Урок: (окружающий мир) в 1-м классе. Тема: "Кто такие насекомые?"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Познакомить детей с насекомыми, показать их разнообразие и красоту;

  2. Совместно с детьми выявить важнейший признак насекомых;

  3. Развивать внимание, память, пространственную ориентацию, мышление, воображение, речь;

  4. Воспитывать любовь к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: Макет гусеницы (составляющие звенья); изображение бабочки, нарисованной по клеточкам; картинки с изображением насекомых; магнитофон, аудиокассета с записью инструментальной музыки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент
.

2. Постановка темы и целей.

Сегодня на уроке мы поговорим о насекомых. Вести урок нам поможет забавная гусеница, каждое ее звено представляет собой отдельное задание, которое нам предстоит выполнить.

3. Новый материал

Гусеница это личинка бабочки. Обладая хорошим аппетитом, личинка усиленно питается, растет и после нескольких линек превращается в куколку, из которой в свою очередь, появляется бабочка.

Вот такой замкнутый круг. Чтобы представить эти превращения более ярко, предлагаю вам послушать рассказ В. Берестова «Честное гусеничное». Будьте внимательны.

(Учитель читает текст)

Задание 1.

- А вот и первое задание. Вставить пропущенное слово из прочитанного текста.

«По лугу ходила девочка и собирала …»

«Какая гадость! Даже смотреть на тебя …»

«Вынула из брюшка шелковую … и стала обматываться»

«В коконе было темно и тепло, делать было больше нечего, и гусеница …»

«Перед ней – незнакомое лицо с длинными-предлинными …»

«Со мной произошло …»

- Знаете ли вы, чем насекомое отличается от других животных? У них шесть ног, поэтому их еще называют «шестиногими». Они также имеют голову, грудь, брюшко. Тело насекомых покрыто сетью полосок, как будто насечено. Отсюда и название – насекомые.

В мире огромное количество насекомых. Их места обитания находятся повсюду: на земле, под землей, на воде, под водой. Если попытаемся подсчитать, сколько насекомых живет в мире, число получится на столько большим, что человеческий разум просто не в состоянии представить его себе.

Задание 2.

Начертите бабочку по клеточкам.

  1. поставьте точку в уголке клетки, проведите линию.
  2. На одну клетку вниз наискосок справа налево;
  3. На одну клетку вверх наискосок справа налево:
  4. На одну клетку вверх наискосок слева направо;
  5. На одну клетку влево;
  6. На одну клетку вверх наискосок справа налево;
  7. На одну клетку вверх;
  8. На одну клетку вверх наискосок слева направо;
  9. На одну клетку вправо;
  10. На одну клетку вниз наискосок слева направо;
  11. На три клетки вниз.

Дорисуйте бабочку.

- Какие названия бабочек вы знаете? (капустница, крапивница, лимонница, королек, махаон, павлиний глаз, адмирал …) Кстати, моль – тоже бабочка.

Задание 3. Загадки.

Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь. (Жук)

Не зверь, не птица, нос – как спица.
Летит – кричит, сядет – молчит.
Кто его убьет – свою кровь прольет. (Комар)

Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком, он поделится медком. (Пчела)

Много-много мастеров дом срубили без углов. (Муравьи)

Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)

В зеленых мундирах в траве на лугах,
С травы на былинку, с ветки на тропинку. (Кузнечик)

Кто над нами ходит вверх ногами? (Муха)

Устанет день-деньской летая над водой,
И как на островке, сидит на поплавке. (Стрекоза)

Некоторые насекомые приносят пользу человеку, некоторые – вред.

4. Физминутка.

Делаем ритмические движения под запись первого куплета «В траве сидел кузнечик»

Задание 4. «Похлопаем – потопаем»

Я буду читать высказывания. Если насекомые приносят пользу человеку – хлопайте в ладоши. Если насекомые приносят вред – топайте ногами.

  • насекомые опыляют растения
  • насекомые повреждают растения
  • переносят возбудителей различных болезней
  • делают мед
  • истребляют насекомых-вредителей
  • доставляют эстетическое наслаждение
  • дают шелк
  • дают сырье для лекарств.

Задание № 5. «Исключите лишнее слово»

Оса, пчела, муравей, жук, паук.

Соловей, стрекоза, жаворонок, грач, сорока.

Белка, бабочка, кузнечик, сверчок, муха.

Задание № 6. «Перевоплощение»

Включите свое воображение и попробуйте стать каким-нибудь насекомым. Вам помогут это сделать картинки с изображением насекомых, помещенные на доске. Расскажите, где вы живете, чем питаетесь, как проводите зимы, как выглядите, чем любите заниматься.

(Дети на 1-2 минуты закрывают глаза, звучит легкая музыка. Рассказы детей.)

5. Итог урока.

Посмотрите какая забавная гусеница у нас получилась! А теперь продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал …»

Молодцы! Урок окончен.