Тема “Классы неорганических веществ” может по праву считаться важнейшей в курсе химии 8-го класса. При ее изучении восьмиклассники знакомятся с классификацией, свойствами основных классов неорганических веществ, генетической взаимосвязью между ними, учатся решать новые для них виды упражнений. Все эти знания и умения станут “фундаментом” для последующего изучения конкретных простых и сложных веществ в 9 классе. Поэтому так важно, чтобы “Классы неорганических веществ” были усвоены даже слабоуспевающими и много пропускающими по болезни учениками.
В учебниках различных авторов данная тема может быть представлена по-разному. Однако, в соответствии с “Требованиями к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы” учащиеся должны уметь:
- называть вещества по их химическим формулам;
- определять принадлежность веществ к определенному классу;
- составлять формулы веществ различных классов неорганических соединений;
- называть свойства неорганических веществ;
- определять продукты химических реакций по формулам исходных веществ;
- определять исходные вещества по формулам продуктов химической реакции;
- характеризовать химические свойства веществ различных классов неорганических соединений;
- характеризовать свойства высших оксидов элементов (№ 1 – № 20), а также свойства соответствующих им кислот и оснований.
И все эти умения формируются в основном при изучении темы “Классы неорганических веществ”.
Если выучить определения и правила слабоуспевающие восьмиклассники в большинстве своем могут, то выполнить упражнения на основе этих знаний – проблема для очень многих таких учеников (даже при наличии разобранных на уроках аналогичных примеров). Одна из причин этого заключается в том, что, приступая к выполнению любого задания, школьники не представляют себе из каких действий “складывается” процесс решения упражнения.
Поэтому слабоуспевающим и много пропускающим по болезни ученикам нужна специальная система заданий, направленная на формирование необходимых умений с учетом тех затруднений, которые могут возникнуть у ученика.
Вышеперечисленные умения, которыми должны владеть восьмиклассники после изучения темы “Классы неорганических веществ”, можно разделить на 2 группы:
- связанные с классификацией и номенклатурой неорганических веществ (см. выше п. 1)-3));
- связанные со свойствами веществ разных классов (см. выше п. 4)-8)).
Изучение восьмиклассниками химических свойств основных классов неорганических соединений происходит легче, если они четко представляют себе, какие вещества относят к оксидам, кислотам, основаниям и солям, умеют по химической формуле определить принадлежность вещества к определенному классу, а по названию вещества составить его химическую формулу.
Поэтому при разработке системы заданий по данной теме необходимо в первую очередь уделить особое внимание усвоению школьниками классификации и номенклатуры неорганических веществ.
Построение системы заданий для работы со слабоуспевающими восьмиклассниками при изучении классификации и номенклатуры неорганических веществ
1 этап – актуализация знаний школьников о простых и сложных веществах, подготовка к восприятию классификации сложных веществ.
Опорные знания и умения: понятия “простые и сложные вещества”.
Виды заданий: классификация веществ на простые и сложные.
Пример задания:
1.) Вспомните, какие вещества называют простыми, а какие – сложными. Из предлагаемого ниже списка веществ выпишите отдельно формулы: а) простых веществ, б) сложных веществ
GaCl3; MgSO4; Tl; Cs2CO3; Mn2O7; HNO3; O2; He; Ir2O3; RbOH; HCl; Ca;
Co(OH)2; H3PO4; V2O5; AgJ; Cs; H2SO4; GeS; UO2; F2; Sc(NO3)3; Al; Ac(OH)3
Ответ: а) простые вещества – _______________________________________________________
б) сложные вещества – ______________________________________________________
2 этап – актуализация знаний школьников о металлах и неметаллах, систематизация знаний о классификации простых веществ.
Опорные знания и умения: понятия “металлы и неметаллы”.
Виды заданий: классификация простых веществ на металлы и неметаллы.
Пример задания:
2.) Как можно классифицировать простые вещества? (Если при ответе на этот вопрос возникли затруднения, обратитесь к Вашему учебнику) Дополните схему, конкретизировав ее примерами из задания № 1.):
3 этап – формирование представлений об оксидах как об одном из классов неорганических соединений; закрепление умений называть оксиды по их формулам, а также составлять формулы оксидов по названиям.
Опорные знания и умения: валентность, составление формул бинарных соединений
Виды заданий: классификация сложных веществ на оксиды и другие сложные вещества; составление названий оксидов по их формулам (и формул по названиям).
Примеры заданий:
3.) Из списка сложных веществ (см. задание № 1.)) выпишите отдельно формулы оксидов и назовите каждое вещество.
4.) Составьте формулы оксидов по их названиям:
а) оксид селена (VI) – __________; г) оксид осмия (VIII) – __________;
б) оксид лития – ___________; д) оксид никеля (II) – __________;
в) оксид рения (IV) – __________; е) оксид алюминия – __________.
5.) Назовите следующие вещества:
а) SrO – ___________________________; г) K2O – _____________________________;
б) TiO2 – ___________________________; д) N2O3 – ____________________________;
в) As2O5 – __________________________; е) TeO3 – ____________________________
4 этап – формирование представлений об основаниях как об одном из классов неорганических веществ и умений называть основания по их формулам (и составлять формулы оснований по их названиям).
