Цели урока: ознакомление с изменением имён прилагательных по родам; развитие умения определять род имён существительных.
Знать: как определить род имён прилагательных, вопросы и окончания имен прилагательных.
Уметь: определять род имён прилагательных по роду имён существительных, уметь изменять прилагательные по родам.
Попутное повторение: орфографии непроверяемых гласных (словарные слова).
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, карточки, иллюстрации, скатерти, салфетки, муляжи овощей и фруктов, ложки, форма официанта, мороженое.
Ход урока
Оформление класса: столики расставлены как в кафе, скатерти, салфетки, на тарелках муляжи овощей и фруктов, на дверях вывеска “Лингвистическое кафе”, звучит музыка.
1. Вступительное слово учителя.
Уважаемые гости, я рада приветствовать вас во вновь открывшемся “Лингвистическом кафе”. Что значит лингвистическое? Лингвистика – наука о языке. Сегодня в нашем кафе не обычные блюда, а какие? А какие вы узнаете позже.
ИАД Слайд № 1. Презентация (находится у автора)
Предлагаю вашему вниманию меню.
1. Холодные закуски.
- Винегрет. (Словарная работа. Игра “Абракадабра”)
- Бутерброды с сыром. (Игра “Что задумано?”)
2. Горячие закуски
- Курица, фаршированная овощами. (Игра “Найди словосочетание”)
3. Десерт.
- Клубника со сливками.
4. Сюрприз от хозяйки “Лингвистического кафе”.
Итак, предлагаю сделать первый заказ. Прошу официанта подать винегрет.
2. Словарная работа. Игра “Абракадабра”.
- Учащиеся берут по одному листочку с заданием и разгадывают зашифрованное слово. Записывают его в тетрадь.
- Проверка на ИАД. Слайд №2.
картофель горох
морковь свёкла
капуста помидор
- Какие овощи не используют для приготовления винегрета?
- Что необходимо добавить для вкуса?
3. Составьте и запишите словосочетание с данным словом (4 учащ. работают у доски, остальные самост. в тетрадях).
Слайд №3.
Выполни по образцу.
какой? Сладкий перец прилаг. + сущест. |
- Какие словосочетания вы записали?
- А теперь проверим ребят, которые работали у доски.
4. Устно. Составьте предложения, используя данные словосочетания.
Винегрет полностью съеден и можно подавать следующую закуску.
Слайд “Меню”.
- Прошу сделать заказ.
- “Бутерброды с сыром”. Дидактическая игра “Что задумано?”
- Водящий (его роль выполняет официант) выходит из класса.
Каждая команда выбирает, из предложенных вам, один овощ, подбираете к нему слова, обозначающие признак этого предмета. Когда войдёт официант и подойдёт к вашему столу, то вы по очереди будете называть признаки предмета не называя предмет, а официант должен будет отгадать название овоща.
- Слова какой части речи помогли официанту узнать задуманный предмет?
- Для чего мы используем в речи имена прилагательные? (Яркой выразительной, точной)
5. А сейчас настало время музыкальной паузы. Приглашаю всех посетителей кафе на танец.
Во время танца официант подаёт “горячее”.
6. Новый материал.
- Пока мы отдыхали официант подал “горячее”.
Слайд “Меню”.
- Что у нас сегодня на “горячее”?
- Курица фаршированная овощами.
ИАД Слайд №4.
- Установите соответствие между столбиками.
Впишите в пустые клеточки вопросы, выделите окончания вопросов и имён прилагательных.
- Какой частью речи являются слова первого столбика? Почему?
- Какой частью речи являются слова второго столбика? Почему?
- На что вы обратили внимание, когда устанавливали соответствие? (На вопрос, окончание вопроса и прилагательного)
- Нужно ли определять род существительного, чтобы определить прилагательное?
- Что мы получили, когда установили соответствие?
Вывод. Можете ли вы определить род имени прилагательного в данных словосочетаниях?
- Как определить род имени прилагательного?
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского, женского, среднего рода?
ИАД Слайд №5.
Правило
Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано.
7. Закрепление.
ИАД Слайд №6.
- Измените по родам прилагательное вкусная (устно).
Ж.р (какая?) вкусн..
М.р. (какой?) вкусн..
С.р. (какое?) вкусн..
- Самостоятельно измените по родам прилагательное весёлый.
8. Составление схемы по теме урока. ИАД Слайд №7.
- Какого рода могут быть имена прилагательные?
- На какие вопросы они отвечают?
- Какие окончания в каждом роде?
В ходе работы на доске появляется схема:
А теперь прошу заказать десерт.
Слайд “Меню”.
Клубника со сливками.
- Работа с сигнальными карточками.
Покажите окончание имени прилагательного. Работа в группах.
берёзо.. роща восточн.. ветер
однолетн.. растение весенн.. погода
Берёзов…роща. , одно летн… растение, в сточн.. в тер, в. . сенн. . п. . года, ов…щной м. . газин, ст…личн. . м. . тро, ф…вральск. . праз. . ник.
9. Итог урока.
Прошу заказать сюрприз от хозяйки “Лингвистического кафе”.
(Детям подаю мороженое)