Цели урока.
- Ознакомить учащихся с предлогами.
- Учить писать предлоги с другими словами.
- Повторить знания об имени существительном.
- Развивать познавательный интерес, мышление, память, речь детей.
- Воспитывать патриотизм, любовь к Родине.
Оборудование: индивидуальные карточки, таблицы, схемы, карточки с предлогами, иллюстрация весны, фрагмент из пьесы “Подснежник” П.И. Чайковского.
Ход урока
I
. Организационный момент.Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II
. Минутка чистописания.–
Сначала подготовим наши пальчики к письму. Сделаем для них зарядку.Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать [1].
(Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз).
Наши пальчики сплетем
И соединим ладошки
А потом как только можем
Крепко-накрепко сожмем [1].
(Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и стискивают их как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторят упражнение несколько раз).
Мы ручку правильно берем,
Кладем на средний палец,
Теперь большим ее прижмем,
А указательным ведем,
Чтобы она качалась [1].
(Дети кладут ручку на средний палец правой руки, большим пальцем прижимают ручку, указательным начинают покачивать ее).
– Откроем тетради, запишем число, месяц, “классная работа”.
Дд
деревня
– Сегодня мы изучим новое словарное слово “деревня”. А кто объяснит значение этого слова? (Можно посмотреть в толковом словаре).
– Подберите однокоренные слова к слову “деревня”.
– Составьте словосочетания, предложения с этим словом.
– Запишите словарное слово и предложение с ним.
– Какой частью речи является слово “деревня”. (Имя существительное).
– Что вы знаете об этой части речи?
III. Актуализация знания учащихся.
Повторение сведений об именах существительных.
– Послушайте и назовите имена существительные. (Учитель читает).
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
(Дети называют имена существительные).
– Ребята, а кто узнал, откуда эти слова? (Из Государственного гимна России).
– А кто написал слова гимна? (С.В. Михалков)
– Молодцы!
– А как называются слова “от”, “до”, “на”? (…)
IV. Постановка темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы и узнаем, как называются эти слова и как они пишутся.
V. Введение нового материала.
Постановка проблемного вопроса.
(Двое детей пишут за доской, остальные – в тетради. Учитель диктует).
– В лесах, по опушкам, на дереве, около пня, за тучи, от берега, у ворот, по ветру.
Проверка выполнения. (Читается пара слов у обоих детей и сравнивается).
– Задание было одно, почему мы сделали его по-разному? Что мы еще с вами не знаем? (На доске появляется тема урока: “Правописание предлогов со словами”).
VI. Физкультминутка.
(Упражнения для рук, глаз).
VII. Поиск решения учебной проблемы.
1. (На доске).
В лесах цветет орешник. По склонам оврагов появились ранние цветы. Орел свил себе гнездо на дереве. | В наших лесах цветет орешник. По крутым склонам оврагов появились ранние цветы. Орел свил себе гнездо на высоком дереве. |
– Прочитаем и сравним эти тексты. (Дети читают по одному предложению).
– Что заметили?
(Учащиеся записывают словосочетания: в наших лесах, по крутым склонам, на высоком дереве).
– Сделаем вывод. (Между предлогом и словом можно вставить другое слово).
(На доске схема 1, 2)
(О самолете)
Рисунок 1
(О летящем самолете)
Рисунок2, рисунок1
2.Работа в группах. (Учащиеся делятся на 4 группы).
Карточка 1.
1) Поставь вопрос между предлогом и словом:
к парте
около доски
из реки
2) Сделай вывод: между предлогом и словом …
Карточка 2.
1) Поставь вопрос между предлогом и словом:
на шкафу
от причала
по мосту
2) Сделай вывод: между предлогом и словом …
Карточка 3.
1) Поставь вопрос между предлогом и словом:
без ручки
с ветки
под столом
2) Сделай вывод: между предлогом и словом …
Карточка 4.
1) Поставь вопрос между предлогом и словом:
над головой
от дороги
до дома
2) Сделай вывод: между предлогом и словом …
– Сделаем вывод. (Между предлогом и словом можно вставить вопрос).
(На доске схема 3)
(О каком самолете?)
Рисунок1
VIII
. Физкультминутка.А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз, и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
IX
. Продолжение изучения новой темы.3. (На доске текст с пропущенными предлогами: “Мы живем … России. Так называется наша Родина, страна, … которой мы родились. … нашей страны большая и славная история. … России живут люди многих национальностей. Не зря Россию называют матерью, а русскую землю – Матушкой, она всех, кто пришел … ней … миром, примет и обогреет теплом своей души.”).
– Прочитайте текст. Понятен ли он вам? Почему? Чего не хватает? (Предлогов).
– Давайте вставим подходящие по смыслу предлоги.
– Так для чего нужны предлоги? (Предлоги служат для связи слов в предложении).
(На доске схема 4)
о
(Книга о самолете)
Рисунок3, рисунок1
X
. Закрепление изученного.1. Дидактическая игра.
(На доске карточки: к, из, с, от, до, ах, ох, у, за, ой, в)
– Ребята, назовите только предлоги.
2. Самостоятельная работа.
(У каждого ребенка карточка с заданием: “Найдите в тексте предлоги и подчеркните их”).
Текст: “Коля идет по лесной тропинке. С ветки на ветку прыгает белка. Дятел стучит по коре осины. В траве прячется ежик.”.
(Далее осуществляется взаимопроверка в парах).
XI. Составление предложений по иллюстрации весны.
Рисунок4
Весна, весна... Как воздух чист,
Как ясен небосклон.
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна... Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака...
(Звучит фрагмент из пьесы “Подснежник” П.И. Чайковского. Учащиеся записывают несколько предложений о весне).
– Ребята, а какие предлоги вы использовали?
XII. Итог урока.
– Кому было интересно на уроке? Нарисуйте свое настроение на уроке.
(На доске нарисованы образцы: (рисунок5,6,7). Дети рисуют на полученных листках свое настроение)
– Что запомнилось на уроке?
– Какие открытия вы сделали? (Вывод с опорой на схемы).
(Просмотр презентации “Предлоги”, приложение1).
– Кто доволен тем, как работал?
– Молодцы!
XIII. Домашнее задание.
– Напишите небольшое сочинение на тему “Моя семья”, используя предлоги. Подчеркните их.
Литература
1. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.:АСТ: Астрель, 2005.