Консультативный пункт как одна из форм преемственности семейного и общественного воспитания

Разделы: Работа с родителями


В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи.

В ст. 18 Закона РФ “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детстве” [5].

Многие исследователи прошлого и современности говорят об уникальности семьи как одного из социальных институтов. Эта ее особенность связана с имеющимися у нее возможностями для выполнения основной функции – рождения и воспитания детей.

По мнению многих авторов, семья – самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребенка. Влияние на него всех остальных общностей, социальных институтов лишь корректирует семейное воспитание. Ведь именно в семье перед ребенком впервые открываются двери в огромный и удивительный мир. И от семьи во многом зависит, каким этот мир будет восприниматься ребенком: интересным, волнующим, несущим открытия и позитивные эмоции или чужим и враждебным.

В семье заложен огромный воспитательный потенциал. Использование его в полном объеме является условием гармоничного роста и развития ребенка, полноценного формирования его личности. К сожалению, как показывают исследования, сегодня наблюдается неэффективное использование воспитательного потенциала ceмьи. У родителей отсутствует программа воспитания, в основном оно стихийно, их педагогические знания отрывочны, нет четких представлений о возрастных и психических особенностях и потребностях ребенка, они не умеют анализировать свои методы воспитания. И как следствие – частые ошибки, снижающие его результативность. Неправильное отношение родителей к воспитанию детей приводит к серьезным проблемам в формировании личности ребенка, нарушениям социальной адаптации, развитию невротических отклонений.

Ошибочные подходы к этому процессу, сложности родителей во многом связаны с их недостаточной компетентностью в сфере воспитания детей дошкольного возраста. Современные родители, с одной стороны, довольно образованные люди, а с другой – они мало информированы по вопросам педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний. Сегодня у родителей с любым образованием очень много вопросов о том, как воспитывать ребенка. Поэтому семья в своей воспитательной деятельности нуждается в помощи.

Психолого-педагогическую информацию родители могут получать из разнообразных источников. Наиболее популярны среди них Интернет, периодическая печать, теле– и радиопередачи, научно-популярная литература. Это обусловлено, прежде всего, их доступностью, информативностью, наглядностью. Но их недостатком является отсутствие возможности учесть уникальность семьи, ребенка, непосредственно ответить на вопрос каждого родителя.

Более компетентными в этом оказываются специалисты дошкольных образовательных учреждений. Они могут осуществлять прямой контакт с родителями, наблюдать развитие ребенка, получить "обратную связь" от родителей.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка. Значимую роль во взаимодействии с семьёй играет роль повышения правовой культуры родителей для усиления ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию детей.

Главная задача взаимодействия педагогов с родителями – установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Таким образом, вопрос о родительской компетенции возник не на пустом месте. Это был социальный заказ.

Из этого следует, что актуальная задача профессионалов по поддержке компетентности родителей состоит в терпеливом предоставлении родителям возможности вместе со специалистом эмоционально прожить как негативные, так и позитивные последствия применяемых воспитательных мер. Так же важно практически показывать, как можно выйти за пределы своих стереотипов на новые действия, переживания и мысли, рождающие искреннее и живое общение с ребенком в семье.

Для решения этой задачи в нашем городе была разработана “Комплексная программа развития образования городского округа закрытого административно-территориального образования Северск на 2006-2010 годы”, утверждённая Думой городского округа ЗАТО Северск от 28.02.2006 года № 10/4. В подпрограмме “Дошкольное образование” по направлению “Обеспечение общедоступности образовательных услуг в сфере дошкольного образования” было предложено организовать работу Консультативных пунктов на базе четырёх муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

Цели создания Консультативного пункта:

  • обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания,
  • оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям),
  • поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения,
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Основными задачами Консультативного пункта нашего ДОУ являются:

– оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям 5-6 лет, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

– оказание консультативной и практической помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

– оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;

– диагностика нервно-психического, физического развития ребёнка;

– проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;

– повышение педагогических знаний родителей;

– популяризация деятельности ДОУ среди населения города.

Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в Консультативном пункте строится на основе интеграции деятельности специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, руководителя по физическому воспитанию, музыкального руководителя, заместителя заведующего по воспитательной и методической работе. Консультирование родителей проводиться одним или несколькими специалистами одновременно (это зависит от запроса родителей, сложности проблемы, с которой они обратились, особенностей развития ребенка).

Работа с родителями и детьми проводится в различных формах: индивидуальных, групповых, подгрупповых. Дети получают возможность взаимодействовать со сверстниками, а родители — увидеть, что они не одиноки в своих проблемах и тревогах, узнать пути, которыми другие решают возникающие трудности.

В Консультативном пункте организуются лектории, теоретические и практические семинары для родителей по интересующим их вопросам. Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но, главное, практические навыки. Поэтому мы организовываем различные практикумы для родителей, где они учатся развивающим играм с детьми, приобретают определенный педагогический опыт, получают консультации с использованием различных игр и элементов тренингов и многое другое.

Таким образом, мы развиваем основы взаимоотношений, позволяющие протянуть нить взаимопонимания между детским садом и семьёй, способствующие взаимоуважению и служащие залогом дальнейшего сотрудничества.

