ЦЕЛИ УРОКА:
-
Познакомить детей с насекомыми, показать их разнообразие и красоту;
-
Совместно с детьми выявить важнейший признак насекомых;
-
Развивать внимание, память, пространственную ориентацию, мышление, воображение, речь;
-
Воспитывать любовь к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: Макет гусеницы (составляющие звенья); изображение бабочки, нарисованной по клеточкам; картинки с изображением насекомых; магнитофон, аудиокассета с записью инструментальной музыки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.2. Постановка темы и целей.
Сегодня на уроке мы поговорим о насекомых. Вести урок нам поможет забавная гусеница, каждое ее звено представляет собой отдельное задание, которое нам предстоит выполнить.
3. Новый материалГусеница это личинка бабочки. Обладая хорошим аппетитом, личинка усиленно питается, растет и после нескольких линек превращается в куколку, из которой в свою очередь, появляется бабочка.
Вот такой замкнутый круг. Чтобы представить эти превращения более ярко, предлагаю вам послушать рассказ В. Берестова «Честное гусеничное». Будьте внимательны.
(Учитель читает текст)
Задание 1.
- А вот и первое задание. Вставить пропущенное слово из прочитанного текста.
«По лугу ходила девочка и собирала …»
«Какая гадость! Даже смотреть на тебя …»
«Вынула из брюшка шелковую … и стала обматываться»
«В коконе было темно и тепло, делать было больше нечего, и гусеница …»
«Перед ней – незнакомое лицо с длинными-предлинными …»
«Со мной произошло …»
- Знаете ли вы, чем насекомое отличается от других животных? У них шесть ног, поэтому их еще называют «шестиногими». Они также имеют голову, грудь, брюшко. Тело насекомых покрыто сетью полосок, как будто насечено. Отсюда и название – насекомые.
В мире огромное количество насекомых. Их места обитания находятся повсюду: на земле, под землей, на воде, под водой. Если попытаемся подсчитать, сколько насекомых живет в мире, число получится на столько большим, что человеческий разум просто не в состоянии представить его себе.
Задание 2.
Начертите бабочку по клеточкам.
- поставьте точку в уголке клетки, проведите линию.
- На одну клетку вниз наискосок справа налево;
- На одну клетку вверх наискосок справа налево:
- На одну клетку вверх наискосок слева направо;
- На одну клетку влево;
- На одну клетку вверх наискосок справа налево;
- На одну клетку вверх;
- На одну клетку вверх наискосок слева направо;
- На одну клетку вправо;
- На одну клетку вниз наискосок слева направо;
- На три клетки вниз.
Дорисуйте бабочку.
- Какие названия бабочек вы знаете? (капустница, крапивница, лимонница, королек, махаон, павлиний глаз, адмирал …) Кстати, моль – тоже бабочка.
Задание 3. Загадки.
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь. (Жук)Не зверь, не птица, нос – как спица.
Летит – кричит, сядет – молчит.
Кто его убьет – свою кровь прольет. (Комар)Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком, он поделится медком. (Пчела)Много-много мастеров дом срубили без углов. (Муравьи)
Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)
В зеленых мундирах в траве на лугах,
С травы на былинку, с ветки на тропинку. (Кузнечик)Кто над нами ходит вверх ногами? (Муха)
Устанет день-деньской летая над водой,
И как на островке, сидит на поплавке. (Стрекоза)
Некоторые насекомые приносят пользу человеку, некоторые – вред.
4. Физминутка.Делаем ритмические движения под запись первого куплета «В траве сидел кузнечик»
Задание 4. «Похлопаем – потопаем»
Я буду читать высказывания. Если насекомые приносят пользу человеку – хлопайте в ладоши. Если насекомые приносят вред – топайте ногами.
- насекомые опыляют растения
- насекомые повреждают растения
- переносят возбудителей различных болезней
- делают мед
- истребляют насекомых-вредителей
- доставляют эстетическое наслаждение
- дают шелк
- дают сырье для лекарств.
Задание № 5. «Исключите лишнее слово»
Оса, пчела, муравей, жук, паук.
Соловей, стрекоза, жаворонок, грач, сорока.
Белка, бабочка, кузнечик, сверчок, муха.
Задание № 6. «Перевоплощение»
Включите свое воображение и попробуйте стать каким-нибудь насекомым. Вам помогут это сделать картинки с изображением насекомых, помещенные на доске. Расскажите, где вы живете, чем питаетесь, как проводите зимы, как выглядите, чем любите заниматься.
(Дети на 1-2 минуты закрывают глаза, звучит легкая музыка. Рассказы детей.)
5. Итог урока.Посмотрите какая забавная гусеница у нас получилась! А теперь продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал …»
Молодцы! Урок окончен.