Урок русского языка в 11-м классе по теме "Лингвистический анализ текста художественного стиля речи"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • повторить и обобщить теоретические сведения о художественном стиле речи;
  • совершенствовать навык лингвистического анализа текста;
  • развивать навык аналитической работы с текстом;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • формировать эстетический вкус, прививать любовь к художественному слову;
  • воспитывать любовь к природе, Родине.

Ход урока

I. Организационный этап урока.

Вступительное слово учителя.

В этом году, ребята, вам предстоит нелёгкое испытание: итоговая аттестация по русскому языку. Из урока в урок ми с вами совместно прилагаем немалые усилия, чтобы на экзамене вы смогли в полной мере проявить свои знания, умения, навыки, свои творческие способности.

Итак, чему будет посвящён сегодняшний урок? Запишем тему урока и подумаем над её формулировкой.

- Чем мы сегодня будем заниматься? (Совершенствовать навык анализа текста)

-Что нам сегодня нужно повторить и узнать? (Повторить сведения о художественном стиле речи и узнать способ действий для анализа текста)

Это и будет целью нашего урока.

II. Основная часть урока.

1. Теоретический блок.

- Вспомним, что такое стиль речи. (Это разновидность языка, особенности которой связаны со сферой её применения)

- Какие стили речи вы знаете?

Мы предоставляем слово нашим консультантам-теоретикам, которые выполняли индивидуальное домашнее задание. Они изучили научную и справочную литературу о художественном стиле и готовы изложить их в обобщенном виде.

Сообщения теоретиков, которое сопровождается таблицей.

Художественный стиль речи
Приметы стиля 1. Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств речи.

2. Используется в художественных произведениях, чтобы

а) нарисовать живую картину, изобразить предмет или событие;

б) передать читателю эмоции автора, т.е. наглядность и эмоциональность.

3. Индивидуализированность (т.е. неповторимость слога, отличительные особенности языка того или иного автора)

Цель Создание художественных образов, эмоционально-эстетического воздействия на воображение и душу читателя.
Жанры Все жанры художественной литературы.
Характерные языковые особенности Использование эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений и т.д., всех пластов языка.

2. Словесное рисование.

Учащимся предлагается познакомиться с текстом художественного стиля и отразить свои впечатления в виде миниатюр.

Радость может ждать на каждом повороте.

Не грусти. Не надо. Посмотри в окно.
Осень, в желтых листьях, в нежной позолоте,
Медленно колдует. Что нам суждено?

К.Бальмонт. Осенняя радость

Ребята защищают работы.

Итог этапа урока:

Мы с вами не раз обращались к такому виду работы, как словесное рисование, и всегда убеждались в том, что художественный (а особенно поэтический текст) обладает особой силой воздействия на читателя. Художественные образы, которыми наполнен такой текст, вызывают в нашем воображении яркие, выразительные картины, интересные мысли и чувства. Сегодня мы убедились в этом вновь.

3. Практический блок.

В чем же загадка художественного стиля? Давайте перейдем к следующей части нашего урока и реализации нашей второй цели – проанализируем художественный текст, то есть разберемся в его идейном замысле, построении, художественных особенностях, чтобы понять, каким образом выполняется основная задача стиля - эстетическое воздействие на читателя. Для этого разобьемся на группы.

Знакомство с текстом В.Юровских “По листопаду”.

По листопаду

Отцветающим подсолнухом свесилось над лесами солнце… И не стерпел, вздохнул шумно ветер возле березы. Всплеснула она руками, и полетели-посыпались оттуда не то листья, не то желтогрудые птахи. Березки-подростки к матери своей обернулись и тоже пустили пташек. А осень прислушивается за бугорком, приглядывается красноглазой калиной. А может, она же уставила немигающие черные глазенки с крушины?

Слушаю перешепот лесной и спускаюсь в низину. Из отавы приподнялась тоненькой девочкой поздняя купавка. Золотеет ее головка, и сама она, холодная, вздрагивает от утренней сырости. И совсем по-летнему раскрылся жарко-желтый козлобородник, и рядом в болотине взяла да и расцвела скромная калужница.

