Цели:
– привитие интереса к предмету, дополнение знаний учащихся по математике;
– развитие логического мышления, внимания, сообразительности, памяти;
– воспитание ответственности в принятии решения; умения работать в группе.
Форма организации работы учащихся: групповая.
Формы организации работы учителя: руководящая, организационная, координирующая.
Этот час занимательной математики можно провести и как необычный урок, и как внеклассное мероприятие во время недели математики. Помощь в его проведении оказывают старшеклассники, они же являются членами жюри.
Участники разбиваются на группы, отвечают на поставленные вопросы, коллективно обсудив их. Члены групп зарабатывают себе очки – 0; 1; 2.
Юные художники заранее заготавливают к задачам небольшие плакаты (Приложение 1).
Задание 1. “Дважды два – 1”
- Применяя знаки действий, напишите число
1 тремя двойками (2-2:2=1)
- Применяя знаки действий, напишите число
2 тремя тройками (3-3:3=2)
четырьмя тройками (3:3+3:3=2)
пятью тройками (3+3-3:3=2)
шестью тройками (3+3:3+3:3-3=2)
- Применяя знаки действий, напишите число
2 четырьмя двойками (2:2+2:2=2)
3 тремя двойками (2+2:2=3)
3 четырьмя двойками (2·2+2:2=5)
5 четырьмя двойками (2·2-2:2=3)
- Напишите 10 четырьмя тройками (3·3+3:3=10)
Задание 2. “Состав числа”
- Найдите четыре таких нечетных числа, чтобы их сумма равнялась 14 (1+1+1+11=14)
- Какие два целых числа, если их сложить, дают
больше, чем если их перемножить?
(1·1 < 1+2
1·7 < 1+7
1·9 < 1+9 и т.д.)
- 7923486=15
2849572=15
9163457=15
Между этими цифрами поместите “+” и “-”, чтобы в итоге получилось 15
7+9-2+3-4+8-6=15
2+8+4-9+5+7-2=15
9+1+6-3+4+5-7=15
12345 =1001+23-4?5=100
Задание 3. “Подумай, прежде чем ответить…”
Книга дороже переплета на 1 руб.
Сколько стоит книга и переплет в отдельности? (1руб. 17коп. и 17коп.)
- Деду 56 лет, внуку – 14 лет. Через сколько лет дед будет старше внука в два раза?
(28 лет)
84 и 42
- У Маши столько же сестер, сколько и братьев, а у ее брата сестер вдвое больше, чем братьев. Сколько в семье сестер и братьев? (4доч. и 3сына)
- Кирпич весит 1кг и еще половину веса кирпича. Сколько весит целый кирпич? (2кг=1+1)
- Какие два числа в сумме составят 25,при этом одно больше другого на 20? (22,5 и 2,5)
- Какие числа от 1 до 500 (натуральные) не делятся на 2 и на 3? Сколько таких чисел? (Это числа, которые оканчиваются нечетной цифрой, а таких 250 штук) – это на 2 (на три делятся от 1 до 500 каждая третье число, т.е. всего 166 чисел, остальные же 334 числа не делятся на 3).
- 21 19 30 25 3 12 9 15 6 27
В течение одной минуты подберите три числа, которые в сумме дают 50. (19+25+6=50)
- Сколько будет, если полсотни разделить на половину?
()
- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Что больше: их сумма или произведение? (сумма =45, произведение=0)
- Полтора лимона стоят полтора рубля. Сколько стоят 10 лимонов? (10руб.)
- Какой год двадцатого столетия не изменится при чтении его “вверх ногами”? (1961)
Задание 4. “ 100 ”
- Напишите 100 пятью единицами (111-11=100) пятью пятерками (5+5+5+5)·5
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 = 100 100=(1+234)-[(5x6)-7-8]·9
100 шестью девятками (99:99+99=100)
100 семью четверками (44+44+4·4-4=100)
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 = 100
четыре знака “+” , “-” 123+4-5+67-89=100
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 = 100
три знака “+” , “-” 123-45-67+89=100
- Употребляя арифметические знаки, сумейте при помощи четырех троек получить все числа от 1 до 10
3+3:3-3=1
3:3+3:3=2
(3+3+3): 3=3
(3·3+3):3=4
3+3:3+3=6
3+3+3:3=7
3·3-3:3=8
3·3·3:3=9
3·3+3:3=10
- 100 семью восьмерками88+88:8+8:8=100
- 1000 восемью восьмерками(8888-888):8=1000
- 500 десятью четверками444+44+44:4+4:4=500
- 700 восемью семерками77·7+77+7=700
- 1000 десятью девятками99·9+99+9+99:99=1000
Задача. В доме 100 квартир. Сколько раз на табличках написана цифра 9? (20)
Задание 5. “Отвечай не задумываясь”
- Какие три целых числа, если их перемножить, дают столько же, сколько получится от их сложения? (1?2?3=6; 1+2+3=6)
- Какие два числа при сложении и умножении одного на другое дают одно в результате? (1,5?3=4,5; 1,5+3=4,5)
- Какой знак надо поставить между 5 и 6, чтобы получилось число больше 5 и меньше 6? (5,6)
В конце часа занимательной математики подводятся итоги, победителей ждут награды.
Литература
- Корденский Б.А Удивительный мир чисел (Математические головоломки и задачи для любознательных): Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1986.
- Ткачева М.В. Домашняя математика. 7 класс. – М.: Просвещение, 1994.
- Шапиро Ф.Б. Большая книга головоломок. Умные задачки.– Ярославль: Академия развития, 2008