Цели:
- повторить и обобщить теоретические сведения о художественном стиле речи;
- совершенствовать навык лингвистического анализа текста;
- развивать навык аналитической работы с текстом;
- развивать творческие способности учащихся;
- формировать эстетический вкус, прививать любовь к художественному слову;
- воспитывать любовь к природе, Родине.
Ход урока
I. Организационный этап урока.
Вступительное слово учителя.
В этом году, ребята, вам предстоит нелёгкое испытание: итоговая аттестация по русскому языку. Из урока в урок ми с вами совместно прилагаем немалые усилия, чтобы на экзамене вы смогли в полной мере проявить свои знания, умения, навыки, свои творческие способности.
Итак, чему будет посвящён сегодняшний урок? Запишем тему урока и подумаем над её формулировкой.
- Чем мы сегодня будем заниматься? (Совершенствовать навык анализа текста)
-Что нам сегодня нужно повторить и узнать? (Повторить сведения о художественном стиле речи и узнать способ действий для анализа текста)
Это и будет целью нашего урока.
II. Основная часть урока.
1. Теоретический блок.
- Вспомним, что такое стиль речи. (Это разновидность языка, особенности которой связаны со сферой её применения)
- Какие стили речи вы знаете?
Мы предоставляем слово нашим консультантам-теоретикам, которые выполняли индивидуальное домашнее задание. Они изучили научную и справочную литературу о художественном стиле и готовы изложить их в обобщенном виде.
Сообщения теоретиков, которое сопровождается таблицей.
Художественный стиль речи | |
Приметы стиля | 1. Образность, широкое
использование изобразительно-выразительных
средств речи. 2. Используется в художественных произведениях, чтобы а) нарисовать живую картину, изобразить предмет или событие; б) передать читателю эмоции автора, т.е. наглядность и эмоциональность. 3. Индивидуализированность (т.е. неповторимость слога, отличительные особенности языка того или иного автора) |
Цель | Создание художественных образов, эмоционально-эстетического воздействия на воображение и душу читателя. |
Жанры | Все жанры художественной литературы. |
Характерные языковые особенности | Использование эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений и т.д., всех пластов языка. |
2. Словесное рисование.
Учащимся предлагается познакомиться с текстом художественного стиля и отразить свои впечатления в виде миниатюр.
Радость может ждать на каждом повороте.
Не грусти. Не надо. Посмотри в окно.
Осень, в желтых листьях, в нежной позолоте,
Медленно колдует. Что нам суждено?
К.Бальмонт. Осенняя радость
Ребята защищают работы.
Итог этапа урока:
Мы с вами не раз обращались к такому виду работы, как словесное рисование, и всегда убеждались в том, что художественный (а особенно поэтический текст) обладает особой силой воздействия на читателя. Художественные образы, которыми наполнен такой текст, вызывают в нашем воображении яркие, выразительные картины, интересные мысли и чувства. Сегодня мы убедились в этом вновь.
3. Практический блок.
В чем же загадка художественного стиля? Давайте перейдем к следующей части нашего урока и реализации нашей второй цели – проанализируем художественный текст, то есть разберемся в его идейном замысле, построении, художественных особенностях, чтобы понять, каким образом выполняется основная задача стиля - эстетическое воздействие на читателя. Для этого разобьемся на группы.
Знакомство с текстом В.Юровских “По листопаду”.
По листопаду
Отцветающим подсолнухом свесилось над лесами солнце… И не стерпел, вздохнул шумно ветер возле березы. Всплеснула она руками, и полетели-посыпались оттуда не то листья, не то желтогрудые птахи. Березки-подростки к матери своей обернулись и тоже пустили пташек. А осень прислушивается за бугорком, приглядывается красноглазой калиной. А может, она же уставила немигающие черные глазенки с крушины?
Слушаю перешепот лесной и спускаюсь в низину. Из отавы приподнялась тоненькой девочкой поздняя купавка. Золотеет ее головка, и сама она, холодная, вздрагивает от утренней сырости. И совсем по-летнему раскрылся жарко-желтый козлобородник, и рядом в болотине взяла да и расцвела скромная калужница.
