Разработка урока русского языка в 3-м классе по теме "Изменение имен прилагательных по родам" (с использованием интерактивной доски)

Разделы: Начальная школа


Цели урока: ознакомление с изменением имён прилагательных по родам; развитие умения определять род имён существительных.

Знать: как определить род имён прилагательных, вопросы и окончания имен прилагательных.

Уметь: определять род имён прилагательных по роду имён существительных, уметь изменять прилагательные по родам.

Попутное повторение: орфографии непроверяемых гласных (словарные слова).

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, карточки, иллюстрации, скатерти, салфетки, муляжи овощей и фруктов, ложки, форма официанта, мороженое.

Ход урока

Оформление класса: столики расставлены как в кафе, скатерти, салфетки, на тарелках муляжи овощей и фруктов, на дверях вывеска “Лингвистическое кафе”, звучит музыка.

1. Вступительное слово учителя.

Уважаемые гости, я рада приветствовать вас во вновь открывшемся “Лингвистическом кафе”. Что значит лингвистическое? Лингвистика – наука о языке. Сегодня в нашем кафе не обычные блюда, а какие? А какие вы узнаете позже.

ИАД Слайд № 1. Презентация (находится у автора)

Предлагаю вашему вниманию меню.

1. Холодные закуски.

  • Винегрет. (Словарная работа. Игра “Абракадабра”)
  • Бутерброды с сыром. (Игра “Что задумано?”)

2. Горячие закуски

  • Курица, фаршированная овощами. (Игра “Найди словосочетание”)

3. Десерт.

  • Клубника со сливками.

4. Сюрприз от хозяйки “Лингвистического кафе”.

Итак, предлагаю сделать первый заказ. Прошу официанта подать винегрет.

2. Словарная работа. Игра “Абракадабра”.

- Учащиеся берут по одному листочку с заданием и разгадывают зашифрованное слово. Записывают его в тетрадь.

- Проверка на ИАД. Слайд №2.

картофель горох

морковь свёкла

капуста помидор

- Какие овощи не используют для приготовления винегрета?

- Что необходимо добавить для вкуса?

3. Составьте и запишите словосочетание с данным словом (4 учащ. работают у доски, остальные самост. в тетрадях).

Слайд №3.

Выполни по образцу.

какой?

Сладкий перец

прилаг. + сущест.

- Какие словосочетания вы записали?

- А теперь проверим ребят, которые работали у доски.

4. Устно. Составьте предложения, используя данные словосочетания.

Винегрет полностью съеден и можно подавать следующую закуску.

Слайд “Меню”.

- Прошу сделать заказ.

- “Бутерброды с сыром”. Дидактическая игра “Что задумано?”

- Водящий (его роль выполняет официант) выходит из класса.

Каждая команда выбирает, из предложенных вам, один овощ, подбираете к нему слова, обозначающие признак этого предмета. Когда войдёт официант и подойдёт к вашему столу, то вы по очереди будете называть признаки предмета не называя предмет, а официант должен будет отгадать название овоща.

- Слова какой части речи помогли официанту узнать задуманный предмет?

- Для чего мы используем в речи имена прилагательные? (Яркой выразительной, точной)

5. А сейчас настало время музыкальной паузы. Приглашаю всех посетителей кафе на танец.

Во время танца официант подаёт “горячее”.

6. Новый материал.

- Пока мы отдыхали официант подал “горячее”.

Слайд “Меню”.

- Что у нас сегодня на “горячее”?

- Курица фаршированная овощами.

ИАД Слайд №4.

- Установите соответствие между столбиками.

Впишите в пустые клеточки вопросы, выделите окончания вопросов и имён прилагательных.

- Какой частью речи являются слова первого столбика? Почему?

- Какой частью речи являются слова второго столбика? Почему?

- На что вы обратили внимание, когда устанавливали соответствие? (На вопрос, окончание вопроса и прилагательного)

- Нужно ли определять род существительного, чтобы определить прилагательное?

- Что мы получили, когда установили соответствие?

Вывод. Можете ли вы определить род имени прилагательного в данных словосочетаниях?

- Как определить род имени прилагательного?

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского, женского, среднего рода?

ИАД Слайд №5.

    Правило

Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано.

7. Закрепление.

ИАД Слайд №6.

- Измените по родам прилагательное вкусная (устно).

Ж.р (какая?) вкусн..

М.р. (какой?) вкусн..

С.р. (какое?) вкусн..

- Самостоятельно измените по родам прилагательное весёлый.

8. Составление схемы по теме урока. ИАД Слайд №7.

- Какого рода могут быть имена прилагательные?

- На какие вопросы они отвечают?

- Какие окончания в каждом роде?

В ходе работы на доске появляется схема:

А теперь прошу заказать десерт.

Слайд “Меню”.

Клубника со сливками.

- Работа с сигнальными карточками.

Покажите окончание имени прилагательного. Работа в группах.

берёзо.. роща восточн.. ветер

однолетн.. растение весенн.. погода

Берёзов…роща. , одно летн… растение, в сточн.. в тер, в. . сенн. . п. . года, ов…щной м. . газин, ст…личн. . м. . тро, ф…вральск. . праз. . ник.

9. Итог урока.

Прошу заказать сюрприз от хозяйки “Лингвистического кафе”.

(Детям подаю мороженое)