Анализ лирического произведения как средство формирования эмоционального, нравственного и эстетического отношения к окружающему миру. Стихотворение А.А. Фета "Учись у них – у дуба, у березы…"

Разделы: Начальная школа


Афанасий Афанасьевич Фет

* * *

Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слёзы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвёт последние листы.
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Её промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

3 декабря 1883 год

Тема урока.

Анализ лирического произведения как средство формирования эмоционального, нравственного и эстетического отношения к окружающему миру. А.А.Фет стихотворение “ Учись у них – у дуба, у берёзы ...”

Цели и задачи урока.

  1. Организовать эмоциональный фон восприятия текста, сопереживания и понимания стихотворения;
  2. Познакомить с содержанием стихотворения, которое образно описывает явления природы и предметы, а так же сравнивает и переносит состояние природы на человека;
  3. Развивать: умения и навыки анализа лирического произведения; внимание, мышление, воображение эмоциональной сферы, речь;
  4. Учить выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний;
  5. Формировать: представление о средствах художественной выразительности; умение находить их в тексте и воспроизводить в своей речи; умение воссоздавать картины, нарисованные автором; умение увидеть в тексте средства изображения, воссоздать по ним образ, создаваемый автором, почувствовать настроение, понять его мысль;
  6. Воспитывать: любовь и интерес к окружающему миру, через чтение лирики и знакомство с живописью; эстетическое отношение к действительности; способность эмоционально отзываться на чужое чувство, чужую мысль /автора/, оценивать себя и других, преобразовывать нравственный урок изучения лирического произведения в личный жизненный опыт.

Оборудование и материалы.

– Текст стихотворения А. А. Фета “Учись у них – у дуба, у берёзы…”

– Репродукции картин: И.Э.Грабарь “Февральская лазурь”, И.Э. Грабарь “Зимний пейзаж”, К.Ф. Юон “Волшебница зима”, К.Ф. Юон “Русская зима”, А.К. Саврасов “Грачи прилетели”;

– Копии фотографий с изображением деревьев (см. приложение №1);

– “Словарный листок”;

– “Картинный текст” стихотворения;

– “Страничка образов”.

Словарный листок.

Жестокая /пора/ – крайне суровая, безжалостная, беспощадная.

Напрасные /слёзы/ – бесполезные, безуспешные.

Треснула /кора/ – образовала трещины на своей поверхности, раскололась.

Сжимаяся – плотно сдвигаясь, уплотняясь.

Хватает – берёт резким поспешным движением руки или зубов.

Лютый /холод/ – злой, свирепый, беспощадный, очень сильный, невыносимо тяжкий, приносящий мучения.

Добрый гений” – тот, кто помогает кому-нибудь, оказывает на кого-нибудь благотворное влияние.

Ясных – ярких, сияющих.

Откровений (-е) – то, что неожиданно раскрывает истину, неожиданно делает совершенно ясным, понятным что-нибудь.

Переболит – перенесёт много болезней или перенесёт какую-нибудь болезнь.

Скорбящая – испытывающая крайнюю печаль, горесть, страдание.

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

На доске: репродукции уже знакомых картин: И.Э.Грабарь “Февральская лазурь”, И.Э. Грабарь “Зимний пейзаж”, К.Ф. Юон “Волшебница зима”, К.Ф. Юон “Русская зима”, А.К. Саврасов “Грачи прилетели”; копии фотографических иллюстраций с изображение деревьев (то же уже знакомы детям).

У детей: текст стихотворения А. А. Фета, “Словарный листок”.

“Страничка образов” и “Картинный текст” выдаются детям на определённых этапах урока.

ХОД УРОКА

УЧИТЕЛЬ/ вопросы, задания и т.д. /

ДЕТИ / ответы на вопросы, выполнение заданий и т.д. /

1. Организационные момент.

2. Постановка задачи.

