Использование ИКТ в процессе индивидуализации самостоятельной работы учащихся на уроках математики

Разделы: Математика


(Приложение 1).

Ускорение темпов развития, переход к гражданскому обществу с рыночной экономикой, развитие процессов информатизации накладывает свой отпечаток на требования к выпускнику школы. Задачей образования является развитие способности учащихся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовать себя в личной и семейной жизни, в будущей профессиональной деятельности, активно действовать в реальных жизненных обстоятельствах.

Одной из своих основных задач считаю создание на уроках математики условий, позволяющих развить самостоятельность, способность учащихся к самоорганизации, самообразованию, повышение мотивации к изучению математики. Основным механизмом решения данной задачи является индивидуализация самостоятельной работы учащихся. Использование приёмов индивидуализации и дифференциации позволяет адаптировать темп обучения к индивидуальным особенностям школьников, активизировать как “сильных” так и “слабых” учащихся. Использование ИКТ на уроках позволяет более эффективно организовать такую работу.

На этапе подготовки к восприятию нового материала необходимость индивидуализации обусловлена различиями в уровне предварительных знаний, умений и навыков. Формы работы зависят от уровня сформированности навыков самооценки: при невысоком уровне предлагается общее задание и дополнительное задание для учащихся, работающих в более быстром темпе; при достаточной степени сформированности самооценки учащимся предлагаются задания нескольких уровней сложности, выбор которых осуществляется ими самостоятельно. Желание учащихся оказаться в группе сильнейших, не отстать от товарищей, меняющийся критерий отметки приводят к возникновению заинтересованности в результатах своей работы. Применение метода демонстрации ответов с помощью электронной презентации (Приложение 2) позволяет значительно сократить время на организацию необходимой своевременной проверки.

На этапе изучения нового материала необходимость индивидуализации обусловлена различиями в учебных умениях и общих умственных способностях. Когда уровень развития навыков самостоятельной работы низкий объяснение нового материала ведётся учителем с применением самостоятельно разработанных мультимедийных презентаций (Приложение 3) (Приложение 4). В этом случае с целью формирования учебно-информационных ключевых компетенций учащихся необходимо предлагать задания для самостоятельной работы с текстом учебника, постепенно увеличивая их объём. Работу по изучению нового материала можно организовать как на уроке, так и дома, в том числе, по желанию учащихся - с опережением, что мотивирует учащихся на самостоятельную работу. После такой работы обязательно предлагаются задания, тесты (как в печатном, так и в электронном виде) (Приложение 6) на понимание изученного самостоятельно теоретического материала.

На этапе закрепления изученного материала необходимость индивидуализации обусловлена различиями в темпе и качестве усвоения материала учащимися. Условно учащиеся делятся на две группы: каждый ученик сам выбирает форму своей работы на уроке и содержание заданий из предложенных учителем. В группе “А” работают учащиеся с низким уровнем учебных умений и способностей, учащиеся, нуждающиеся на данном уроке или этапе урока в дополнительной помощи учителя, учащиеся, психологически готовые только к такой работе на данном уроке. В группе “В” работают учащиеся, навыки самооценки которых достаточно сформированы, имеющие достаточный уровень учебных умений, способностей, мотивированные на серьёзную работу на уроке. Можно предложить следующую схему работы: фронтальная работа с учителем; задания для проверки понимания закрепляемого материала; условное деление на группы: “А” - фронтальная работа с учителем с последующим переходом в группу “В” по мере готовности, “B” - самостоятельная работа с предоставлением возможности воспользоваться необходимой дозой помощи и самопроверки, последующим выполнением проверочной работы и переходом на выполнение заданий повышенного уровня сложности, заданий на применение знаний в нестандартных ситуациях, заданий олимпиадного характера.

Содержание работы, необходимая доза помощи, образцы оформления, материалы для самопроверки предлагаются таким учащимся в рабочих руководствах, самостоятельно разработанных как на печатной основе, так и в электронном виде. Выбор вида рабочего руководства на определённый урок зависит от технических возможностей. Рабочие руководства позволяют учащимся продвигаться по этапу закрепления материала по различным траекториям (индивидуальный темп, необходимое количество однотипных заданий для закрепления, необходимая доза помощи, необходимость консультации учителя, время текущей отчётности), определяемым самими учащимися.

Рабочее электронное руководство представляет собой документ Microsoft Word (Приложение 7), в котором представлены указания к работе учащихся на уроке. При необходимости учащиеся могут:

  1. Проверить правильность выполнения домашнего задания (Приложение 8)
  2. Познакомиться с новым материалом или повторить его с помощью электронной презентации (Приложение 9);
  3. Воспользоваться справочным материалом (Приложение 10), необходимым для наиболее качественного усвоения материала;
  4. Проверить качество усвоения нового теоретического материала с помощью выполнения электронного теста (Приложение 6);
  5. В ходе закрепления изученного теоретического материала посредством выполнения практических заданий:
    • использовать помощь в выполнении заданий (Приложение 11);
    • проверить ответы в выполненных заданиях (Приложение12);
    • в случае необходимости проверить всё решение предложенных заданий (Приложение 13)
  6. Выполнить и проверить правильность выполнения дополнительных заданий (например, задания ЕГЭ (Приложение 14) , задания олимпиадного характера (Приложение 15) после выполнения проверочной работы с целью контроля усвоения знаний, умений и навыков

Для выбора той или иной возможности учащимся достаточно нажать клавишу ctrl и щёлкнуть соответствующую ссылку в рабочем электронном руководстве.

При организации таких уроков важно проводить индивидуальную работу с отдельными учениками. Беседа с отдельным учеником позволяет определять степень понимания им материала, формировать навыки грамотной речи, вести работу по предупреждению ошибочности. Этому же способствует фронтальная беседа, которую необходимо проводить за самостоятельной работой с целью реализации функции обратной связи. Такая работа способствует и развитию умений анализировать, сравнивать.

Большие возможности для индивидуализации самостоятельной работы предоставляются в домашней работе учащихся. Для выполнения домашнего задания “слабым” учащимся можно предложить карточки с необходимой “дозой” помощи, а “сильным” учащимся – задания повышенного уровня сложности. Кроме того, заинтересованным ученикам предлагаются творческие домашние задания по поиску дополнительной информации исторического и занимательного характера. Особенно актуальна такая работа при организации проектной деятельности учащихся в процессе изучения тем курса.

Принцип открытости обучения позволяет проводить и контроль знаний, умений учащихся дифференцированно. С этой целью разработаны дифференцированные контрольные работы, позволяющие осуществлять объективную оценку, формировать у учащихся чувство ответственности за выполняемую на уроках работу.

Принцип добровольности в выборе уровня и содержания работы на каждом уроке способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке. На таких уроках появляется возможность индивидуальной работы с учащимися, появляется возможность развития как “слабых” учащихся, так и “сильных”.

Важным результатом такого обучения является повышение мотивации учащихся гуманитарных классов к изучению математических дисциплин, формирование ключевых компетенций. На уроках формируются навыки самооценки, способность выбора, навыки самостоятельной работы, навыки планирования своей деятельности, способность выбора в потоке информации, способность принимать решения и формируется ответственность. Ученики учатся самостоятельно работать с учебной литературой и другими источниками знаний, учатся ориентироваться в новом материале, выделять в нём существенное, приобретают навыки самоконтроля, коммуникативные навыки.

Приложения