Не опустела округа, не замолчала. Вон парочка вяхирей сбила листья с берез, а там поднялась над колками стая горлиц. “Квох-ох, квох-ох…” - шумят дрозды-рябинники на безъягодной черемухе.
В лесной остудине все еще тоненько вытенькивают пеночки. Тут как бы лето с осенью на меже остановилось. Большие синицы со всех сторон попискивают и звоночками перекликаются. И полевые воробьи, как на базаре, о чем-то спорят. “Фи-фи-фи!” - насмешливо кричит один. “Чо-че, чо-чи-че?” - спрашивает другой. В охотничьем азарте на них внезапно налетает ястребенок, и воробьишки падают-забиваются в кусты.
А леса всё волнуются, перешёптываются, и с шорохом летят, летят листья… В колодчике сверху листья, и на дне медные полоски с краснотала, кругляши с берёз и осин. И всё метёт, заметает его листопад.
День засерел и сгас. И глухо стало, и вечер сиротливо мигнул огоньками звёздочек. Только шорох и шушуканье в темноте, только листья за воротником моим, под ногами, на плечах. Дышу яблочным запахом и чем-то ещё непонятно грустным и близким.
Учитель: Понравился ли вам текст? Опишите свои впечатления.
Спасибо! А теперь начинайте работать.
Работа в группах (до 10 минут).
Послушаем, что у вас получилось. Дадим слово представителям групп.
Ребята читают вопрос, отвечают на него. Где это необходимо, приводят примеры из текста. В то время, как одна группа отвечает, остальные внимательно слушают и делают краткие записи в тетрадях.
Музыкальная минутка. Слушаем отрывок из “Времён года” А.Вивальди или П.И. Чайковского.
Задания группам
1-я группа.
1) Прочитайте текст и установите, о чём он. Насколько важно то, о чём в нём говориться? Что важнее - информация или впечатление от текста?
2) Изменилось ли ваше настроение после прочтения текста?
3) Почему к таким произведениям можно возвращаться снова и снова, несмотря на то, что их содержание давно известно?
4) Найдите приметы художественного стиля в данном тексте, прокомментируйте их.
2-я группа.
1) Озаглавьте текст. Определите тему, идею. Как автор подводит читателя к её пониманию?
2) К какому типу речи можно отнести текст?
3) Определите тип авторской эмоциональности (пафос). Как раскрывается образ повествователя? Каким он предстаёт перед вами?
4) Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, определите их роль в тексте.
3- группа.
1) В каком времени употреблены глаголы в тексте? Чем это обусловлено?
2) Каково стилистическое использование в тексте возможностей словообразования? Приведите примеры. Прокомментируйте их.
4-я группа.
1) Найдите звуки, раздающиеся в тексте. Какова роль аллитерации в тексте
2) Какова цветовая гамма?
3) Отметьте синтаксические особенности текса (длинные - короткие предложения, простые - сложные, предложения с однородными членами предложения и т.д., их роль в тексте).
5-я группа.
Отметьте средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, анафора и другие. Какова их роль?
Учитель. Впечатления от художественного текса могут быть не только описаны словами, но и представлены в художественных образах-картинах. Познакомившись с текстом В. Юровских заранее, наши художники отразили свои впечатления в замечательных рисунках (выставка на доске). Отразить слово в красках, конечно, может не каждый. Очень приятно, среди вас есть не только юные “художники слова”, но и талантливые художники в области изобразительного искусства.
III. Заключительный этап урока. Подведение итогов.
Учитель. Наш урок подходит к концу. Прошу вас ответить на несколько вопросов.
Раздаются листочки для рефлексии (вопросы выводятся на экран).
Вопросы для рефлексии:
- Сегодня мне на уроке было интересно (неинтересно), потому что…
- Мне было легко (трудно), так как…
- Я люблю (не люблю) уроки развития речи, потому что…
- Работа в группах помогает…
- Сегодняшний урок помог мне…
Учитель. Подведём итоги.
Обратимся к цели нашего урока. Достигнута ли она? Чем мы сегодня занимались, чему научились?
Ответы учащихся.
Домашнее задание.
Написать сочинение, взяв за основу главную мысль текста В.Юровских