УЧИТЕЛЬ. Сегодня мы знакомимся со стихотворением А.А. Фета. Мы долго и тщательно готовились к пониманию этого лирического произведения. И вот сегодня нам пригодятся наши знания “о деревьях”, которые мы получили во время экскурсии, и на уроке изобразительного искусства.

Итак, положите перед собой текст стихотворения.

3. Предварительная беседа /работа с названием/.

УЧИТЕЛЬ. Посмотрите внимательно на текст и прочтите название стихотворения.

ДЕТИ. Названия нет!

УЧИТЕЛЬ. Можем ли мы предположить, о чём это стихотворение, какие чувства и мысли нам хочет передать автор?

ДЕТИ. Не можем.

Предполагаем по названию, а названия нет!

УЧИТЕЛЬ. В таком случае, придётся сразу читать стихотворение и приступать к анализу текста. Сегодня автор нам не позволяет что-либо предполагать, не даёт такой возможности, он сразу хочет начать с нами разговор.

4. Первичное чтение учителя /без выражения и ярких акцентов/.

УЧИТЕЛЬ. Сейчас я буду читать стихотворение без особой выразительности, чтобы не навязывать вам свои чувства, каждый определит их сам. Ваша задача – увидеть как можно больше в стихотворении: особенности текста, знаки препинания, “особые” слова.

Дети следят по тексту.

5. Первичный анализ текста.

УЧИТЕЛЬ. Что в тексте особенно привлекло ваше внимание?

ДЕТИ. Обращение автора: “учись”, “молчи”, “верь”.

УЧИТЕЛЬ. Посмотрите внимательно. Автор указывает в “обращении” того, к кому обращается? Называет его?

ДЕТИ. Нет.

УЧИТЕЛЬ. Вы близки к истине, но должны знать – это не обращения, это глаголы, которые побуждают нас к действию: учиться, молчать, верить. Кого автор призывает к действию?

ДЕТИ. Наверное, нас. Ведь в тексте нет никого, к кому бы он обращался.

УЧИТЕЛЬ. Какие ещё особенности заметили?

ДЕТИ. Восклицания.

УЧИТЕЛЬ. Найдите в тексте строчки с восклицаниями.

ДЕТИ. “Жестокая пора!”, “...молчи и ты!”

УЧИТЕЛЬ. Это радостные восклицания?

ДЕТИ. Нет, это какие-то серьёзные и совсем не радостные восклицания.

УЧИТЕЛЬ. Смотрите, наше “обращение-побуждение” – восклицательное: “...молчи и ты!”. Мы ведь привыкли видеть восклицательный знак при выражении радости, а что происходит здесь? Почему мы не чувствуем радости? Думаю, пора приступить к построчному анализу текста и во всём разобраться. Готовы? Прочитайте стихотворение вполголоса и приступим к работе.

6. Повторное чтение текста детьми /в полголоса, “жужжащее” чтение.

7. Построчный анализ стихотворения.

УЧИТЕЛЬ. Удобно расположите текст стихотворения и “Словарный лист”. На “Словарном листе” просмотрите список слов и их смысл; это слова, которые встречаются в тексте. “Словарным листком” пользуемся по необходимости. Работаем с текстом стихотворения внимательно. Если кто-то пожелает указать на выразительные языковые средства /эпитеты, метафоры и др./ – только приветствуется такой порыв.

Учись у них -у дуба, у берёзы.

УЧИТЕЛЬ. У кого вы должны учиться, кто выполняет “работу” учителя в стихотворении?

ДЕТИ. Видим глагол, побуждающий к действию -“учись”.

Автор хочет нас чему-то научить.

УЧИТЕЛЬ.А почему автор выбирает именно дуб и берёзу?

ДЕТИ. Дуб старый, древний, мудрый; он много жил и много видел, может многому научить.

Берёза гибкая, нежная, ласковая и красивая. Даже плакучие берёзы очень красивы: плачут, а красивы всё равно.

УЧИТЕЛЬ. Как вы считаете, почему “дуб”, а не “дубок”, “берёза”, а не “берёзка”? Изменилось бы ваше представление о стойкости и выносливости “учителей”, если бы А.А.Фет употребил другие слова?

