Важным стимулом познавательного интереса, связанным с содержанием обучения, является исторический аспект школьных знаний (историзм). При этом, с одной стороны, познавательный интерес опирается на менее известный, иногда совсем неизвестный материал, овладевая которым учащиеся в еще большей мере осознают то, что им дает школа, урок, учитель. С другой стороны, исторический подход в изучении учебных предметов в какой-то мере приближает процесс учения к научному познанию. Узнать, каким было соответствующее знание у своих истоков, как оно развивалось, соприкоснуться с научными поисками, ощутить и испытать их трудности и радости – это значит приблизиться и к осознанию собственного познавательного процесса, пусть не открывающего, а усваивающего научные положения, но сопряженного все же с поисками истины.
Определив цели и выбрав историзм как одно из эффективных средств достижения этих целей, учитель должен хорошо знать психологическую основу внедрения этих средств в обучение школьной математики. А такой основой, несомненно, является познавательный интерес.
Как, решая проблему формирования интереса учеников к учению, использовать элементы историзма на уроках математики, как добиться того, чтобы ученики с интересом занимались математикой, как научить их решать задачи, как убедить в том, что математика нужна не только в повседневной жизни, но и для изучения других предметов?
Многие школьные учебники математики решают эти проблемы. Для развития интереса к предмету в них есть занимательные задачи, система упражнений, которая формирует необходимые умения и навыки, прикладные вопросы, показывающие связь математики с другими областями знаний. В учебниках мы встречаем и исторические страницы.
В учебниках математики 5 -6 классов (автор Н.Я.Виленкин и др.) сведения по истории предмета выделены в специальные разделы. Однако структура размещения таких разделов меняется с 7 класса, когда исторические сведения приводятся уже в конце учебника. Это снижает значимость исторического материала, изменяет отношение к нему учеников.
Знакомясь с историческим материалом, ученики узнают о древних единицах измерения длины, площади, массы, о появлении и развитии математических понятий, возникновении и совершенствовании методов решения задач, интересные сведения о системе записи чисел у разных народов, короткие биографии ученых – математиков, которые рассказывают об их важнейших открытиях.
И, тем не менее, творчески работающему учителю тесно в рамках того исторического содержания, которое приводится в учебнике. Сведения из истории науки расширяют кругозор учеников, показывают диалектику предмета. Поэтому так важно, чтобы исторические мотивы искусно вплетались в ткань урока математики, заставляя детей удивляться, думать и восхищаться богатейшей историей этой многогранной науки.
Знакомство учеников с историей математики означает продуманное планомерное использование на уроках фактов из истории науки и их тесное сплетение с систематическим изложением всего материала программы. Лишь такое сплетение может способствовать достижению целей, которые я ставлю перед собой:
1.Повышение интереса учащихся к изучению математики и углубление понимания ими изучаемого фактического материала.
2.Расширение умственного кругозора учащихся и повышение их общей культуры.
Залог успеха состоит в умелом использовании элементов истории математики таким образом, чтобы они сливались с излагаемым фактическим материалом. Если начать такую работу с 5 класса и проводить ее систематически, то со временем исторический элемент станет для самих учащихся необходимой частью урока.
Какая бы ни была форма сообщения сведений по истории – краткая беседа, экскурс, лаконичная справка, решение задачи, показ и разъяснение рисунка – использованное время (5 – 10 минут) нельзя считать потерянным, если только учитель сумеет исторический факт преподнести в тесной связи с излагаемым на уроке материалом. В результате такой связи у школьников пробудится повышенный интерес к предмету и тем самым повысится эффективность их занятий.
Практические задания с использованием исторического материала
№1. Многие математики занимались проблемами уравнений. Одним из них был французский математик, имя которого вы узнаете, если выполните задания, предложенные для самостоятельной работы.
Решите уравнения:
Е |
х + 128 = 182 |
Г |
х – 75 = 100 |
В |
343 – x = 128 |
М |
16 + (3 +х) = 34 |
А |
(205 – х) + 29 = 137 |
Т |
(х – 35) + 12 = 212 |
Я |
(х – 45) – 56 = 120 |
И |
40 – (x + 8) = 18 |
Выберите буквы, соответствующие найденным ответам и запишите в таблицу.
215 |
14 |
54 |
235 |
№2. Учение о пропорциях возникло в глубокой древности, в VI веке до н.э.,
в эпоху Пифагора. Однако, латинское слово “пропорция” для обозначения равенства двух отношений стали использовать, лишь начиная с I века н.э.
Узнайте, как называли греки равенство двух отношений. Для этого решите уравнения и зачеркните в таблице буквы, связанные с найденными ответами. Из оставшихся букв получится искомое слово.
1. 2 : 3 = x : 12 (8) | 5. (60) |
2. x : 20 = 4 : 5 (16) | 6. = у : 36 (20) |
3. 42 : а = 6 : 7 (49) | 7. = (12) |
4. 7 : 8 = 56 : у (64) | 8. 13 : x = 7 : 1,4 (2,6) Ответ: аналогия |
м |
а |
н |
р |
а |
т |
л |
ц |
о |
е |
д |
г |
к |
и |
в |
я |
64 |
4 |
1,2 |
8 |
0,1 |
60 |
1 |
2,6 |
1,3 |
49 |
12 |
5,3 |
20 |
0,9 |
16 |
5,4 |
Викторина
- На могиле какого математика высечен шар, вписанный в цилиндр, и почему? (Архимед)
- Один из островов носит имя великого математика. Что это за ученый, и какое название острова? (остров Самос в Эгейском море, переименованный в Пифагореон)
- Какая геометрическая теорема в старину называлась “мостом ослов” и “теоремой невесты”? Почему? (теорема Пифагора)
- Вы знаете, что существует много доказательств теоремы Пифагора. Но сколько? (206)
- Где красовалась надпись: “Да не войдет сюда не знающий геометрии”? (у входа в Академию Платона)
- Кто из великих математиков, наблюдая за звездами, оступился и провалился в колодец? (Фалес Милетский)
- Фамилия какого математика содержит единицу времени? (Эратосфен)
- Какое название носит самое большое число: миллион в сотой степени (единица с 600 нулями)? (центильон)
- Где использовалась 60- ричная система счисления? (Шумерское царство – древний Вавилон)
- 10. Сколько цифр в записи числа “” (точный вариант)? (133.554.000 цифр, распечатка этого числа занимает 20000 стр. или 134.217.000 цифр, распечатка этого числа занимает 30 томов по 400 стр.)
- Кто из великих русских математиков писал стихи? (С.В.Ковалевская)
- Кто из древнегреческих математиков имел визитную карточку с пятью олимпийскими кольцами? (Фалес Милетский)
- Кто из древнегреческих математиков был четыре раза подряд олимпийским чемпионом? (Пифагор)
- С чьим именем в геометрии связаны фигуры особого вида – луночки (полумесяцы)? (Гиппократ)
- Кого из математиков испанская инквизиция присудила к “сожжению на костре”, провозгласив колдуном и вероотступником? (Виет)
- Кто из математиков имел профессию юриста? (Виет)