Опорные знания и умения: валентность, составление формул бинарных соединений, умение выявлять общие черты и черты различия в составе веществ.
Виды заданий: отбор формул веществ по определенному признаку (сходство в составе); составление названий оснований по их формулам (и формул по названиям).
Примеры заданий:
6.) Из списка сложных веществ (см. задание № 1.)) выпишите отдельно формулы веществ, которым соответствует общая формула Ме(ОН)n (где “n” = 1, 2 или 3; если “n” = 1, то скобки и индекс не пишутся)
8.) Назовите основания, формулы которых приведены:
а) TlOH – ______________________; г) Cr(OH)2 – ___________________________;
б) Y(OH)3 – ______________________; д) CsOH – ___________________________;
в) Ca(OH)2 – ________________________; е) Ce(OH)3 – ________________________
Образец:
9.) Составьте формулы следующих веществ по их названиям:
а) гидроксид магния – _________; г) гидроксид стронция – __________;
б) гидроксид лития – __________; д) гидроксид меди (II) – __________;
в) гидроксид висмута (III) – __________; е) гидроксид натрия – __________
5 этап – формирование знаний о составе кислот и солей, представлений о кислотах и солях как о классах неорганических веществ, умений составлять формулы солей по их названиям (и давать названия по химическим формулам).
Опорные знания и умения: валентность, составление формул бинарных соединений
Виды заданий: классификация сложных веществ на оксиды и другие сложные вещества; составление названий оксидов по их формулам (и формул по названиям).
Пример задания:
13.) а) Из списка сложных веществ (см. задание № 1.)) выпишите отдельно формулы солей.
В формуле каждой соли зеленым цветовыделителем закрасьте кислотный остаток.
Ответ: _____________________________________________________________________
б) Пользуясь объяснением, приведенным в Вашем учебнике, составьте названия этих солей.
Образец:
Ответ: _____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
14.) Чем похожи и чем отличаются по составу: а) кислоты и соли; б) основания и соли?
15.) Назовите соли, формулы которых приведены:
а) La(NO3)3 – __________________________; г) TiJ4 – _______________________________;
б) Sb2S3 – _____________________________; д) GeCl2 – _______________________________;
в) ReF7 – ______________________________; е) In2(SO4)3 – ______________________________
17.) Составьте формулы следующих веществ по их названиям, в качестве подсказки используйте образец:
Образец:
а) карбонат бария – ______________; г) фторид урана (VI) – _________________;
б) сульфат лантана (III) – ______________; д) хлорид рубидия – __________________;
в) сульфид германия (IV) – _____________; е) нитрат индия (III) – _________________
18.) Составьте формулы следующих веществ:
а) ортофосфат натрия – _______________; г) силикат калия – __________________;
б) иодид гафния (IV) – _____________; д) сульфат никеля (II) – _________________;
в) нитрат таллия (III) – ________________; е) хлорид сурьмы (V) – ________________;
6 этап – закрепление умений называть вещества по их химическим формулам, указывать их принадлежность к определенному классу, составлять формулы веществ по названиям.
Опорные знания и умения: валентность, составление формул бинарных соединений
Виды заданий: классификация сложных веществ на оксиды и другие сложные вещества; составление названий оксидов по их формулам (и формул по названиям).
Примеры заданий:
19.) Назовите каждое вещество и укажите, к какому классу оно относится:формула название в-ва класс
Образец: CdCl2 – хлорид кадмия (II), соль
а) Bi2(SO4)3 – ______________________________________, ___________________
б) N2O – _________________________________________, ___________________
в) LiOH – _________________________________________, ___________________
г) CaS – _________________________________________, ___________________
д) NbF5 – _________________________________________, ___________________
е) HCl – _________________________________________, ___________________
Подсказка: чтобы определить принадлежность вещества к определенному классу по его химической формуле, надо обратить внимание на состав вещества:
22.) Из приведенного ниже списка веществ выпишите отдельно формулы простых веществ, оксидов, кислот, оснований, cолей, назовите каждое вещество:
PrO2; H2SO3; MnS; F2; Bi2O5; Ti; AlF3; CsNO3; NaOH; HBr; K; Fe(OH)2;
HF; MnO; O2; Tl2CO3; Ir; Sm2O3; Sr; Th(OH)4; H2CO3; Сr2(SO4)3 ; S
Ответ: а) простые вещества – _____________________________________________________
_____________________________________________________________________
б) оксиды: _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________,
в) кислоты: _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________,
г) основания: ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________,
д) соли: ________________________________________________________________________
При таком построении системы заданий для работы со слабоуспевающими учащимися при изучении классификации неорганических веществ решаются следующие задачи:
– поэтапное усвоение материала учеником (“от простого к сложному”) с опорой на имеющиеся у него к этому моменту знания и умения;
– развитие умений ученика работать с учебной литературой в ходе выполнения посильной самостоятельной работы;
– развитие умений сравнивать, выделять признаки классификации и классифицировать объекты;
– формирование опорных умений для последующего знакомства со свойствами основных классов неорганических веществ.
Все примеры заданий по теме “Классификация неорганических веществ” приведены в Приложении.