ДЕТИ. Да, “берёзка” и “дубок” – слишком маленькие и беззащитные, их оберегать надо, а не учиться у них.

Кругом зима. Жестокая пора!

УЧИТЕЛЬ. Обратите внимание на смысл слова “жестокая” в “Словарном листке”.

ДЕТИ. “Жестокая пора” – эпитет.

Автор дополнительно характеризует зиму.   Ведь зима может быть тёплой и очень мягкой, а так мы знаем – она “жестокая”. Очень холодная. Даже страшно холодная. А восклицательный знак делает её ещё злее и ужаснее.

Напрасные на них застыли слёзы,

УЧИТЕЛЬ. Посмотрите смысл слова “напрасные” в “Словарном листке” и расскажите, что вы поняли.

ДЕТИ. “Слёзы” – метафора, т.к. деревья не умеют плакать как мы.

Слёзы бывают у людей.

Это, наверное, для того, чтобы мы поняли, как мы похожи на деревья, а они – на нас.

“Напрасные” – значит плакать бесполезно.

Зима не сжалится и теплее не станет.

Мы плачем от горя и беды, деревья – от страшного холода, но ничего не изменим ни мы, ни они.

УЧИТЕЛЬ. Не лишним будет вспомнить народную мудрость: “Слезами горю не поможешь”. Согласны ли вы, что эта поговорка подходит по смыслу к данной строке?

И треснула, сжимаяся, кора.

УЧИТЕЛЬ. “Словарный листок”.Слова “трескаться” и “сжиматься” обозначают разные действия.

Попробуйте объяснить, что же происходит?

ДЕТИ. Кора – это одежда дерева.

Часть одежды, есть ещё листья.

Но зимой из “одежды” есть только кора, и она должна защищать, но ...

Дерево хочет “закутаться” и “спрятаться” под корой, но она только треснула от этого.

Как и со слезами. Ничего не помогает.

УЧИТЕЛЬ. Мы уже выяснили, что мы похожи на деревья, а деревья – на нас. Так где и в чём выражается наша “кора”?

ДЕТИ. Человек может прятаться от беды дома, одевать одежду. Притворятся, и хотя наша “кора” не “трескается”, от беды и горя не уйдёшь, это ведь внутри.

Всё злей метель и с каждою минутой

Сердито рвёт последние листы.

ДЕТИ. “Сердито рвёт” – метафора. Метель сердиться не может, это человеческое свойство.

А может, это человек злой “рвёт”?

Да, последнее хочет отнять.

Метель у дерева отнимает последние листы, а злой человек может отнять последнюю надежду или что-то очень дорогое для души или для памяти.

Ну, фотографию или письмо важное, или даже любимую с детства игрушку.

И за сердце хватает холод лютый;

УЧИТЕЛЬ. Прочтите смысл слова “хватает”. Что заметили?

ДЕТИ. “Сердце”, у дерева сердца настоящего нет, оно есть у людей.

Хватать может живое существо, а у холода даже лап нет для этого.

“Хватает холод лютый” – это метафора.

“Холод лютый” – даже страшно становится от холода.

УЧИТЕЛЬ. В “Словарном листке” написано: “хватать – брать резким движением руки  или зубов”. А вы холод представляете с руками или зубами?

ДЕТИ. Если “лютый”, то, наверное, с зубами.

Простой холод может хватать “рукой”, а “лютый” – только зубами или лапой с когтями.

Они стоят, молчат; молчи и ты!

ДЕТИ. “Молчи” – слово, которое нас заставляет молчать.

Автор хочет научить терпеть всё и молчать.

Не жаловаться и не плакать.

Ведь всё равно всё напрасно.

Да, деревьям плохо и холодно, но они терпят и молчат.

И мы должны, как деревья, молча пережить “холод лютый”, даже если он с “зубами” и “хватает”.

Но верь весне. Её промчится гений,

ДЕТИ. Опять глагол, но не такой строгий, как “учись” и “молчи”.