Консультативный пункт – перспективная форма работы с родителями, позволяющая учесть актуальные потребности семей – детей и родителей, способствующая формированию активной жизненной позиции всех участников процесса, укреплению института семьи, в передаче опыта в воспитании детей.

Каждая из сотрудничающих сторон самоценна: никто не главнее и не лучше, вклад каждой стороны в развитие и социализацию ребёнка уникален. Специалисты учитывают в общении с родителями индивидуальные особенности и потребности, как ребёнка, так и родителей.

Мы люди разных профессии, но главная из них – родитель! Как и в любой другой профессии, в ней необходимы определенные знания, умения и навыки, а главное, желание быть хорошим родителем. На сегодняшний день хороший родитель – это компетентный родитель!

Каждый педагог мечтает видеть в родителе ребенка своего единомышленника. Только он, компетентный, чуткий, образованный сможет вовремя отреагировать на изменения, происходящие с ребенком. Именно поэтому, и придается такое большое значение работе с родителями. Мы понимаем, что закладываем основу дальнейших взаимоотношений не только в семье, но и в обществе, которые должны базироваться на уважении к личности.

В консультативном пункте используются различные формы взаимодействия педагогов с родителями: индивидуальное консультирование взрослых в отсутствие ребенка; семейное консультирование родителей в сочетании с индивидуальными занятиями ребенка со специалистами; использование ключевых ситуаций по созданию условий для игровой деятельности и воспитанию детей в семье; подгрупповое консультирование семей с одинаковыми эмоционально нейтральными проблемами

Консультативный пункт занимается комплексным сопровождением детей. Суть работы службы сопровождения – помощь ребёнку и его родителям в принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора. А ситуации жизненного выбора – это проблемы, при разрешении которых родители определяют для себя и своего ребёнка путь развития: либо динамический, прогрессивный, либо пассивный, регрессивный. Поскольку ведущей идеей сопровождения выступает положение о самостоятельности выбора родителей в решении актуальных для ребёнка проблем, все решения специалистов носят только рекомендательный характер. Ответственность за решение проблемы остаётся за родителями.

Вот некоторые проблемы, с которыми обращаются родители: отказ ребёнка от общения, подготовка к адаптации в дошкольном учреждении, определение зоны ближайшего развития, готовности к школьному обучению, гиперактивное поведение ребёнка и др. Интересуют родителей и такие темы, как использование новых информационных технологий в воспитании и обучении детей, вопросы послушания ребенка, организации его досуга и многое другое. В консультативном пункте родители могут получить ответы на свои вопросы, развеять тревоги и сомнения, утвердиться или, наоборот, скорректировать свои воспитательные воздействия. Здесь очень важен грамотный, компетентный подход работников консультативных пунктов.

Из наших наблюдений и встреч с семьями видно, что родители часто хотят слышать конкретные рецепты, которые, на их взгляд, “переделают” ребёнка, причём многие хотят, чтобы результат был мгновенным. Но мы знаем, что это невозможно. Порой необходимо сначала изменить взгляд самих родителей на своего ребёнка.

Первая встреча с семьей не всегда бывает последней. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встрече. Поэтому основная задача деятельности сотрудников консультационного пункта заключается не только и не столько в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребенком, в формировании практических навыков, в получении современной и достоверной педагогической информации.

Родители постепенно из зрителей и наблюдателей становятся активными участниками воспитательного процесса. Они начинают самостоятельно анализировать свои затруднения, реалистичнее видят собственное отражение в зеркале отношений с ребёнком и принимают ответственность за дальнейшее их построение, ощущая себя более компетентными в воспитании сына или дочери.

Консультативный пункт на базе нашего ДОУ только начал работать с мая 2008 года, но уже сейчас можно говорить о положительных результатах. Мы слышим слова благодарности от родителей и видим в их глазах интерес к своему ребёнку, к общению с педагогами, к детскому саду. Родители нуждаются и ждут нашей помощи.

Литература:

  1. Антонова Т. В., Волкова Е. М., Мишина Н. С. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание, 1998, № 6.
  2. Арнаутова Е. П. Диалогическая позиция педагога в сотрудничестве с семьей // Наука о дошкольном детстве — традиции и современность. — М., 2000.
  3. Арнаутова Е. П. Сотрудничество педагога с семьей // Программа “Истоки”: Базис развития ребенка-дошкольника / Научн. ред. Л. А. Парамонова и др. — М., 2003.
  4. Арнаутова Е. П. Шаги к диалогу // Педагог и семья. — М., 2002.
  5. Закон РФ “Об образовании” от 10.07. 1992 года N3266-1 с изменениями и дополнениями.
  6. Зверева О. Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы. — М., 2003.
  7. Зверева О. Л. Идеи гуманизации в работе воспитателя с родителями // Методист детского сада / Под ред. Р. С. Буре. — М., 1994.
  8. Зверева О. Л. Работа детского сада с молодой семьей. — М., 1990.
  9. Куликова Т. А. Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения // Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М., 2000.
  10. Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. — М.Воронеж, 1995.
  11. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга / Сост. Н. П. Митрошина, Т. А. Овечкина. — СПб., 2001.
  12. Петровская Л. А., Спиваковская А. С. Воспитание как общение — диалог// Вопросы психологии, 1983, № 2.