Урок-зачет по русскому языку в 7-м классе по теме "Причастие"

Разделы: Русский язык


Урок проводится после изучения темы “Причастие”.

Цель урока: активизация самостоятельной работы обучающихся, проверка усвоения основных орфографических, грамматических, синтаксических понятий, сформированных в процессе изучения темы “Причастие”.

Оборудование, оформление урока:

Таблички с названием станций “Разбери словечко”, “Расскажи правило”, “О причастном обороте…”, “Н или НН?”, “НЕ – приставка или частица?”; тест; карточки с заданиями; перфокарты; 2 варианта тестовых заданий; маршрутные листы на каждого ученика с указанием станции.

За неделю до зачета назначаются консультанты на каждую станцию из числа обучающихся, наиболее успешно усвоивших тему. В процессе подготовительной работы учитель консультирует их, помогает подбирать материал, составлять задания, выбирать форму карточек, формулировать вопросы и т.п. Предложения подбираются из прочитанных произведений (Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”), из упражнений учебника.

Обучающиеся очень ответственно относятся к данному этапу работы.

И вот, наконец, день зачета. Столы в классе расставляются нетрадиционно, по количеству станций. Выставляются таблички. Все готовы к работе.

В начале урока заранее подготовленный ученик проводит словарный диктант из слов, правописание которых изучалось в процессе изучения темы “Причастие”. Затем листочки с диктантами собираются, а обучающиеся класса рассредоточиваются по станциям, получают задания – карточки, отвечают, комментируют, выполняют задания. Консультанты настроены решительно, требуют четких формулировок, полных ответов. Абсолютно никто не ропщет. Незаметно летит время, заполняются маршрутные листы оценками, они всякие – есть и “5” и “2”, правда последних немного. Каждую оценку консультанты заверяют своей подписью, что придает им еще больший вес в глазах товарищей. Но в то же время они успевают побывать и в роли учеников, сдающих зачет: также проходят все станции.

Наконец, все задания выполнены, оценки поставлены, словарный диктант проверен. Следующий заключительный этап урока – выставление общей оценки, обсуждение. Каждый консультант подводит итог по своей станции, называет отличившихся и тех, кому необходимо поработать еще. Форма урока очень нравится учениками, и они с нетерпением ждут следующего зачета.

Материалы к уроку:

1. Словарный диктант.

Присутствовать, колонна, гирлянда, отразить, калитка, пакет, паром, силуэт, поразительный, движимый, приведенный, жеваный, кованый, неслыханный, медленный, невиданный, священный, аквариум, выровненный, прекратить, претендовать, претензия.

2. А. Расставить знаки препинания, объяснить постановку знаков препинания при причастном обороте.

Бедная старушка лишенная последней надежды уныло поплелась в хату. Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор наполненный спящими и частокол окружавший двор. При въезде их оглушили пятьдесят кузнецких молотов ударявших в 25 кузницах покрытых дерном и вырытых в земле. Небольшой вал и засека(не) хранимые решительно (ни) кем показывали страшную беспечность.

Б. подчеркнуть причастный оборот:

Длинные и черные неприбранные растрепанные волосы лезли из-под темного наброшенного на голову покрывала. Новые конные толпы показались из-за находившейся в полуверсте от крепости высоты. (По повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”)

В. Найдите в предложенном отрывке (описание степи) предложения с причастным оборотом.

3. Н и НН. Для зачета на этой станции было изготовлено 15 перфокарт такого вида. Каждая карточка на 24 слова. Вариант:

Застекле

Освеще

моще

сломле

отчая

румя

плете

связа

выраще

Ая

Ая

Ая

А

Ый

Ый

Ый

Ая

ы

4. НЕ с наречиями и другими частями речи. Заготовлено 8 карточек типа:

Сила, (не) знающая цели, мать лени. (Не) пойманная рыба всегда большой кажется.

(Не) вспаханная земля. (Не) придуманное, а взятое из книги предложение. Задача (не) решена.

5. Тест (взят из пособия Федоровой А.В. “Уроки русского языка в 7-м классе”. Книга для учителя. М, 2000, стр. 85).

6. Карточки для морфологического разбора причастия.

Найти причастие и произвести морфологический разбор:

В отстроенном доме открылся музей.

Все было чисто, вымазано цветной глиной.

Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам, печально глядела на своего мужа.

Он поднял глаза и увидал стоявшую у окна красавицу.

Ближние курени, разбуженные шумом, успели схватиться за оружие.

7. Маршрутный лист ученика.

Ф.И.О.
ученика
Словарный диктант Расскажи правило Разбери словечко О причастном обороте Н или НН? НЕ – приставка или частица? Тест Итоговая оценка
Копылов Ваня 4 5 5 4 3 4 4 4
                 

Использованная литература

  1. Учебник русского языка под редакцией М.Т. Баранова.
  2. Федорова А.В. “Уроки русского языка в 7 классе”. Книга для учителя. М, 2000.
  3. Уроки русского языка в 7 классе (поурочные планы по программе М.М. Разумовской). Автор-составитель Финтисова А.А.
  4. Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”.