Автор учит верить. Ведь деревья верят в то, что весна будет. Она ведь всё равно будет.

Весна тёплая, красивая, добрая. И всё будет хорошо. И для деревьев, и для нас.

УЧИТЕЛЬ. Слово “гений” как определение очень умного человека, нам не совсем подходит. Так что в “Словарном листке” у вас есть более подходяще для нас понятие “добрый гений”. Что может быть для деревьев “добрым гением весны”? А для нас?

ДЕТИ. Для деревьев “добрый гений” – тепло, ведь им было холодно.

А для нас – какое-то хорошее событие или помощь друга.

УЧИТЕЛЬ. И на глагол “промчится” обратите внимание. Это что же “промчится” и всё?

ДЕТИ. Нет. “Промчится” – значит очень быстро и неожиданно появится, а хорошее останется.

Опять теплом и жизнию дыша.

ДЕТИ. “Опять” – значит, повторяется, уже когда-то было.

Всегда и “опять” после зимы и холода тепло, а после плохого – хорошее происходит.

“Дыша” – метафора. Ни весна, ни её “гений”! Не дышат в буквальном смысле.

Для ясных дней, для новых откровений

УЧИТЕЛЬ. Посмотрите в “Словарный листок”. Какой глубокий и серьёзный смысл у слова “откровение”. Попробуйте объяснить смысл этой строчки.

ДЕТИ. “Ясные” – значит, очень солнечные и светлые.

Все страдания были ради этих “ясных дней”.

Эта строчка для нас.

Деревьям нужны “ясные дни”, но “откровения” нужны только людям.

Переболит скорбящая душа.

УЧИТЕЛЬ. Обязательно смотрим в “Словарный листок” на слова “переболит” и “скорбящая”. Смысл этой строки?

ДЕТИ. Наша строчка. “Душа” – это наше, человеческое.

Значит, пережили все болезни и беды, но всё пройдёт, потому что “переболит”

8. Чтение текста детьми.

УЧИТЕЛЬ. Прочитайте стихотворение ещё раз. После анализа вы увидите и заметите многое, а мне подскажите – с каким выражением и чувством нужно читать это стихотворение.

Чтение детьми (вполголоса).

9. Определение интонации и выражения стихотворения.

УЧИТЕЛЬ. Подскажите, как нужно прочитать стихотворение? В какой строке и какие чувства я должна попытаться передать?

ДЕТИ. Первые два четверостишья нужно читать строго и сурово.

Нас надо заставить “учиться” и “молчать”.

Но немножко с грустью и печалью. Ведь жалко деревья, жалко нас; ведь зиму можем и не пережить.

А в третьем четверостишье нас надо успокоить и дать нам надежду.

Читать с радостью.

Но радость должна быть тихая и спокойная, уж слишком зима была тяжёлая.

10. Чтение учителем.

Медленное и выразительное, уточняющее первичное восприятие.

11. Анализ стихотворения по системе вопросов и заданий.

УЧИТЕЛЬ. Какую картину вы представили при чтении?

ДЕТИ. – Две картины. Одна – человек сильно переживающий, а вторая – деревья, сильно “страдающие” от мороза и холода.

УЧИТЕЛЬ. Найдите в тексте слова, которыми автор рисует картины природы.

ДЕТИ. “Дуб, берёза”, “кругом зима”, “треснула кора”, “метель”, “рвёт последние листы” и т.п.

УЧИТЕЛЬ. Найдите слова, которыми автор описывает переживания человека.

ДЕТИ. “Слёзы”, “и за сердце хватает”, “переболит скорбящая душа” и т.п.

УЧИТЕЛЬ. Какие слова имеют отношение только к природе?

ДЕТИ. “Дуб”, “берёза”, “метель”, “холод”, “зима” и т.п.

УЧИТЕЛЬ. Какие слова имеют отношение только к человеку?

ДЕТИ. “Слёзы”, “сердце”, “сердито рвёт” и т.п.

