Задачи урока:
Формирование знаний и представлений о существовании в культуре народов природоморфных (т.е. повторяющих природные формы) бытовых вещей; ознакомление с их мировоззренческим и декоративно-художественным смыслом.
Формирование представлений о приемах стилизации в бытовых вещах.
Совершенствование приемов лепки и кистевой росписи.
Развитие чувства формы; конструктивности, целесообразности, вариативности мышления.
Оборудование: презентация Microsoft Office Power Point (Приложение 1), слайды иллюстрирующие различные виды посуды из красной и белой глины, показывающие стили посуды, способы работы с глиной при лепке посуды; серая глина, клеёнки, подкладные доски, стеки, салфетки, чашки с водой, фартуки и нарукавники.
Ход урока
1. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.
У. Ребята, сегодняшний урок и последующий будут посвящены творчеству.
Перед вами иллюстрации с изображением старинной посуды. Слайд 2
Где ещё мы наблюдали примеры посуды?
Д. В музее.
У. Предлагаю послушать, что ребята узнали об обычаях приема пищи, об отношении к еде. После прослушивания рассказов, вам будут заданы вопросы.
2. Рассказывают ученики.
В крестьянском быту сложилось особое отношение к столу. По нему нельзя было стучать ни ложками, ни кулаком. Нельзя было класть на него посторонние предметы. Стол, по традиции, закреплён в красном углу. Красный угол – это угол, в котором размещали иконы. Его передвигали только в исключительных случаях. Даже если хозяева продавали дом и уезжали, стол должен был остаться в доме. Слайд 3
Место за столом в красном углу было наиболее почетным и предназначалось для хозяина, священника или других важных гостей, причем почетность места убывала по мере удаления от красного угла. У славян: русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, болгар на столе постоянно находился хлеб. Говорили: “Хлеб на стол – так и стол престол, хлеба ни куска – так и стол – доска”. Слайд 4
С чем же это связано? Привычный для нас высокий стол появился достаточно поздно. До этого было принято есть на полу. В Х веке стол обозначал лавку, на которой сидели или спали. Позднее стол стал таким, какой сейчас, и был подобен церковному престолу. В России до сих пор отдаётся дань уважения столу: у нас долго любят посидеть за трапезой. С давних пор сохраняется обычай провожать в дорогу и встречать человека застольем. Слайд 5
Русская трапеза
В старину простые русские люди употребляли в пищу практически одно и то же: хлеб, каши, кисель, овощи. Из напитков – квас, пиво, мёд. Во время праздников были блины и пироги. Чашки, ложки, кувшины были деревянные. Трапеза традиционно начиналась с хлеба и им же заканчивалась. Обязательной принадлежностью стола, начиная со средних веков, была солонка. Ведь хлеб-соль везде были символом благополучия и гостеприимства. Слайд 6
У. Существовало поверье, что хлеб-соль прогоняет вредное влияние злых духов. Есть вместе хлеб-соль, означало согласие, любовь. Почетные места за столом всегда размещались ближе к солонке.
Возможные вопросы по содержанию докладов: Слайд 7
- Какая была посуда на Руси?
- Из чего её делали?
- Что употребляли в пишу русские люди?
- С чего традиционно начиналась трапеза?
- Что было обязательной принадлежностью стола?
- Символом чего были хлеб-соль?
- Где размещались почетные места за столом?
У. Сам обряд принятия пищи считался весьма важным и священным, посуда на столе не могла быть любой. Прочитайте строки из поэмы А.С. Пушкина “Руслан и Людмила” – описание пира у киевского князя Владимира. Слайд 8
Д. Не скоро ели предки наши,
Не скоро двигались кругом
Ковши, серебряные чаши
С кипящим пивом и вином.
Они веселье в сердце лили,
Шипела пена по краям,
Их важно чашники носили
И низко кланялись гостям.
У. Чем различаются образцы более древней посуды от современной посуды? Слайд 9
Д. Более древняя посуда проще по форме и отделке. Она могла быть из золота и серебра, но без лишних деталей.
Учитель объявляет тему урока: “Стилевое единство”. Слайд 10
Мы сегодня прикоснемся к миру одного из самых древних искусств: скульптура, что в переводе с латинского означает “высекать”. Скульпторы работают с твердыми материалами (камень, металл, дерево) и с мягкими (пластилин и глина).
У. На этом уроке мы постараемся создать свою посуду. Что послужит материалом для работы?
Д. Глина.
У. Какая бывает глина?
Д. Серая и красная.
У. Где добывают глину?
Д. Под землёй, в карьерах.
У. Где используют этот материал?
Д. В строительстве, изготовлении кирпича, посуды.
У. Чтобы изделия из глины были прочными их подвергали воздействию высокой (400-450 градусов) температуры, т.е. обжигали, предварительно расписав красками и покрыв стекловидной массой – глазурью. Слайд 11
У. Рассмотрите кусочек красной глины. Что, по вашим ощущениям, вы можете сказать?
