Цели:
- учить детей вникать в суть слова, по-особому его слышать, чувствовать поэзию слова;
- формировать у учащихся умение высказывать свои суждения;
- воспитывать трепетное отношение к родному слову на произведениях П.И. Чайковского “Октябрь”, А.С. Пушкина “Уж небо осенью дышало...”, Е. Волкова “Октябрь”.
Задачи:
- формирование навыков выразительного чтения, умения передавать свои чувства;
- формирование русского национального самосознания и духовного здоровья учащихся;
- формирование художественного вкуса у детей, умение постигать смысл и художественное содержание поэтических, музыкальных и изобразительных произведений;
- воспитание культурного, образованного и высоконравственного русского человека.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, магнитофон, портрет А.С. Пушкина, репродукция картины Е. Волкова “Октябрь”, кассета с музыкой П.И. Чайковского “Октябрь”, иллюстрации по теме, калька для графической работы с текстом.
Ход урока
I. Оргмомент.
Учитель. Ребята, сегодня я особенно желаю вам хороших успехов на уроке, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов. Хорошо. Скажите мне, пожалуйста, что необходимо для того, чтобы добиться хороших успехов на уроке?
II. Проверка домашнего задания.
У. Дома вы читали выразительно отрывок из поэмы А. С. Пушкина “Евгений Онегин” “Унылая пора...”. Давайте послушаем некоторых учеников.
III. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
У. Ребята, мы продолжаем работу по теме “Осень в творчестве русских композиторов, художников, поэтов”, сегодня мы соприкоснёмся с музыкой П. И. Чайковсого, продолжим знакомство с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина, полюбуемся картиной русского художника Ефима Волкова.
А какую задачу мы поставим перед собой? Чему мы будем сегодня учиться? (Мы будем учиться чувствовать настроение авторов, как им удалось его передать слушателям, читателям, зрителям, сопоставлять чувства авторов с нашими)
IV. Слушание музыки.
1. Постановка учебной задачи.
У. А начать наш урок мне хочется с музыки П.И. Чайковского “Октябрь”. Внимательно послушайте это произведение и потом мне скажите какие чувства испытывал композитор, когда писал его, что он хотел передать своим слушателям? Какие картины вам удалось нарисовать во время прослушивания?
2. Слушание.
3. Беседа.
У. Какие чувства вы испытали?
У. Что хотел передать автор своим слушателям?
У. Какое настроение вызывает эта музыка? Почему?
У. Какую картину вы нарисовали?
VI. Работа с поэтическим произведением.
1. Первичное восприятие текста.
У. Прежде, чем я начну читать вам это стихотворение, я хочу также попросить вас очень внимательно меня слушать, мысленно рисовать картины природы, которые описывает автор и думать о том какие чувства переживает поэт?
2. Чтение стихотворения учителем.
3. Беседа по выявлению первичного восприятия текста.
У. Какие чувства переживает поэт и передаёт нам?
У. Что увидел автор, какую картину?
У. Как вы думаете можно музыку П. И. Чайковского иллюстрировать этим стихотворением?
4. Самостоятельное чтение стихотворения.
У. Откройте с. 99 в учебнике, прочитайте стихотворение.
5. Беседа после вторичного восприятия текста.
У. Какие слова в этом стихотворении самые важные, определяющие его настроение? Такие слова мы называем ключевыми.
Д. Скучная пора.
У. Почему ноябрь – пора скучная?
Д. Потому что “реже солнышко блистает”, “короче становится день”, улетают птицы. У. Согласна с вами октябрь подходит к концу, а в ноябре, если зима не начинается, то погода стоит холодная, ветреная и ничего интересного в этом нет.
V. Физкультминутка.
VII. Знакомство с картиной Е. Волкова “Октябрь”.
У. А сейчас мы познакомимся с репродукцией картины русского художника Ефима Волкова, посмотрите внимательно и озаглавьте её.
У. Какие строки из стихотворения вы подписали под этой картиной?
Д. Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась...
У. А какое настроение вызывает картина?
Д. Тишина, печаль, покой, грусть.
У. А какими приёмами передал художник это настроение?
Д. Оттенками красок.
У. Где же эта грусть?
Д. Краски поблёкшие.
VIII. Графическая работа.
У. У вас на столе лежат маленькие листочки кальки, наложите их на текст, возьмите простой карандаш.
Д. Далее идёт работа по расстановке пауз, ударений.
Уж небо осенью I дышало, I
Уж реже солнышко блистало, I
Короче становился день, I
Лесов таинственная сень +
С печальным шумом обнажалась. I
Ложился на поля туман, I
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: II приближалась I
Довольно скучная пора, II
Стоял I ноябрь уж у двора.
IX. Чтение стихотворения учащимися в соответствии с расставленными знаками.
X. Подведение итогов урока. Оценка.
У. Какую задачу ставили?
Д. Учиться чувствовать настроение авторов.
У. Удалось ли решить эту задачу?
Д. Нам удалось почувствовать.
У. Что общего видят композитор, поэт, художник в этом времени года?
Д. Печаль, грусть, тишину, покой.
У. Что на уроке получалось лучше? Что затруднялись выполнять?
XI Домашнее задание.
Читать выразительно стихотворение.