Час занимательной математики "В царстве смекалки"

Разделы: Математика


Цели:

– привитие интереса к предмету, дополнение знаний учащихся по математике;

– развитие логического мышления, внимания, сообразительности, памяти;

– воспитание ответственности в принятии решения; умения работать в группе.

Форма организации работы учащихся: групповая.

Формы организации работы учителя: руководящая, организационная, координирующая.

Этот час занимательной математики можно провести и как необычный урок, и как внеклассное мероприятие во время недели математики. Помощь в его проведении оказывают старшеклассники, они же являются членами жюри.

Участники разбиваются на группы, отвечают на поставленные вопросы, коллективно обсудив их. Члены групп зарабатывают себе очки – 0; 1; 2.

Юные художники заранее заготавливают к задачам небольшие плакаты (Приложение 1).

Задание 1. “Дважды два – 1”

  • Применяя знаки действий, напишите число

1 тремя двойками (2-2:2=1)

  • Применяя знаки действий, напишите число

2 тремя тройками (3-3:3=2)

четырьмя тройками (3:3+3:3=2)

пятью тройками (3+3-3:3=2)

шестью тройками (3+3:3+3:3-3=2)

  • Применяя знаки действий, напишите число

2 четырьмя двойками (2:2+2:2=2)

3 тремя двойками (2+2:2=3)

3 четырьмя двойками (2·2+2:2=5)

5 четырьмя двойками (2·2-2:2=3)

  • Напишите 10 четырьмя тройками (3·3+3:3=10)

Задание 2. “Состав числа”

  • Найдите четыре таких нечетных числа, чтобы их сумма равнялась 14  (1+1+1+11=14)
  • Какие два целых числа, если их сложить, дают больше, чем если их перемножить?
    (1·1 < 1+2
    1·7 < 1+7
    1·9 < 1+9 и т.д.)
  • 7923486=15
  • 2849572=15
    9163457=15

Между этими цифрами поместите “+” и “-”, чтобы в итоге получилось 15

7+9-2+3-4+8-6=15
2+8+4-9+5+7-2=15
9+1+6-3+4+5-7=15
12345 =1001+23-4?5=100

Задание 3. “Подумай, прежде чем ответить…”

  • Книга в переплете стоит 1руб. 34коп.

Книга дороже переплета на 1 руб.

Сколько стоит книга и переплет в отдельности? (1руб. 17коп. и 17коп.)

  • Деду 56 лет, внуку – 14 лет. Через сколько лет дед будет старше внука в два раза?

(28 лет)
84 и 42

  • У Маши столько же сестер, сколько и братьев, а у ее брата сестер вдвое больше, чем братьев. Сколько в семье сестер и братьев? (4доч. и 3сына)
  • Кирпич весит 1кг и еще половину веса кирпича. Сколько весит целый кирпич? (2кг=1+1)
  • Какие два числа в сумме составят 25,при этом одно больше другого на 20? (22,5 и 2,5)
  • Какие числа от 1 до 500 (натуральные) не делятся на 2 и на 3? Сколько таких чисел? (Это числа, которые оканчиваются нечетной цифрой,  а таких 250 штук) – это на 2 (на три делятся от 1 до 500 каждая третье число, т.е. всего  166 чисел, остальные же 334 числа не делятся на 3).
  • 21 19 30 25 3 12 9 15 6 27

В течение одной минуты подберите три числа, которые в сумме дают 50. (19+25+6=50)

  • Сколько будет, если полсотни разделить на половину?

()

  • 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Что больше: их сумма или произведение? (сумма =45, произведение=0)

  • Полтора лимона стоят полтора рубля. Сколько стоят 10 лимонов? (10руб.)
  • Какой год двадцатого столетия не изменится при чтении его “вверх ногами”? (1961)

Задание 4. “ 100 ”

  • В каком числе столько же букв, сколько цифр? (сто) (100)
  • Напишите 100 пятью единицами (111-11=100) пятью пятерками (5+5+5+5)·5
  • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 = 100 100=(1+234)-[(5x6)-7-8]·9

100 шестью девятками (99:99+99=100)
100 семью четверками (44+44+4·4-4=100)

  • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 = 100

четыре знака “+” , “-” 123+4-5+67-89=100

  • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 = 100

три знака “+” , “-” 123-45-67+89=100

  • Употребляя арифметические знаки, сумейте при помощи четырех троек получить все числа от 1 до 10

3+3:3-3=1
3:3+3:3=2
(3+3+3): 3=3
(3·3+3):3=4
3+3:3+3=6
3+3+3:3=7
3·3-3:3=8
3·3·3:3=9
3·3+3:3=10

  • 100 семью восьмерками88+88:8+8:8=100
  • 1000 восемью восьмерками(8888-888):8=1000
  • 500 десятью четверками444+44+44:4+4:4=500
  • 700 восемью семерками77·7+77+7=700
  • 1000 десятью девятками99·9+99+9+99:99=1000

Задача. В доме 100 квартир. Сколько раз на табличках написана цифра 9? (20)

Задание 5. “Отвечай не задумываясь”

  • Какие два целых числа, если их перемножить, дают столько же, сколько получается от их сложения?  (2?2=4; 2+2=4)
  • Какие три целых числа, если их перемножить, дают столько же, сколько получится от их сложения?   (1?2?3=6; 1+2+3=6)
  • Какие два числа при сложении и умножении одного на другое дают одно в результате? (1,5?3=4,5; 1,5+3=4,5)
  • Какой знак надо поставить между 5 и 6, чтобы получилось число больше 5 и меньше 6? (5,6)

В конце часа занимательной математики подводятся итоги, победителей ждут награды.

Литература

  1. Корденский Б.А Удивительный мир чисел (Математические головоломки и задачи для любознательных): Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Ткачева М.В. Домашняя математика. 7 класс. – М.: Просвещение, 1994.
  3. Шапиро Ф.Б. Большая книга головоломок. Умные задачки.– Ярославль: Академия  развития, 2008

Приложение