Урок русского языка по теме "Правописание О, Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц"

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями


Цели:

  • создать на уроке ситуацию, помогающую открыть причины написания о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц;

  • развивать орфографическую зоркость, умение строить предложения, высказывания;

  • учить замечать непонятные слова;

  • выявить степень первичного усвоения написания предложенных орфограмм.

Оборудование:

Листы с текстом стихотворения С. Островского “Сказки”, текст “В цирке”, рисунки и карточки; разрезанные  полоски с пословицей; рисунки с текстом фразеологических  оборотов.

Оформление доски: Все картинки крепятся на магниты обратной стороной; текст к упражнению “требуется наблюдательность!”   написан без выделения орфограмм.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в страну Имени существительного и узнаем о том, когда в окончании существительных после шипящих и ц пишется гласная о, а когда – гласная е.

III. Речевые упражнения.

Учитель: Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на многих языках, но у всех языков главная задача – помогать людям понимать друг друга, выражать мысли при общении. Не всегда легко выразить свою мысль ясно и точно. Этому надо учиться. Поэтому не ленитесь думать, отвечать, рассуждать, доказывать.

У вас на столе лежит стихотворение Сергея Островского “сказки”. Прочитайте его про себя и подготовьтесь к чтению вслух.

Дети читают стихотворение.

Учитель: Как вы думаете, почему “сказки надо рассказывать ярко”?

Дети: – Чтобы тебя внимательно слушали.

– Чтобы слушателям было интересно.

Учитель: Что для этого нужно?

Дети: – Нужно говорить ясно, понятно.

– Использовать логические ударения.

– Играть голосом.

– Перед вами террариум. Кто обитает в террариуме?

-Давайте посмотрим по каким, законам “живут” шипящие и ц в имени существительном.

Плакат “Требуется наблюдательность!”

– Чистописание.

Жшщ, жшщ
Чщ,чщ

На доске:

Чудак, молчание, щурёнок.
Ошибка, пассажир, дюжина.
Мышь, вещь, дрожь, речь.
Много задач, крыш, луж.

– По цепочке читаем слово и называем орфограмму.

Учитель: Как вы понимаете выражение “сказки надо рассказывать с толком”?

Дети: – Сначала нужно подумать о том, сто сказать.

– Надо точно передавать содержание и основную мысль.

Учитель: Что для этого нужно?

Дети: – Точно употреблять слова, знать их значение.

– Иметь богатый словарный запас.

– Надо, чтобы в речи было мало повторов.

Учитель: Что значит “околдовывать речью цветной”?

Дети: – Речь должна быть богатой и разнообразной.

– Нужно уметь употреблять синонимы, антонимы, прилагательные.

IV. Повторение правил грамматики.

Учитель: Прочитайте стихотворение ещё раз. Понаблюдайте за изменением слова сказка.

Дети склоняют слово сказка в тетради и на доске.

(После проверки повесить плакат).

И.п. сказывалась что?
Р.п. герои чего?
Д.п. добывали к чему?
В.п. слушали что?
Т.п. интересовались чем?
П.п. размышляли о чём?

– Почему изменяется окончание в слове сказка?

Дети: – Слова изменяются по вопросам падежей.

– Всего в русском языке 6 падежей. Каждый падеж имеет своё название и вопрос.

V. Работа с деформированным текстом.

Учитель: Нас сегодня интересует правописание падежных окончаний только одного падежа. Его форма в предложении встречается несколько раз. Возьмите в руки полоски со словами, составьте из них предложение.

Дети составляют.

Не спеши языком, торопись делом.

Дети: Существительное языком, делом стоят в форме творительного падежа.

Учитель: Да, в сказках всегда что-то твориться, происходит невероятное. Давайте узнаем, какие проблемы встретятся на уроке и попытаемся их решить.

VI. Повторение.

Учитель: Для этого мы сейчас отправляемся в страну Воспоминаний.

(Картинка террариум).

VII. Тема урока.

Учитель: Страна Воспоминаний не вызвала у вас трудностей. Но их в русском языке много. Мы прекрасно знаем, что ударение командует безударными гласными. Это самое ошибкоопасное место в корне слова. Как поступаем в этом случае?

Дети: Если в слове гласная вызывает сомнение,

Ты ее немедленно ставь под ударение.

Учитель: Под ударение мало кто допускает ошибки. Наши трудности начинаются тогда, когда гласная в корне или в окончании существительного оказывается в слабой позиции – без ударения. Вот появились герои нашей сказки – король Ударение и его две дочки – принцесса О и принцесса Е.

КАРТИНКА.

– Назовите других его дочек.

Учитель: Король Ударение старается держать своих дочерей в строгости, но они иногда выходят из –под контроля. Могут быть ударными, а могут быть безударными. Сегодня две его дочки с вами отправились в террариум имен существительных.

НАЗОВИТЕ ОБИТАТЕЛЕЙ. (ежи, ужи)

Дети: – Твердые шипящие – ж, ш.

– Мягкие шипящие – ч, щ.

– Твердый, глухой согласные, ц.

Учитель: Многие обитатели террариума свернувшись колечком дремали. На какую букву они похожи?

Дети: На букву О

Учитель: Радостная принцесса протянула ручку в терроризм и погладила ужа. Хорошо, что ты встретилась с ужом. Почему хорошо?

Дети: Он не ядовитый?

Учитель: Мне не надо бежать за врачом. От страха отец и дочь побледнели лицом. Пойдем домой, я накормлю тебя борщом. А потом ты займешься любимым делом. Будешь рисовать карандашом.

– Прочитайте существительные.

-Что заметили?

Дети: Эти существительные стоят в форме творительного падежа. Под ударением пишется О.

Учитель: Запишите в тетради и на доске

Под ударением творительного падежа.

Ужом
Врачом
Лицом
Борщом
Карандашом.

Учитель: В тот момент, когда отец Ударение ругал принцессу О, принцесса Е испугалась, убежала и спряталась. Король нашёл её и стал спокойным голосом говорить:

“Доченька будь умницей.
С плачем принцесса спустилась вниз.
Я угощу тебя грушей.
Отец и дочь скрылись за рощей”.

Через некоторое время они были дома.

Ну вот мы и под крышей нашего дворца.

– Прочитайте слова.

– Что заметили?

Учитель: Запишите их в тетрадь.

Без ударения творительного падежа.

Умницей
Плачем
Грушей
Рощей
Крышей

– Прочитайте орфографически существительных двух столбиков.

Дети читают.

– Какой вывод можно сделать?

Дети: Хором. Под ударением – О.

Без ударения – Е.

Чтение стихотворения хором!!!!

VIII. Закрепление нового материала.

Учитель: После переживаний король Ударение и две его доченьки отправились в цирк. Вы туда тоже принимаетесь. Нужно вставить гласные о или е после шипящих и ц. – Самостоятельно.

IX. Работа с фразеологическими оборотами.

Объяснить, как понимают.

X. Итог урока.

Что изучали на уроке? Что узнали?

ОЦЕНКИ!

Домашнее задание. Попробуйте сочинить сказку о гласные о и е после шипящих и ц в окончании существительных.

Приложения