Не опустела округа, не замолчала. Вон парочка вяхирей сбила листья с берез, а там поднялась над колками стая горлиц. “Квох-ох, квох-ох…” - шумят дрозды-рябинники на безъягодной черемухе.

В лесной остудине все еще тоненько вытенькивают пеночки. Тут как бы лето с осенью на меже остановилось. Большие синицы со всех сторон попискивают и звоночками перекликаются. И полевые воробьи, как на базаре, о чем-то спорят. “Фи-фи-фи!” - насмешливо кричит один. “Чо-че, чо-чи-че?” - спрашивает другой. В охотничьем азарте на них внезапно налетает ястребенок, и воробьишки падают-забиваются в кусты.

А леса всё волнуются, перешёптываются, и с шорохом летят, летят листья… В колодчике сверху листья, и на дне медные полоски с краснотала, кругляши с берёз и осин. И всё метёт, заметает его листопад.

День засерел и сгас. И глухо стало, и вечер сиротливо мигнул огоньками звёздочек. Только шорох и шушуканье в темноте, только листья за воротником моим, под ногами, на плечах. Дышу яблочным запахом и чем-то ещё непонятно грустным и близким.

Учитель: Понравился ли вам текст? Опишите свои впечатления.

Спасибо! А теперь начинайте работать.

Работа в группах (до 10 минут).

Послушаем, что у вас получилось. Дадим слово представителям групп.

Ребята читают вопрос, отвечают на него. Где это необходимо, приводят примеры из текста. В то время, как одна группа отвечает, остальные внимательно слушают и делают краткие записи в тетрадях.

Музыкальная минутка. Слушаем отрывок из “Времён года” А.Вивальди или П.И. Чайковского.

Задания группам

1-я группа.

1) Прочитайте текст и установите, о чём он. Насколько важно то, о чём в нём говориться? Что важнее - информация или впечатление от текста?

2) Изменилось ли ваше настроение после прочтения текста?

3) Почему к таким произведениям можно возвращаться снова и снова, несмотря на то, что их содержание давно известно?

4) Найдите приметы художественного стиля в данном тексте, прокомментируйте их.

2-я группа.

1) Озаглавьте текст. Определите тему, идею. Как автор подводит читателя к её пониманию?

2) К какому типу речи можно отнести текст?

3) Определите тип авторской эмоциональности (пафос). Как раскрывается образ повествователя? Каким он предстаёт перед вами?

4) Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, определите их роль в тексте.

3- группа.

1) В каком времени употреблены глаголы в тексте? Чем это обусловлено?

2) Каково стилистическое использование в тексте возможностей словообразования? Приведите примеры. Прокомментируйте их.

4-я группа.

1) Найдите звуки, раздающиеся в тексте. Какова роль аллитерации в тексте

2) Какова цветовая гамма?

3) Отметьте синтаксические особенности текса (длинные - короткие предложения, простые - сложные, предложения с однородными членами предложения и т.д., их роль в тексте).

5-я группа.

Отметьте средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, анафора и другие. Какова их роль?

Учитель. Впечатления от художественного текса могут быть не только описаны словами, но и представлены в художественных образах-картинах. Познакомившись с текстом В. Юровских заранее, наши художники отразили свои впечатления в замечательных рисунках (выставка на доске). Отразить слово в красках, конечно, может не каждый. Очень приятно, среди вас есть не только юные “художники слова”, но и талантливые художники в области изобразительного искусства.

III. Заключительный этап урока. Подведение итогов.

Учитель. Наш урок подходит к концу. Прошу вас ответить на несколько вопросов.

Раздаются листочки для рефлексии (вопросы выводятся на экран).

Вопросы для рефлексии:

  1. Сегодня мне на уроке было интересно (неинтересно), потому что…
  2. Мне было легко (трудно), так как…
  3. Я люблю (не люблю) уроки развития речи, потому что…
  4. Работа в группах помогает…
  5. Сегодняшний урок помог мне…

Учитель. Подведём итоги.

Обратимся к цели нашего урока. Достигнута ли она? Чем мы сегодня занимались, чему научились?

Ответы учащихся.

Домашнее задание.

Написать сочинение, взяв за основу главную мысль текста В.Юровских