Цели:
Гипотеза: Ученики начальных классов школы могут оказывать ежедневную помощь по предотвращению глобальной экологической катастрофы и улучшению экологической ситуации в стране и мире.
Введение
В последние два десятилетия во всем мире обострились проблемы, связанные с состоянием окружающей среды.
Используя природные богатства, человечество возвращает природе огромное количество отходов. Около крупных городов и промышленных предприятий скапливаются горы мусора, превращая окрестности в пустыни и свалки. Человечество, получая необходимые продукты, товары, энергию, неизбежно производит сотни тысяч тонн вредных веществ и отходов, которые попадают в атмосферу, водоёмы, почву, в живые организмы, в том числе и в организм человека.
Экологическая проблема в России одна из важнейших проблем. Ситуация в некоторых районах очень острая. Загрязнение воды, почвы, воздуха стало причиной многих болезней людей.
Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования.
Сравнительно недавно как самостоятельный предмет в школе была введена экологическая дисциплина. Вместе с этим появилась еще одна возможность – научно-практическая деятельность, позволяющая выявить и поддержать одаренных учащихся, развивать их интеллектуальные, творческие способности, поддержать научно-исследовательские интересы учеников.
Исследовательская деятельность – это научная работа, результаты которой докладываются на конференции. Они были получены в процессе самой деятельности учащегося. Конечный творческий продукт обладает объективной новизной и общественно-значимой, практической ценностью.
В 2009 году учащиеся начальных классов нашей школы впервые принимали участие в городской научно-практической конференции. Работы, выполненные учащимися класса, не только ценны сами по себе, они воспитывают ответственность перед другими людьми и окружающей средой, прививают ответственное отношение к своему здоровью, образованию, учат работать с источниками информации, являются важным звеном в работе по формированию экологической культуры учащихся.
Содержание исследовательской работы
Глобальные экологические проблемы… Сейчас эти слова можно услышать очень часто. Что они означают? Когда возникли? В чём их причины? Какие меры необходимо предпринять для их решения? Называя эти проблемы глобальными, учёные стремятся показать их значение для всей планеты, для всего человечества. Экологические проблемы возникли не сразу. Они накапливались постепенно и во второй половине двадцатого века приобрели планетарные масштабы.
Причины их возникновения:
- рост численности населения Земли (продовольственная, энергетическая, сырьевая проблема и как следствие - экологическая);
- колоссальные масштабы человеческой деятельности;
- нерациональное использование природных ресурсов;
- идеология покорения природы, предельно высокая её эксплуатация.
Характер современных экологических проблем проявляется в воздействии на все оболочки Земли - твёрдую, газовую, водную.
Загрязнение – это возникновение в природе новых, обычно не характерных для неё веществ. Эти вещества после их использования не поступают в природный кругооборот, и естественные системы начинают разрушаться.
Почвенный покров Земли – важнейший компонент природных процессов. Огромный вред почвам наносит вырубка лесов, использование пастбищ, применение ядохимикатов.
Водная среда – это воды суши, Мировой океан, ледники, подземные воды.
За последние 40 лет водные системы многих стран оказались расстроенными. Бесконтрольное изъятие воды, осушение болот привело к гибели малых рек. Отмечается истощение источников пресной воды – подземных вод.
Дефицит пресной воды связан с загрязнением водоёмов сточными водами предприятий. К наиболее распространённым загрязнителям относятся нефть и нефтепродукты. Опасными загрязнителями водоёмов являются соли тяжёлых металлов – свинца, железа, меди, ртути. Восстановление чистоты вод произойдёт лишь через 300-400 лет.
Атмосферный воздух занимает особое положение среди других компонентов биосферы. Значение его для всего живого на Земле невозможно переоценить. Человек может находиться без пищи пять недель, без воды – пять дней, а без воздуха всего лишь пять минут. При этом воздух должен иметь определённую чистоту, и любое отклонение от нормы опасно для здоровья. Воздух – смесь газов. Основное назначение воздуха – это обеспечение дыхания живых организмов. Атмосферный воздух выполняет защитную функцию, предохраняя Землю от абсолютно холодного Космоса и потока солнечных излучений. В атмосфере формируются климат и погода, задерживается масса метеоритов. Атмосфера обладает способностью к самоочищению, но в современных условиях возможности природных систем самоочищения подорваны.
Деятельность человека по своим масштабам превосходит природное загрязнение атмосферного воздуха.
Выбросы вредных веществ в атмосферу делятся на:
- газообразные (оксиды азота, серы, углерода, сероводород и др.);
- жидкие (кислоты, щёлочи, растворы солей и др.);
- твёрдые (радиоактивные вещества, свинец и его соединения, органическая и неорганическая пыль, сажа, смолистые вещества).
