Цели:
- продолжить работу над формированием умений у учащихся составлять словесные зарисовки;
- развивать умение точно употреблять в речи слова;
- развивать орфографическую зоркость;
- закреплять навыки работы с различными словарями;
- формировать умение иллюстрировать свое настроение, вызванное картинами природы.
- воспитывать любовь к родной природе, привлечь внимание учащихся к красоте зимних явлений.
- систематизировать и обогащать знания детей о связях между объектами живой и неживой природы;
- расширять знания учащихся о живой природе, ее представителях, особенностях их жизнедеятельности;
- развивать внимание, память, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
- формировать коммуникативные компетенции;
- воспитывать бережное отношение к природе, пробуждать интерес к родному слову.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор, экран.
- “Толковый словарь” С.И.Ожегова,
- “Толковый словарь” В.И.Даля
Материалы:
- Презентация “В гости к зиме”.
- Иллюстрации с изображением следов животных.
- Фотографии по теме урока.
- Музыкальный фрагмент из произведения П.И.Чайковского Времена года: “Декабрь”, вальс из балета “Лебединое озеро”.
- Слова-опоры, картины с изображением зимы, портрет П. И. Чайковского.
Ход урока
1. Оргмомент.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы все вместе отправимся в гости к…
- А, чтобы узнать к кому, я предлагаю вам разгадать ребус.
Слайд 1
- Итак, мы отправляемся в гости к зиме.
Слайд 2-3
- А кто из вас любит зиму? А за что вы её любите? (Ответы детей)
- Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А все это потому, что природа зимой особенная, она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью, зима – это не только очень красивое время года, а ещё и волшебное.
Великий композитор Пётр Ильич Чайковский создал альбом “Времена года”. Сейчас я предлагаю вам послушать пьесу “ Декабрь” из него и совершить мысленное путешествие по зимнему лесу, любуясь и наслаждаясь его красотой.
(Пётр Ильич Чайковский, альбом “Времена года”, пьеса “Декабрь”)
Слайды 4-15
Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали музыку и любовались чудесными зимними пейзажами? (Ответы детей)
2. Минутка чистописания
Слайд 16
- Зимой обычно стоят морозы и метут метели.
- Что такое метель? (Ответы детей)
- Назовите близкие по значению к слову метель слова. (Вьюга, буран)
- А вот какое объяснение этому слову дается в толковых словарях.
Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой
МЕТЕЛЬ. Сильный ветер со снегом, вьюга. Метет, завывает. Поднялась м. II прил. метельный, -ая, -ое.
Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова
МЕТЕЛЬ метели, ж. Сильный, переменного направления ветер со снегом, снежный вихрь, вьюга. Поднялась метель.
Современный толковый словарь
МЕТЕЛЬ, перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Различают поземок, низовую и общую метель. При поземке и низовой метели происходит перераспределение ранее выпавшего снега, при общей метели наряду с перераспределением - выпадение снега из облаков.
- Метель то стелется по земле позёмкой, то взмывает вверх снежной пылью.
Так и мы в написании букв должны соблюдать высоту такого элемента, как “петля”.
- Посмотрите на свои записи и догадайтесь, какое слово и словосочетание спрятались там. (Зима, зимние месяцы)
3. Словарная работа. Составление словарика на тему “Зима”.
Назовите по порядку зимние месяцы.
- А знаете ли вы приметы каждого из этих месяцев?
- Сейчас я предлагаю вам отгадать загадки про них. И записать слова-отгадки.
Слайды 17-19
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем новый год. (Декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду- упадёт,
Не вода уже, а лёд.
Солнце повернуло к лету.
Что скажи за месяц это? (Январь)
По ночам мороз силён.
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль)
- Спишите в тетрадь поговорки о зимних месяцах, объясните написание пропущенных букв.
Д . кабрь го. к . нчает, зиму начинает.
Январь – году нач. ло, з. ме середина.
В.юги да метели под ф. враль прил. тели.
Работа с этимологическим словарём
- А хотите узнать, как зимние месяцы назывались раньше и откуда пришли их названия?
- Тогда откройте свои этимологические словари и найдите словарные статьи про эти месяцы.
1 ряд - декабрь
2 ряд - январь
3 ряд - февраль
(Ответы детей)
- Какие ещё зимние слова с непроверяемыми гласными вы вспомнили? (Хоккей, коньки, мороз, варежки, мороз)
Запишите их в тетрадь.
- Как вы думаете, когда наступает зима?
- По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.
А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.
4. Работа с учебником окружающего мира.
