Цели:
1) познакомить с приставкой как
частью слова, организовать наблюдение за
лексическим значением приставок, научить
выделять ее из состава слова, употреблять в
словах;
2) способствовать развитию речевой
деятельности, обогащению словарного запаса,
совершенствовать навыки работы в парах;
3) воспитывать заботливое отношение к
природе.
Оборудование: интерактивная доска, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент. Слайд 1. Звонок.Прозвенел звонок.
Начинается урок. ( Садитесь.)
Наш урок пойдет вам впрок.
Старайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Отметку пять!
Слайд 2. Правила посадки.
II. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Составить слово из частей.
Слайд 3. Расставь знаки.
– Посмотрите на знаки обозначения частей слов. Расставьте их так, как они могут стоять в слове. (Знаки перемещают на интерактивной доске, остается )
(2-й ученик работает на магнитной доске)
– Сегодня на уроке мы узнаем, какая часть слова так обозначается, где она стоит, для чего служит.
III. Орфографическая минутка.Слайд 4. Птицы. Слова.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится
?Угадали? Это …..(птица)
– Наступила зима. Перелётные птицы улетели в тёплые края.
Зимующие переселяются ближе к жилью людей. Почему?
– Каких птиц можно увидеть в городе?
– Объясним написание названия птиц.
– По какому признаку слова можно разделить на 2 группы?
(Двусложные, трехсложные; с проверяемой безударной гласной и непроверяемой)
– Составьте предложения с записанными словами. (Устно)
IV. Работа по развитию речи.Слайд 5. Восстановите предложение.
– Восстановите предложение. (перемещают слова на интерактивной доске)
– Запишите. Выделите изученные орфограммы.
– Найдите и подчеркните главные члены предложения.
V. Первичное усвоение новых знаний.
– Выпишите глагол. (летят)
– Определите корень.
– Образуйте однокоренные глаголы от данного с корнем -лет–
Слайд 6. Птицы в полёте.
Слайд 7. Приставки.
– Проведем наблюдение, как образуются слова.
Используйте данные части.
– Что нужно сделать, чтобы новое слово читалось? (приставить часть, присоединить)
при – , у – , на – , от – , под – , пере – , с –
(Соединяют на доске, пишут в тетради.)
– Обратить внимание, приставляемая часть пишется слитно со словом.
– Объясните смысл слова (сразу после записи)
прилетят – появятся
улетят – исчезнут
налетят – соберутся вместе
отлетят – отсоединятся ото всех
подлетят – приблизятся
перелетят – переместятся с одной ветки на другую
слетят – переместятся, пропадут
– Как образовывали новые слова? (приставляли части, присоединяли)
– Эта часть слова называется приставкой и выделяется знаком ¬
– Определите её место в схеме состава слова.
(перед корнем – на магнитной доске)
– Выделите приставки в словах.
Слайд 8.Выделить приставки.
Обобщение: – Какая часть слова называется приставкой?
– Для чего служит приставка?
– Как пишется со словом?
Прочитать правило на с. 128.
– Обратите внимание, приставки разные, но пишутся всегда слитно.
VI. Физминутка (подвижная).Слайд 9. Прыгающие птицы.
VII. Организация усвоения способов деятельности (первичное закрепление).Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок завертелась как волчок.
Вот присела на минутку, почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень
Тири-тень, тири-тень.
Слайд 10. Как найти приставку.
– Определим алгоритм нахождения приставки.
– Можно ли сразу назвать приставку?
нарисовать
– Какую часть слова нужно сначала найти?
Придумайте родственные, однокоренные слова. Выделите корень.
– Можем ли мы теперь назвать приставку? Выделите.
– Образуйте новые слова с корнем –рис– , но с другими приставками.
Работайте в парах. (срисовать, дорисовать, зарисовать, …)
Проверка.
Обобщение: – Какая последовательность действий должна быть, чтобы правильно определить приставку?
(Подобрать однокоренные слова, выделить корень, приставку)
– Прочитаем алгоритм по учебнику с. 129
VIII. Физминутка (для глаз).
Слайд 11. Фигуры.
Рисуй восьмёрку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
– Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза откроем наконец.
Зарядка закончилась.
Ты молодец!
Слайд 12 . Дети в лесу у кормушек.
– Рассмотрите иллюстрацию.
– Зачем дети приехали на лыжах в лес?
– Почему важно помогать пернатым зимой?
– Кто из вас уже помогает птицам?
Кто будет делать это обязательно?
– Возьмите карточку с текстом.
Прочитайте задание.
Впишите в слова подходящие по смыслу приставки.
__________________________
…..шла зима. Леса и поля …..крылись белым пушистым снегом. Трудно птицам найти корм. Вот и ….летели они к жилью людей. Ребята …..весили для пернатых кормушки. Они …..готовили для птиц корм.
…..помните, птицам страшен не холод, а голод.
– Выполните работу самостоятельно.
Кому трудно, поднимите руку. (подсказка с приставками раздаётся индивидуально)
Проверка. (вписываем приставки) Слайд 13. Текст.
– Какое предложение выражает главную мысль текста?
– Придумайте заголовок тексту. (появляется на экране)
Слайд 14. Лето. Летают, поют птицы.
Помните, птицы – наши друзья. Зимой они ждут помощи. Весной, летом пернатые отблагодарят людей: защитят урожай от вредителей, порадуют красивым пением.
X. Рефлексия.Слайд 15. Угадай часть слова.
- Игра “ Угадай часть слова”
- Инструктаж по домашнему заданию.
- Отметки (комментировать)
- Дайте оценку нашему уроку, используя прилагательные.
(Дети пишут на интерактивной доске)
– Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
– Главная часть слова, передающая его смысл.
– Изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении.
– Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
– Какие части слова служат для образования новых слов?
– Где стоит ¬, а ^ ?
– На последующих уроках мы будем учиться правописанию приставок.
– Дома выучить правило, запомнить алгоритм нахождения приставки, выполнить упр. 4 с.130. Оно подобно заданиям, выполненным в классе.
Слайд 16. Поздравление с Новым годом.