Современная ситуация такова, что предмет “Черчение” с 2004 года стал необязательным и во многих школах не ведётся. Предполагается, что знакомство с графической документацией учащиеся получат на уроках технологии. Но качественных знаний, как показала практика, учащиеся не получают. Отсюда проблема с адаптацией учащихся в вузах, где преподаются технические дисциплины. А выпускников поступающих в технические вузы, с каждым годом становится всё больше. Предмет “Черчение” необходим не только выпускнику, поступающему в технический вуз. Графический язык рассматривается как язык елового общения, необходимый в технике, науке, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию. “ Черчение” - предмет, который имеет множество функций: коммуникативную, проблемно ориентированную, культурологическую, профессионально ориентированную, информационную, развивающую.
В данный период развития, когда наша страна должна перейти от сырьевой зависимости к современному развитию производств, возникает необходимость подготовки высококвалифицированных кадров, в том числе и с техническим образованием. И предмет “Черчение” в школе является важным начальным звеном в подготовке таких кадров.
В нашей школе сложилась довольно благоприятная ситуация с графической подготовкой учащихся, даже можно сказать сложилась определённая система графической подготовки учащихся. В 8 классе преподаётся технический рисунок, где учащиеся знакомятся не только с правилами выполнения технического рисунка, но и с применением его в различных профессиях. В 8 – 9 классах по 1 часу в неделю изучается черчение. В нашей школе в этом учебном году начат эксперимент на старшей ступени обучения. Учащиеся 10 – 11 классов, обучающиеся в профильных классах, выбирают нужные им предметы, то есть составляют для себя индивидуальный учебный план. Предмет “Черчение” в классах технического профиля, как правило, выбирают те учащиеся, которые собираются поступать в технические вузы. Такие учащиеся занимаются осознанно и заинтересованно. Программа в профильных классах отличается от программы по черчению в 8 – 9 классах. В 10 классе (по 2 часа в неделю, по подгруппам) изучаются основы начертательной геометрии. Причём курс не подменяет программу вуза по начертательной геометрии, а даёт основы курса. Методика преподавания такова, что учащиеся без особых проблем понимают теоретический материал, решают задачи и выполняют графические работы. В 11 классе изучается инженерная графика, и вводятся новые темы, такие, например, как “Изображение зубчатого колеса”, “Изображение зубчатых передач” и др. Наряду с ручными чертежами учащиеся 10 – 11-х классов выполняют и компьютерные чертежи в программе КОМПАС”.
Проводимые нами наблюдения за выпускниками после окончания школы во время обучения в вузе, позволяют нам сделать вывод, что преподавание предмета “Черчение” в профильных классах помогает учащимся легче адаптироваться в вузе, готовит к будущей профессии, позволяет использовать полученные знания, умения и навыки по другим предметам и в другой необходимой деятельности. Результатами нашей работы считаем и то, что учащиеся, поступившие в технические вузы, чувствуют себя очень уверенно, с лёгкостью выполняют чертежи, им легче понимать технические дисциплины. Участие школьников в научно-практических конференциях различных уровней на секции “Техническое творчество”, в предметных олимпиадах и конкурсах, позволяет нам считать о правильном направлении нашей деятельности в плане графической подготовки учащихся.