Исследовательские способности детей младшего школьного возраста

Разделы: Начальная школа


Работая с учащимися начальных классов, обучающимися по УМК “Начальная школа XXI века”, хочется отметить много положительного в детях:

– они умеют думать, выстраивать логические цепочки, давать полные и правильные ответы, завершать их конкретными выводами, умозаключениями.

– учащихся отличает творческое воображение, мышление.

В классе царит атмосфера здорового соперничества и сотворчества учителя и ученика. Такая работа создаёт условия для развития исследовательских способностей детей младшего школьного возраста. Общие исследовательские умения и навыки включают в себя умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение умозаключениям, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.

Не столь новой, но востребованной в обучении является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению знаний.

Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследования будет другим. Важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учащихся.

-мыслительных умений и навыков; анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация; доказательства и опровержения; умения видеть противоречия;

– умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

– умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи младшего школьника.

  • Самым начальным этапом работы учащихся является выбор темы, далее с помощью учителя ребёнок ставит цель – чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности.
  • Следующий этап– подбор материала по своей теме, который происходит не без помощи учителя.
  • Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, далее оформляет его.
  • Заключительным этапом работы является защита. Формы реализации работ могут быть различными: реферат, публикация, веб-сайт.
  • Защита работы может происходить в виде конференции, доклада, презентации и т.д

Работая по программе УМК “Начальная школа XXI века” необходимо отметить широкий выбор исследовательской деятельности, где возможно установление межпредметных связей; литературное чтение и русский язык, окружающий мир и экология, литературное чтение и окружающий мир.

Это вызывает наибольший интерес со стороны учеников, так как в одной работе они могут соединить разные, как им казалось, не связанные между собой предметы. Тематика работ также разнообразна: “Моя родословная”, “Удивительное рядом”, “Лекарь на подоконнике” и т.д.

Всё сказанное легло в основу работы по организации научно-исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста в форме научно-исследовательского общества “Эрудит”.

Девиз общества: “Не получай новые знания в готовом виде, а добывай их самостоятельно!”

Цель создания научно-исследовательского общества состоит в следующем: включить учащихся младшего школьного возраста в самостоятельное решение учебных задач и помочь обрести вкус к исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Научить учащихся слушать учителя, выделять главное в сказанном, вести наблюдения, делать выводы и умозаключения, представлять результаты эксперимента, работать с дополнительной литературой, представлять результаты исследования в виде публичного выступления.
  2. Формировать умение в постановке задач, выдвижения гипотезы, планировании деятельности по заданной теме.
  3. Стимулировать творчество и самостоятельность.
  4. Развивать творческие способности младшего школьника.

У каждого ребёнка есть тетрадь, в которую он собирает информацию по выбранной теме.

Как выбрать тему исследования.

Начало любого исследования – это тема твоей работы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент.

Какими могут быть темы исследования.

Все возможные темы можно условно разделить на три группы:

фантастические – темы о несуществующих объектах или явлениях;

– экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений;

– теоретические – темы по изучению и обобщению материалов, фактов, содержащихся в разных книгах.

Цель и задачи исследования.

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.

Гипотеза исследования.

Гипотеза – это предположение. Рассуждение, догадка, ещё не подтверждённая опытом. Обычно гипотезы начинаются словами:

– предположим…

– допустим….

– что, если....

Организация исследования.

Для того чтобы составить план работы, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?

  1. Подумать самостоятельно; (Что ты знаешь об этом?)
  2. Посмотреть книги о том, что исследуешь; (Справочники, энциклопедии и т, д.,)
  3. Спросить у других людей; (Обратиться к специалисту)
  4. Познакомиться с кино-и телефильмами по теме исследования;
  5. Обратиться к компьютеру, посмотреть в сети Интернет ;
  6. Понаблюдать; (Для наблюдения есть много приборов: лупы, телескопы, микроскопы и т, д.,)
  7. Провести эксперимент; (Эксперимент– это проба, опыт. Это значит выполнить какие– то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.)
  8. Сделать выводы исследования; (Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвёл итог.)
  9. Защита исследования.

Настоящий исследователь преодолеет любые преграды на своём пути. Самое главное – младший школьник должен верить, что достигнет намеченной цели , а учитель ему в этом поможет.

Изучая на уроках окружающего мира тему “Происхождения древнего человека”, я столкнулась с проблемой: дети не знают своего генеалогического дерева. Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Проблема изучения истории семьи в современной ситуации является одной из значимых. С учётом этого и была выбрана тема исследования “МОЯ РОДОСЛОВНАЯ”.

Предметом исследования является родословная каждого отдельного ученика в отдельности. Целью исследования – создание генеалогического дерева каждого ученика, в форме семейной книги. Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

– опредилить понятийный аппарат используемых терминов;

– познакомится с историей создания и развития каждой семьи;

– изучить, какое влияние оказало создание родословной на развитие учащихся.

Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что в результате изучения родословного дерева семьи у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях.

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

теоритические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирования результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;

эмпирические: анкетирование, беседы, наблюдения, анализ творческих работ

Исследование включало в себя 3 этапа:

  1. В начале учебного года было проведено собрание на тему “ Уроки семейной любви” с родителями. Параллельно с этим детям было предложено написать сочинения на темы: “Моя семья”, “Традиции моей семьи”.
  2. Учащиеся вместе с родителями составляли генеалогического дерево своей семьи, после чего была проведена выставка работ на тему “ Кто я? Откуда я?”
  3. Проведение праздника на тему “ Моя родословная”

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что его результаты составляют основу для решения таких актуальных задач, как повышение самооценки ребенка в семье, воспитание чувство гордости за своих предков.

Апробация материалов исследования осуществлялась через исследования влияния проектной деятельности во внеклассной работе.

Таким образом, работа над проектом позволила сформировать коллектив единомышленников с общими интересами в понимании проблемы, что, в свою очередь, привело к высоким результатам в достижении поставленной цели.

Результаты проекта.

Педагоги пополнили и закрепили знания по истории, генеральдике, этнографии. Работа в этом направлении способствовала активному сотрудничеству с семьей, установлению партнерских отношений, сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочению семей.

Родители получили массу советов и рецептов по составлению родословных, осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними и своими детьми.

Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семей, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети в классе стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.

Учитель играет немаловажную роль в выполнении исследовательской деятельности младшего школьника: контролирует, направляет, помогает. Оценка деятельности происходит в несколько этапов: оцениваются подготовительный, аналитический, обобщающий и заключительный (защита) этапы деятельности. В приобщении детей к исследовательской деятельности мы нацелены не на результат, а на процесс. Главное-заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен. Пусть учащиеся не сделают новых открытий, они повторяют путь ученого: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Господникова, М.К. Проектная деятельность в начальной школе/М.К.Господникова, Н.Б.Полякова. – Волгоград:Учитель, 2008г. – 134 с.
  2. Кривобок, Е.В.Исследовательская деятельность младших школьников/Е.В.Кривобок. – Волгоград: Учитель,2009 г.138 с.
  3. Савенков А.И. Я – Исследователь/А.И.Совенков. – Самара: издательский дом “Федоров”, 2008 г. – 32 с.