УЧИТЕЛЬ. Какая из картин /см. репродукции картин/ подходит для иллюстрации стихотворения?

ДЕТИ. Ничего не подходит.

Зима слишком красивая и “добрая” на картинах.

Художники слишком любили зиму.

Но на картине А.К. Саврасова “Грачи прилетели” видно наступающую весну и сильно скрюченные деревья – может, от холода.

УЧИТЕЛЬ. А какое дерево /см. фотографические иллюстрации/ может быть прообразом того несчастного человека, о котором говорит А.А. Фет? Обоснуйте выбор.

Каждый ребёнок определяет свой выбор и обосновывает его. В большинстве своём выбор пал на иллюстрации №2 и №5, т.к. №2 -явно сломлено невзгодами, а № 5 – дерево одинокое и “голое”, спастись нечем от непогоды.

УЧИТЕЛЬ. Какая ситуация может заставить человека так страдать? Приведите пример.

ДЕТИ. Если кто-то родной умер, очень трудно пережить.

Если кто-то сильно обидел или даже обозвал, ударил.

УЧИТЕЛЬ. Что вы чувствовали, читая и слушая стихотворение? Что можно сказать об отношении А.А. Фета к природе?

ДЕТИ. Когда читали – было тоскливо очень и страшно.

А.А. Фет любит природу.

Но природа очень похожа на человека в его стихах.

УЧИТЕЛЬ. А что можно сказать об отношении автора к жизненным невзгодам?

ДЕТИ. Невзгоды автор хочет пережить и дождаться лучших времён.

УЧИТЕЛЬ. Чему же нас хотел научить А.А. Фет? О чём предупредить? Что сказать?

ДЕТИ. Невзгоды автор хочет пережить и дождаться лучших времён.

Этому он и хочет нас научить.

Предупредить, чтобы мы не боялись “зимы”, т.е. чего-то плохого, ведь всё будет хорошо.

УЧИТЕЛЬ. Какому человеку и в какой ситуации может помочь это стихотворение?

ДЕТИ. Стихотворение поможет тому, кому сейчас очень плохо или случилась беда.

11. Составление системы образов.

УЧИТЕЛЬ. Мы поняли и почувствовали многое. Стихотворение очень серьёзное, глубокое и мудрое. Пейзаж соотносится с переживаниями А.А. Фета, а его переживания “превращаются” в пейзаж. Внешнее переходит во внутреннее и наоборот, и мы можем попытаться понять не только автора, но и самих себя.

Я выбрала образы. Ваша задача – установить связь между ними. Возьмите “Страничку образов” и приступайте к работе. Надеюсь, трудностей не возникнет.

На подготовленной “Страничке образов” дети устанавливают связь с помощью стрелочек (Стрелочки – пунктир(-----– ) смысл переносный, стрелочка(______ ) смысл буквальный. Попутно вспоминаем , что из описаний и чувств принадлежит нам, а что – природе. Устанавливаем иносказательность понятий “зима”, “метель”, “холод” для человека /пунктирная линия/.

12. Итог урока.

УЧИТЕЛЬ. Напомните, с каким произведением мы работали на уроке?

Попробуйте дать название стихотворению.

Что отражает ваше название – тему или главную мысль стихотворения?

ДЕТИ. А.А. Фет. Стихотворение без названия.

“Жестокая зима” – тема

“В ожидании весны” – тема.

“Учись!” – главная мысль.

“Всё будет хорошо” – главная мысль.

13. Домашнее задание.

УЧИТЕЛЬ. Появились ли желающие знать это стихотворение наизусть? Кто считает нужным, возьмите “Картинный текст” – заучивание будет лёгким.

Не забывайте об одноклассниках. Учите стихотворение и сразу готовьте “выступление-подсказку”. Ваша помощь нужна.

Примечание: прямо в классе, сразу после урока, мы попытались рассказать стихотворение наизусть глядя только на “Картинный текст”. Из 8 желающих легко и просто рассказали стихотворение – 8.

Рисунки