Источники загрязнения:
- тепловые и атомные электростанции;
- продукты сжигания топлива;
- продукты сжигания бытовых отходов (мусор ,полиэтилен, пластик);
- выхлопные газы автомобилей.
Большая загазованность отрицательно сказывается на экологической обстановке и влияет на самочувствие людей, флору, фауну.
Основные экологические проблемы атмосферы:
- образование озоновых дыр;
- парниковый эффект;
- выпадение кислотных дождей;
- увеличение выбросов ионов тяжёлых металлов.
Изменяя свой мир, человек существенно вмешивается и в жизнь своих соседей по планете. За последние 300 лет человечество уничтожило 2/3 лесов, и с ними вместе исчезают многие виды животных и растений. На планете каждый день исчезает 70 видов. Мы тратим бесценные природные ресурсы и мало используем неистощимые источники энергии: ветер и солнце. Растут горы мусора. Мы всё больше используем пластмассу, а срок разложения пластиковой бутылки более 100 лет.
Возможно ли исправить ситуацию?
Да. Надо, чтобы всё, что мы делаем, не наносило непоправимый вред природе. Это наше природное наследие. Без природы не было бы нас и нашей культуры. Вот и наш президент Дмитрий Анатольевич Медведев говорит о важности заботы о природе: “Решение экологических проблем становиться одним из приоритетов развития России…”.
Что же надо делать, чтобы вести себя правильно? Правила просты:
- срубили лес, надо посадить новый;
- вредные сбросы надо очистить;
- использовать лучшие технологии и исправить то, что уже нарушено;
- разработать новые экологически чистые материалы.
Ребята нашего класса готовы уже сегодня сажать деревья и растения, очищающие воздух. Выключать воду и свет, когда они нам не нужны. Ведь через струйку толщиной в иголку вытекает 840 литров воды в день. Не выбрасывать мусор куда попало, готовы собирать его раздельно. Готовы сдавать для переработки бумагу, стекло, металл. Во второй четверти ученики нашей школы сдали более 400 кг макулатуры. Из них 70 кг сдал наш 4 “а” класс. Все учащиеся младших классов нашей школы - члены “Всероссийского общества охраны природы” и школьной детской экологической организации “Журавлики”. Мы помним, что от нас тоже многое зависит.
Данная работа заинтересовала моих одноклассников. Вместе мы составили план дальнейшей работы 4 “а” класса:
1. Организовать в апреле 2009 года еще один сбор макулатуры в нашей школе.
2. Вырастить рассаду однолетних цветочных растений и в мае высадить её на пришкольном участке.
3. После таяния снега принять участие в уборке мусора в парке поселка Солнечный.
4. Провести опрос (анкета) в семьях учащихся нашей школы на тему:
- Готовы ли вы сортировать бытовой мусор?
- Чем вы можете помочь природе поселка Солнечный?
Цель опроса - обращение к руководству ТСЖ “Солнечный” с просьбой оборудовать площадки с контейнерами для раздельного приема бытового мусора.
Вывод: Данное исследование установило, что учащиеся начальных классов школы могут оказывать ежедневную помощь по предотвращению глобальной экологической катастрофы и улучшению экологической ситуации в стране и мире. Каждый ребенок может уже сегодня сажать деревья и растения, очищающие воздух, выключать воду и свет, когда они не нужны, не выбрасывать мусор куда попало, а собирать его раздельно. Дети также могут и готовы сдавать для переработки бумагу, пластик, металл, участвовать в работах по озеленению города и очистке окружающей среды от мусора.
Литература
- Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. “Глобальная экология” - Просвещение, 2001.
- Вронский В.А. “Экология. Словарь-справочник”, Москва. Зевс, 1997.
- Крикунов Е. А., Пасечник В.В. “Экология” - Дрофа, 2001.
- Миркин Б.М., Наумова Л. Г. “Экология России” - Москва, Устойчивый мир, 2001.
- “Окружающая среда города Саратова в 2007 году”. Доклад Комитета по охране окружающей среды г. Саратова.
- Поглазова О.Т., Шилин В.Д. “Окружающий мир” - Смоленск, “Ассоциация XXI век”, 2008.
- http://www.researcher.ru - Интернет-портал исследовательской деятельности учащихся.
- http://www.sargreen.ru - Российская экологическая партия “Зеленые”.
- http://www.voop.su - Всероссийское общество охраны природы.
- http://www.odec-saratov.narod.ru - Областной детский экологический центр г. Саратова.