи у школьников пробудится повышенный интерес к предмету и тем самым повысится эффективность их занятий.

Практические задания с использованием исторического материала

№1. Многие математики занимались проблемами уравнений. Одним из них был французский математик, имя которого вы узнаете, если выполните задания, предложенные для самостоятельной работы.

Решите уравнения:

Е

х + 128 = 182

Г

х – 75 = 100

В

343 – x = 128

М

16 + (3 +х) = 34

А

(205 – х) + 29 = 137

Т

(х – 35) + 12 = 212

Я

(х – 45) – 56 = 120

И

40 – (x + 8) = 18

Выберите буквы, соответствующие найденным ответам и запишите в таблицу.

215

14

54

235

       

№2. Учение о пропорциях возникло в глубокой древности, в VI веке до н.э.,

в эпоху Пифагора. Однако, латинское слово “пропорция” для обозначения равенства двух отношений стали использовать, лишь начиная с I века н.э.

Узнайте, как называли греки равенство двух отношений. Для этого решите уравнения и зачеркните в таблице буквы, связанные с найденными ответами. Из оставшихся букв получится искомое слово.

1. 2 : 3 = x : 12 (8) 5. (60)
2. x : 20 = 4 : 5 (16) 6. = у : 36 (20)
3. 42 : а = 6 : 7 (49) 7. = (12)
4. 7 : 8 = 56 : у (64) 8. 13 : x = 7 : 1,4 (2,6) Ответ: аналогия

м

а

н

р

а

т

л

ц

о

е

д

г

к

и

в

я

64

4

1,2

8

0,1

60

1

2,6

1,3

49

12

5,3

20

0,9

16

5,4

Викторина

  1. На могиле какого математика высечен шар, вписанный в цилиндр, и почему? (Архимед)
  2. Один из островов носит имя великого математика. Что это за ученый, и какое название острова? (остров Самос в Эгейском море, переименованный в Пифагореон)
  3. Какая геометрическая теорема в старину называлась “мостом ослов” и “теоремой невесты”? Почему? (теорема Пифагора)
  4. Вы знаете, что существует много доказательств теоремы Пифагора. Но сколько? (206)
  5. Где красовалась надпись: “Да не войдет сюда не знающий геометрии”? (у входа в Академию Платона)
  6. Кто из великих математиков, наблюдая за звездами, оступился и провалился в колодец? (Фалес Милетский)
  7. Фамилия какого математика содержит единицу времени? (Эратосфен)
  8. Какое название носит самое большое число: миллион в сотой степени (единица с 600 нулями)? (центильон)
  9. Где использовалась 60- ричная система счисления? (Шумерское царство – древний Вавилон)
  10. 10. Сколько цифр в записи числа “” (точный вариант)? (133.554.000 цифр, распечатка этого числа занимает 20000 стр. или 134.217.000 цифр, распечатка этого числа занимает 30 томов по 400 стр.)
  11. Кто из великих русских математиков писал стихи? (С.В.Ковалевская)
  12. Кто из древнегреческих математиков имел визитную карточку с пятью олимпийскими кольцами? (Фалес Милетский)
  13. Кто из древнегреческих математиков был четыре раза подряд олимпийским чемпионом? (Пифагор)
  14. С чьим именем в геометрии связаны фигуры особого вида – луночки (полумесяцы)? (Гиппократ)
  15. Кого из математиков испанская инквизиция присудила к “сожжению на костре”, провозгласив колдуном и вероотступником? (Виет)
  16. Кто из математиков имел профессию юриста? (Виет)

Разработка урока с применением исторического материала