Практическое занятие для родителей "Порицание и наказание детей в семье"

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба


Задачи:

– способствовать созданию моделей бесконфликтного поведения взрослых и детей в семье;

– формировать умение находить альтернативы наказанию ребёнка;

– развивать чувство собственного достоинства и осознания ребёнка как личности со всеми присущими ей чертами.

Материалы: – бланки с вопросами анкеты (по количеству участников);

– сводный экран ответов родителей (лист ватмана);

– карточки с описанием проблемных ситуаций.

Ход занятия

1. Вступительная часть

– Тема нашего занятия, несомненно, важна и злободневна. О чём пойдёт речь, вы догадаетесь сами, прослушав стихотворение.

(Педагог читает текст стихотворения):

Как-то осенью по лесу прокатилася молва:
На поляне ровно в восемь собирает всех Сова.
Побросав дела и деток, не закончив сбор грибов,
Кто пошёл, кто полетел на тревожный этот зов.
– Ты не ведаешь, кума, чем встревожена Сова?
Может, твой Лисёнок снова в школе мучает Косого?
– Ой, не говори Енот, он и дома сущий чёрт.
– Волк, дружище, твой сынок не срывал Сове урок?
– Я не знаю, может быть, он ведь так умеет выть.
– А скажи-ка, мне, Медведь, твой сынок ведь любит петь?
Может, он Совы терпенье испытал “прекрасным” пеньем?
– Не могу сказать, соседка, я Мишутку вижу редко.
Нацепив очки на нос, задала Сова вопрос:
“Поднимите, звери, лапы, кто не бил детишек, папы?”
Зашумела тут толпа:
– Что за глупости, Сова!
Я Лисёнка лишь вчера долго за уши драла.
– Про медведей говорят: “Он на ухо глуховат”.
Я за шалости сыночка “приласкаю” лишь пруточком.
Папа-заяц на пеньке, хрумкая морковку,
Важно с пафосом изрёк:
– Я же против порки!
Я косых своих детей лапою не трону,
По дороге каждый день им внушаю строго:
“Не ходите “на ушах”, не грызите двери
И хвосты своих друзей вы не суйте в щели”.
Протрещала тут Сорока:
– Я в беде не одинока.
Моим детям каждый день все уроки слушать лень.
Коль трещат они помногу – я ремень беру в подмогу.
Зашумела вновь толпа, кто был “против”, кто был “за”.
Долго не могла Сова донести до них слова:
– Я прошу вас, звери-мамы, а в особенности папы,
Прекратить в своей семье воспитанье “на ремне”.
Ваши дети так привыкли к выволочкам за проступки,
Что от нас, учителей, ждут таких же вот вещей.
– Как не бить! – сказал Енот.
– Да, да, да! – тут вторил Крот.
– Ну, а мне, – всплакнула Белка, –
Делать что с моей пострелкой?
Как накрасится румяной, подведёт себе глаза
И порхает по поляне, где танцует до утра.
Тут родительские страсти накалились докрасна,
Не в Совиной было власти перекрыть их голоса.
…Нерешённая проблема о битье и небитье
Стать должна несовременной,
Если мир царит в семье.

– Итак, вы поняли, что речь пойдёт о наказании и поощрении детей в семье.

2. Анализ анкетирования родителей

– Предварительно, перед нашей встречей, вы ответили на вопросы анкеты. (Приложение 1). Давайте проследим, каковы тенденции выбора методов наказания и поощрения в ваших семьях.

(Проводится обобщённый анализ ответов, результаты заносятся в сводный экран, подводится итог анкетирования). (Приложение 2).

3. Информационная часть

– Как вы думаете, правильно ли мы пользуемся таким средством воспитания, как порицание? Можно ли воспитывать детей без наказаний?

(Родители по желанию высказывают своё мнение).

– Спасибо за то, что поделились своим мнением, привели примеры из личного опыта. Любая точка зрения имеет право на существование, но её надо правильно аргументировать.

(Рассказ педагога).

– Нередко между отцом и матерью возникают разногласия при выборе наказания за проступок. Один требует более жёстких мер, другой предлагает более мягкие и необидные для ребёнка. Проблема наказания сложна, и в разных педагогических системах она решается по-разному. Вряд ли можно однозначно ответить на вопрос: обязательны ли они, хотя в некоторых семьях детей воспитывают без наказаний. Если старшие считают, что наказания необходимы, то их форма, соответствие возрасту и проступку ребёнка должны быть тщательно обдуманы.

Если за съеденное до обеда пирожное ребёнка не пустят на день рождения к товарищу, он воспримет это как несправедливость. Результатом будет не раскаяние, а обида, сомнение в нравственном чувстве родителей и их любви к себе. Если за грубость по отношению к матери отец лишает подростка вечерней телепередачи, такое наказание может спровоцировать ещё большую грубость, теперь уже в адрес отца. В этом случае более адекватным наказанием для подростка были бы холодность и отчуждение матери. Чем старше ребёнок, тем больший протест будут вызывать несправедливые или неадекватные наказания.

Некоторые родители считают возможным прибегать к физическим наказаниям или к угрозе физического наказания, ссылаясь на свой собственный опыт (“нас били, и ничего, хорошими выросли”). Чаще физически наказывают мальчиков.

Если родители бьют детей, это означает, что их воспитательные воздействия не достигают цели. Взрослый пользуется правом сильного, даже если бы этот вид наказания уничтожал надежду на возможность взаимопонимания между ним и ребёнком.

По мнению венгерских психологов И.Раншбурга и П.Поппера, физическое наказание действенно только по отношению к наказывающему лицу: ребёнок начинает бояться именно его, старается вести себя прилично только в присутствии этого лица, не соблюдая требований приличия в отношении остальных людей [2].

В психологии воспитания принято считать, что самым большим наказанием для ребёнка должно быть огорчение родителей. Вот как об этом писал В.Г.Белинский: “Суровый взгляд, холодное вежливое обращение, косвенный упрёк, деликатный намёк…отказ в прогулке…– вот наказания, которые, будучи употреблены соразмерно с виной, произведут и сознание, и раскаяние, и слёзы, и исправление” [1].

И.Раншбург и П.Поппер предупреждают, что наказание детей лишением родительской любви принесёт большой вред, если не соблюдать два условия: ребёнок должен чувствовать, что каким бы ни был его проступок, он не утратит любовь родителей навсегда, что наказание относится не к его личности, а только к его проступку [2].

Итак, с ребёнком надо обращаться как с равным, даже если он совершает проступок, требующий наказания; ребёнок имеет право на собственную точку зрения, пусть он и неправ; в общении с ним нужно пытаться смотреть на себя его глазами, даже если считаешь себя абсолютно правым; обсуждая с ребёнком его проступок, не надо переносить оценку проступка на всю его личность.

4. Рассмотрение проблемных ситуаций

– Сейчас я предлагаю попробовать решить несколько житейских ситуаций. (Приложение 3). Сколько людей, столько и разных мнений. Поэтому мы будем внимательно и уважительно относиться к каждому решению проблемы.

(В произвольной форме поделить число участников на 3-4 микрогруппы. Каждой группе предлагается карточка с описанием проблемной ситуации. Участники обсуждают ситуацию внутри группы, затем предлагают решение для общего обсуждения).

5. Итог занятия

– Уважаемые родители, думаю, что тема, затронутая сегодня, не оставит вас равнодушными и заставит задуматься о том, стоит ли наказывать ребёнка; что считать проступком, а что нет; какой вид наказания оправдывает цель вашего поведения.

Список литературы:

1. Громова О.Н. Конфликтология. – М., 1998.

2. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. – М., 1991.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3