Конспект урока по русскому языку в 3-м классе по теме "Обобщение о глаголе как части речи"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Сформировать чёткое грамматическое понятие “глагол”.

2. Закрепить знания обучающихся о существенных признаках глагола (обозначает действие предмета, роль в нашей речи, изменение по числам, в прошедшем времени единственного числа по родам, каким членом предложения бывает).

3. Равивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщение.

4. Воспитывать любовь к родному языку с помощью музыки, поэзии; способствовать развитию речи детей.

Оборудование: учебник Т.Г.Рамзаевой “Русский язык” 3 класс, плакат с высказыванием Р.Декарта, рисунок с изображением глагола, картинки: берёз, елей и других деревьев, рисунки белки, филина, ежа, старичка – лесовичка, магнитофон с аудиозаписью П.Чайковского “Времена года”, мяч, 4 матрёшки с буквами (и, р, г, а), карточки со словами.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Начать наше путешествие мне хотелось бы с высказывания Р.Декарта

“Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять”.

- Как вы думаете. Какое отношение оно может иметь к нашему уроку?

- Правильно, полученные ранее знания, мы должны правильно применять.

- Наше путешествие будет проходить по необычной стране, какой вы узнаете сами, когда выполните задание, которое для вас принёс из леса филин.

II. Минута чистописания.

- На доске записаны слова. Прочитайте слова, спишите, вставляя нужную орфограмму.

• глуш… луч… арбуз… грач… овощ… лихач…

- Какое слово “лишнее” и почему?

- Из первых букв этих слов составьте слово.

- Что получилось?

- Сегодня мы совершим путешествие по необычной стране “Глагол”.

- Из слов расположенных на доске составьте загадку и отгадайте её.

• дремучий, и, загадочный, зовёт, нас, в, гости, он.

Дети составляют самостоятельно предложение.

•  Дремучий и загадочный зовёт он в гости нас.

- Что это?

- Выполните грамматический разбор предложения.

Мы в лес за наукой сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём,
Но чтобы нам лес скорее достичь,
Должны мы по тропке красиво пройтись!

- Какие глаголы услышали, какого времени?

- Прочитайте четверостишие. Спишите, подчеркните глаголы. Определите число, время, если можно спряжение.

Звучит музыка П. Чайковского “Времена года”. Дети работают самостоятельно.

- Какие глаголы встретились?

Вывод о глаголе.

III. Словарная работа.

- Наше путешествие продолжается по лесной тропинке. Смотрите, ребята, а кто это притаился за деревцем и наблюдает за нами?

- Конечно – это старичок – лесовичок, который приготовил для вас словарную работу.

- На доске записаны словарные слова:

- Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы.

..бед – обедать д…журный – дежурить

р..ссказ – рассказывать р…бота – работать

уж…н – ужинать праз…ник – праздновать

м…роз – морозить

IV. Физминутка.

- Шли мы, шли пора и отдохнуть.

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

- Какие глаголы услышали, когда выполняли физминутку? На какой вопрос они отвечают?

V. Работа с фразеологизмами.

- Пока мы отдыхали, лесная жительница приготовила следующее задание. А как зовут эту жительницу? Разгадайте ребус:

- На листочках, которые приготовила белочка, записаны слова – помощники, которые вы сможете вставить во фразеологические обороты.

Вертится на языке. Выносить сор из избы.

Душа в пятки ушла. Наломать дров.

Писать как курица лапой.

- Спишите фразеологические обороты, вставляя нужные слова.

- К какой части речи относятся пропущенные слова? Докажите. Подчеркните глаголы, определите время глаголов.

VI. Работа по учебнику.

- Путешествуя по лесным тропинкам, мы вышли на лесную полянку. Смотрите, кто это свернулся клубком и фыркает?

- А что вы знаете об этом животном?

- Давайте откроем учебники на странице 226 и выполним упражнение 602, может тогда ёжик подружится с нами.

Работа по вариантам:

1 – работают с первым предложением,

2 – работают с последним предложением.

Проверка.

VII. Физминутка.

- Поработали хорошо, а теперь отдохнём.

Перед вами 4 матрёшки, на них наклеены буквы. Расположите матрёшки в порядке увеличения роста, и вы получите слово.

- Какое слово получилось?

- Игра называется “Кто внимательнее?”

Учитель кидает мяч ученику и называет глагол, ученик называет противоположное данному и возвращает мяч.

• Бежать – стоять, въехать – уехать,

кричать – молчать, теряет – находит,

веселиться – грустить, нападает – защищает.

- Как называются слова противоположные по значению?

VIII. Рефлексия.

Наше путешествие заканчивается. Послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи идёт речь?

Что без меня предмет?
Лишь название.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.

- Что это за часть речи, которая всё приводит в действие?

- Что вы о ней знаете?

- Какие ещё части речи вы знаете?

- Что интересного запомнилось на уроке?