Д. Глина плотная, жесткая, в ней есть примеси.
У. Эта глина предназначена для изготовления красного кирпича, поэтому в неё добавлен песок, разрыхлители из гречишной шелухи. Это делается для того, чтобы при обжиге воздух выходил через мелкие отверстия, и изделие не разорвало на кусочки.
3. Постановка учебно-творческих задач перед учениками.
Наблюдение за единым стилем в выборе формы при создании сервизов.
У. Рассмотрите различные виды сервизов. Слайд 12
Для чего они предназначены?
Что обычно входит в чайный сервиз?
Что может входить в набор посуды для блинов? для сока? для молока?
Чем похожи предметы в сервизе?
Д. Единая форма, одинаковые детали: ручки, крышки, рисунок.
У. Набор посуды может иметь особое название “Золотая осень”, “Морозные узоры”.
Дети поделены на группы, которые создают проекты сервизов.
У. Попробуем придумать и слепить собственный набор посуды. Такой сервис может состоять из 2-3 предметов. Назовите, какие это могут быть предметы?
Д. Чайник, чашка, сахарница; молочник и кружка.
Дети в группах обсуждают эскизы проектов сервизов.
Варианты были различные: “Снежная королева”, “Мальвина”, “Ягодка”, “Ромашка”, “Колокольчик”, “Рыбка”, “Птичка”.
4. Практическая работа. Лепка сосуда.
Слайды демонстрируют последовательность лепки. Слайды 13-15
Дети работают в группах, создавая сервизы на основе созданных проектов, с опорой на готовую форму (банки из стекла, пластика) и создавая собственные изделия, нанося рельефный рисунок: бороздки, точки с помощью стек, колпачков, кончиков ручки, шляпок гвоздя, болтиков и т.д.
(Оформление (роспись) последует на другом уроке).
Учитель во время работы детей помогает, консультирует и ведет рассказ, сообщая интересные сведения о посуде.
История столовых приборов: ложки и вилки. Слайды 16-17
На Руси самой народной ложкой, конечно, была деревянная. Ею ели не только простые люди, но и купцы, бояре. Сначала деревянные ложки были грубоватыми, незатейливыми. Но позднее мастера научились им придавать форму, расписывать.
В старину люди носили ложку при себе в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Жидкое кушанье подавалось на два – три человека в одной миске, и все ели из неё своими ложками. Даже царь Пётр I, если случалось ему обедать в гостях, приказывал слуге брать с собой царскую ложку. Он ел деревянной ложкой, украшенной слоновой костью.
Позднее придумали вилки. Имя изобретателя никому неизвестно. Самую первую вилку для еды сделали для изнеженной византийской принцессы 900 лет назад.
Как и во всех странах, в России вилки были сначала лишь у царской семьи и у самых знатных придворных. Простой народ ещё долго считал вилку лишней роскошью и ел по-прежнему ложкой и руками.
Каких только вилок нет! Кухонные, столовые, десертные... Складные – для походов, салатные – для фруктов, есть вилки для устриц и даже есть такие, которыми едят мясо змеи.
У. Ребята, кто из вас знает пословицы, доказывающие, что ложка на Руси была основным столовым прибором и почему? Я начинаю пословицу, а вы закончите её.
Щи да каша -.......(пища наша)
Кашу маслом.......(не испортишь)
Дорога ложка .....(к обеду)
Столовая посуда для пищи и питья носила общее название судков. Простой люд довольствовался деревянными сосудами, которые имели такую же форму, как и у богатых. Как посуда для пищи – мисы, торели, солонцы, так и питейные сосуды – братины, ковши, порцы делались из дерева в разных местах по сёлам и продавались на рынках; но из них особенно славились по работе калужские, гороховецкие и карельские. Эти деревянные изделия украшались резьбою, которая издавна составляла любимое украшение вещей для небогатого крестьянина. Слайд 18
5. Обобщение. Подведение итогов.
У. Ребята! Трудно быть скульптором, гончаром? Почему?
Любой труд почетен, важен, нужен. Каждая профессия интересна и сложна. Мы ещё не раз будем лепить из пластилина и из глины. Возможно, кто-то из вас продолжит свое увлечение лепкой и оно превратиться в вашу профессию.
У. Только не хотелось, чтобы вы стали похожи на героиню этой сказки:
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
“Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!”
Но ответило корыто:
“На Федору я сердито!”
И сказала кочерга:
“Я Федоре не слуга!”
А фарфоровые блюдца:
Над Федорою смеются:
“Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!”
У. Что это за сказка и кто её автор?
Д. К.И. Чуковский, “Федорино горе”.
У. В чем причина беды Федоры?
Д. Она не мыла посуду и не ухаживала за домом.
У. Значит мало приобрести в дом красивую посуду?
Д. Нужно её мыть, беречь, ухаживать за ней.
6. Защита проектов творческими группами.
7. Домашнее задание.
Продумать роспись сервиза в соответствии с выбранной тематикой.
У. Ребята, сегодня вы постарались на славу! Спасибо за урок!