Чтение учащимися текста “Неживая природа зимой”
Беседа по прочитанному.
5. Работа в тетради по русскому языку. (Продолжение словаря зимних слов)
Разгадайте кроссворд.
Слайды 20-37
По горизонтали:
2. Обильное выпадение снега называют…
4. Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года.
6. Пушистая снежная бахрома на деревьях и проводах.
8. Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
По вертикали:
1. Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка изо льда. Это явление называется…
3. Шуба бела - весь свет одела.
5. О чём эта пословица: “Сам бежит, а стоять не велит”?
7. Снегопад при сильном ветре называется…
Ответы:
По горизонтали: 2 .Снегопад. 4. Оттепель. 6. Изморозь. 8. Зима.
По вертикали: 1. Гололедица. 3. Снег. 5. Мороз. 7. Метель.
- Без чего не бывает зимы? (Без снега)
- Подберите эпитеты к слову снег. (Тихий, пушистый, игривый, сыпучий, мохнатый, искрящийся, изящный, серебристый)
Слайды 38-39
Знакомство с новым словарным словом: ИНЕЙ.
- Отгадайте загадку.
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)
Слайд 40-41
- Подберите к существительным подходящие по смыслу глаголы.
Снег бодрит.
Позёмка сверкает.
Мороз бежит.
Вьюга воет.
- Прочитайте получившиеся предложения.
Снег сверкает.
Позёмка бежит.
Мороз бодрит.
Вьюга воет.
- Какие это предложения? (Нераспространенные)
- Составьте и запишите одно распространенное предложение, используя любое из этих предложений.
- Прочитайте свои предложения.
Физкультминутка “Снежинки”
Слайд 42
- Ребята, что-то холодно стало и у нас. Давайте-ка, чтобы не замёрзнуть, превратимся в снежинки, немного разомнёмся и пофантазируем. (Звучит вальс из балета П.И.Чайковского “Лебединое озеро”)
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок -
Получается снежок.
Мы деревья побелили -
Крышу пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи замели.
- Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.
Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и, наконец, становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю. И тогда мы говорим, что идёт снег.
Послушайте рассказ Н.Надеждиной “Снежные слова” и выпишите из него снежные слова.
Если снежинки слипаются на лету, мы говорим “хлопья”.
Если твёрдые, белые шарики больно секут щёки и лоб, мы говорим “крупка”.
Свежий, только-только запорошивший землю, самый чистый и самый милый охотнику снег зовётся “пороша”. Как и он сам, все следы на нём свежие. Нет лучше охоты, чем на пороше!
Снег лёг на землю, но это не значит, что он до весны успокоился. Подул ветер, и снег зашевелился, ожил. Иной раз идёшь по улице, а у ног белые вспышки. Можно подумать, что ветер нанялся в дворники: снег, выметаемый ветром, струится, течёт по земле. Это низовая метель-позёмка.
Если же ветер кружит, вьёт в воздухе снег- это вьюга.
Ну, а в степи, где ветру нет удержу, может разыграться и настоящая снежная буря-буран. Крикнешь и голоса не услышишь, в трёх шагах ничего не видно.
- Рассмотрите снежинки на слайдах и запишите прилагательные, которые подчеркнут красоту снежинки.
Слайды 43-48
- На что похожи снежинки?
- Да, они похожи на маленькие звёздочки. Они белые, тонкие, красивые.
У всех снежинок, ребята, по 6 лучей.
- Подберите прилагательные, которые подчеркнут красоту снежинок. (Ответы детей (слова на карточках) белая, тонкая, красивая, нежная, мягкая фиксируются на доске)
Добавляются новые слова (учитель): серебристая, хрустальная, ажурная.
- Составьте и запишите предложения с помощью данных прилагательных.
- Какие глаголы наиболее точно характеризуют действия снежинок? (Кружатся, падают, танцуют, вальсируют, ложатся)
Слайд 49
- Подберите и запишите однокоренные слова к слову снег. (Снежный, снежинка, снегоход, снежок, Снегурочка, снегирь, снегопад, снеговик)
6. Работа с учебником окружающего мира.
1) Зимняя жизнь растений.
Слайды 50-51
Мы попали в зимний лес,
Полный сказок и чудес.
- А какие зимой в лесу деревья?
- Да, в лесу деревья стали голыми, без листочков, чтобы не замёрзнуть, они надели белые шубы, зимние наряды.
- На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы)
- Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные)
Слайд 52
- Сравните лиственные и хвойные деревья. Сделайте вывод о том, как они зимуют.
Слайд 53-54
- Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды.
Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями.
- Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница.
Слайд 55-56