Цели:
создать на уроке ситуацию, помогающую открыть причины написания о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц;
развивать орфографическую зоркость, умение строить предложения, высказывания;
учить замечать непонятные слова;
выявить степень первичного усвоения написания предложенных орфограмм.
Оборудование:
Листы с текстом стихотворения С. Островского “Сказки”, текст “В цирке”, рисунки и карточки; разрезанные полоски с пословицей; рисунки с текстом фразеологических оборотов.
Оформление доски: Все картинки крепятся на магниты обратной стороной; текст к упражнению “требуется наблюдательность!” написан без выделения орфограмм.
Ход урока
I
. Организационный момент.II
. Сообщение темы урока.Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в страну Имени существительного и узнаем о том, когда в окончании существительных после шипящих и ц пишется гласная о, а когда – гласная е.
III
. Речевые упражнения.Учитель:
Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на многих языках, но у всех языков главная задача – помогать людям понимать друг друга, выражать мысли при общении. Не всегда легко выразить свою мысль ясно и точно. Этому надо учиться. Поэтому не ленитесь думать, отвечать, рассуждать, доказывать.У вас на столе лежит стихотворение Сергея Островского “сказки”. Прочитайте его про себя и подготовьтесь к чтению вслух.
Дети читают стихотворение.
Учитель: Как вы думаете, почему “сказки надо рассказывать ярко”?
Дети: – Чтобы тебя внимательно слушали.
– Чтобы слушателям было интересно.
Учитель: Что для этого нужно?
Дети: – Нужно говорить ясно, понятно.
– Использовать логические ударения.
– Играть голосом.
– Перед вами террариум. Кто обитает в террариуме?
-Давайте посмотрим по каким, законам “живут” шипящие и ц в имени существительном.
Плакат “Требуется наблюдательность!”
– Чистописание.
Жшщ, жшщ
Чщ,чщ
На доске:
Чудак, молчание, щурёнок.
Ошибка, пассажир, дюжина.
Мышь, вещь, дрожь, речь.
Много задач, крыш, луж.
– По цепочке читаем слово и называем орфограмму.
Учитель: Как вы понимаете выражение “сказки надо рассказывать с толком”?
Дети: – Сначала нужно подумать о том, сто сказать.
– Надо точно передавать содержание и основную мысль.
Учитель: Что для этого нужно?
Дети: – Точно употреблять слова, знать их значение.
– Иметь богатый словарный запас.
– Надо, чтобы в речи было мало повторов.
Учитель: Что значит “околдовывать речью цветной”?
Дети: – Речь должна быть богатой и разнообразной.
– Нужно уметь употреблять синонимы, антонимы, прилагательные.
IV
. Повторение правил грамматики.Учитель:
Прочитайте стихотворение ещё раз. Понаблюдайте за изменением слова сказка.Дети склоняют слово сказка в тетради и на доске.
(После проверки повесить плакат).
И.п. сказывалась что?
Р.п. герои чего?
Д.п. добывали к чему?
В.п. слушали что?
Т.п. интересовались чем?
П.п. размышляли о чём?
– Почему изменяется окончание в слове сказка?
Дети: – Слова изменяются по вопросам падежей.
– Всего в русском языке 6 падежей. Каждый падеж имеет своё название и вопрос.
V
. Работа с деформированным текстом.Учитель:
Нас сегодня интересует правописание падежных окончаний только одного падежа. Его форма в предложении встречается несколько раз. Возьмите в руки полоски со словами, составьте из них предложение.Дети составляют.
Не спеши языком, торопись делом.
Дети: Существительное языком, делом стоят в форме творительного падежа.
Учитель: Да, в сказках всегда что-то твориться, происходит невероятное. Давайте узнаем, какие проблемы встретятся на уроке и попытаемся их решить.
VI
. Повторение.Учитель:
Для этого мы сейчас отправляемся в страну Воспоминаний.(Картинка террариум).
VII
. Тема урока.Учитель:
Страна Воспоминаний не вызвала у вас трудностей. Но их в русском языке много. Мы прекрасно знаем, что ударение командует безударными гласными. Это самое ошибкоопасное место в корне слова. Как поступаем в этом случае?Дети: Если в слове гласная вызывает сомнение,
Ты ее немедленно ставь под ударение.
Учитель: Под ударение мало кто допускает ошибки. Наши трудности начинаются тогда, когда гласная в корне или в окончании существительного оказывается в слабой позиции – без ударения. Вот появились герои нашей сказки – король Ударение и его две дочки – принцесса О и принцесса Е.
КАРТИНКА.
– Назовите других его дочек.
Учитель: Король Ударение старается держать своих дочерей в строгости, но они иногда выходят из –под контроля. Могут быть ударными, а могут быть безударными. Сегодня две его дочки с вами отправились в террариум имен существительных.
НАЗОВИТЕ ОБИТАТЕЛЕЙ. (ежи, ужи)
Дети: – Твердые шипящие – ж, ш.
– Мягкие шипящие – ч, щ.
– Твердый, глухой согласные, ц.
Учитель: Многие обитатели террариума свернувшись колечком дремали. На какую букву они похожи?
Дети: На букву О
Учитель: Радостная принцесса протянула ручку в терроризм и погладила ужа. Хорошо, что ты встретилась с ужом. Почему хорошо?
Дети: Он не ядовитый?
Учитель: Мне не надо бежать за врачом. От страха отец и дочь побледнели лицом. Пойдем домой, я накормлю тебя борщом. А потом ты займешься любимым делом. Будешь рисовать карандашом.
– Прочитайте существительные.
-Что заметили?
Дети: Эти существительные стоят в форме творительного падежа. Под ударением пишется О.
Учитель: Запишите в тетради и на доске
Под ударением творительного падежа.
Ужом
Врачом
Лицом
Борщом
Карандашом.
Учитель: В тот момент, когда отец Ударение ругал принцессу О, принцесса Е испугалась, убежала и спряталась. Король нашёл её и стал спокойным голосом говорить:
– “Доченька будь умницей.
С плачем принцесса спустилась вниз.
Я угощу тебя грушей.
Отец и дочь скрылись за рощей”.
Через некоторое время они были дома.
Ну вот мы и под крышей нашего дворца.
– Прочитайте слова.
– Что заметили?
Учитель: Запишите их в тетрадь.
Без ударения творительного падежа.
Умницей
Плачем
Грушей
Рощей
Крышей
– Прочитайте орфографически существительных двух столбиков.
Дети читают.
– Какой вывод можно сделать?
Дети: Хором. Под ударением – О.
Без ударения – Е.
Чтение стихотворения хором!!!!
VIII
. Закрепление нового материала.Учитель: После переживаний король Ударение и две его доченьки отправились в цирк. Вы туда тоже принимаетесь. Нужно вставить гласные о или е после шипящих и ц. – Самостоятельно.
IX
. Работа с фразеологическими оборотами.Объяснить, как понимают.
X
. Итог урока.Что изучали на уроке? Что узнали?
ОЦЕНКИ!
Домашнее задание. Попробуйте сочинить сказку о гласные о и е после шипящих и ц в окончании существительных.