“Ум - это не сосуд, который нужно
наполнить,
а факел, который необходимо зажечь”
Плутарх
Формированию мотивации учения способствует высокая познавательная активность школьника, которая может развиваться только в эмоционально благоприятной обстановке, в атмосфере творческого сотрудничества, на основе постоянной стимуляции инициативы.
Активная самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед человеком возникает проблема, вопрос. Л.Н. Толстой писал: “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти”.
Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Для современной школы эта проблема в настоящее время остаётся актуальной. С каждым годом на фоне обострения социальных проблем остро встаёт вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности: отсутствие желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний.
Несмотря на большую работу, которая ведётся в образовательных учреждениях по формированию мотивации у младших школьников, учителя с тревогой обращают внимание на “мотивационный вакуум”.
Социальные условия быта и среда микрорайона школы, где я работаю, наложили своеобразный отпечаток на отношения к обучению среди учащихся. Этими условиями являются отсутствие дошкольного садовского воспитания, низкий уровень образования родителей, неблагополучные социально-бытовые условия жизни. Такие условия не способствуют стремлению детей к интеллектуальным познаниям.
Наблюдения в моей практике показывают, что
- из числа поступивших в 1 класс детей уже 38% испытывают страх или нежелание учиться.
- после первого месяца обучения ещё 15% теряют интерес к школе по различным причинам (изменение режима сна и бодрствования, увеличение нагрузки, отношения среди сверстников, трудности выполнения отдельных учебных заданий и другие)
- в конце первого года обучения в моём классе таких ребят было 2–9%
Такие наблюдения явились основанием для сосредоточения моего внимания к проблеме и поиску способов её решения. Сегодня я глубоко убеждена, что формирование учебной мотивации – одна из составляющих успехов в учебно-воспитательном процессе, и потому заслуживает пристального внимания.
Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. На каждом уроке учитель имеет возможность влиять на мотивацию ученика. Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения. Эта технология включает в себя не только создание особой учебной программы, но и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке. По сути, всю работу учителя по формированию мотивации достижения можно свести к следующим моментам:
- Ориентация на реалистический уровень притязаний;
- Развитие чувства ответственности (поиск причин происходящего в себе);
- Поддержка уверенности ученика в своих силах через формирование позитивной самооценки.
Развитие человека происходит, как утверждает психология, только тогда, когда он сам выбирает жизненные задачи из зоны ближайшего развития. Следовательно, если в педагогическом процессе нам удаётся создать условия веры ребёнка в себя, свои силы, то будет обеспечен рост успеха, то есть рост притязаний в соответствии с ростом возможностей. Переживаемый ребёнком успех становится началом и основой его саморазвития. Ориентация на успех, потребность в успехе рассматривается многими исследователями как устремлённость в будущее. Ребёнку необходимо помочь увидеть связь между его усилиями и результатами труда.
Современное содержание учебных программ направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности. И чтобы интеллектуально развить, привить культуру обучения, научить самостоятельному творчеству, необходимо:
- изучать и знать каждого ребёнка своего класса во всех аспектах, повышая его самооценку;
- создавать ситуацию успеха в учебной деятельности, в самостоятельном творчестве, в развитии коммуникативных отношений;
- создавать благоприятные условия в классном коллективе для самореализации возможностей каждого.
Учебная мотивация — необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала.
“Найди лишнее число в каждом ряду”,
“Зачеркни его”,
“Оставшиеся числа расставь в порядке возрастания”,
“Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово”,
“Запиши его”.
Развить в каждом ребёнке любознательность, стремление к познанию, которые заложены в каждом человеке, помогают мне интеллектуальные игры. Одна из таких игр – кроссворд. Вот особенно ценное мнение о пользе кроссворда (с ним я познакомила учащихся), его высказал врач- психиатр: “Считаю кроссворды очень полезной “гимнастикой ума”. По моим наблюдениям, у них веские преимущества перед различными настольными играми, включая шахматы. Во- первых, тут нет информативной монотонности, присущей этим играм. Ведь обычные кроссворды с каждым определением переключают деятельность нашего мозга из одной сферы познания в другую. Во- вторых, момент разгадки зачастую сопровождается реакциями типа “ эврика!”, поэтому очень стойко наша память фиксирует новую информацию, что немаловажно. Не менее полезно и составлять кроссворды. Несмотря на то, что при этом приходится просматривать массу литературы, мозг, как не парадоксально, отдыхает, пополняя и обогащая свой отдел “ информации”.
Учитывая преимущества этой интеллектуальной игры перед всеми остальными, на своих уроках очень часто использую данный игровой метод. Так на уроках русского языка по каждой орфографической теме я использую кроссворды, которые подбираю к данной теме или предлагаю детям в качестве дополнительного домашнего задания для желающих. Ребятам нравится такая работа, и они с большим увлечением её выполняют. Для кроссвордов используем слова, которые ученики должны уметь писать правильно, так как соответствующие орфограммы им известны. Заполняя кроссворды, дети закрепляют полученные знания в необычной форме, что, несомненно, оживит работу памяти. Кроме того, дети узнают правильное толкование слов, что очень важно, так как без понимания смысла слов невозможно ясно излагать свои мысли. Понимая значимость кроссворда в воспитании познавательных интересов учащихся, во внеурочное время знакомлю с историей возникновения этой интересной и полезной интеллектуальной игры, с правилами решения и методикой составления кроссвордов. На примере моих детей я вижу, что кроссворд, который делает наш досуг радостным и интересным. Расширяет кругозор, тренирует память, оттачивает сообразительность, учит настойчивости, умению работать со справочной литературой, способствует активизации общения - становится любимой игрой детей и их родителей.
Не меньшую радость у ребят вызывает использование на уроках и во внеурочное время ребусов – головоломок, требующих для разгадки сообразительности, фантазии, чёткой работы мысли. Использование ребусов повышает активность ребят, способствует увеличению их словарного запаса, развитию орфографической зоркости. Главное – включить ребят в интересный процесс познания! В игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве.
В данный момент я провожу наблюдение за уровнем самостоятельности по двум учебным предметам - русскому языку и математике. Цель заключается в том, чтобы проверить навык самостоятельной работы каждого ученика. Дети по данным предметам получают отметки только за самостоятельную работу. Учащиеся чувствуют ответственность, стремятся как можно лучше справиться с заданием, а для этого им приходится быть на уроках более внимательными и активными. Есть мотив, созданы условия, и, как следствие, появляется результат.
Для создания активной работы на уроке мне помогает групповая форма работы. Ребята с восторгом принимают такую форму общения.
Как и в любом деле есть ведомые и ведущие участники, но исследования учёных доказали, что такая форма работы позволяет ребёнку научить одноклассника порою более успешно, чем учителю. Поэтому часто ведомые становятся ведущими, что предаёт ученикам уверенности.
Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Основными приемами, стимулирующими у учащихся познавательной активности, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках.
Постоянно использую в своей практике приём положительного подкрепления и вселяю в своих учеников веру в его будущие успехи. Стараюсь быть как можно более осторожной в своих оценках, ведь правильнее оценить не человека, а его деятельность и отношение ребёнка к ней.
Что я предпринимаю для повышения самооценки детей своего класса?
Нахожу то яркое зерно, то личностное качество в каждом, которое может послужить примером для других: кто-то замечательно рисует, поёт, лучше других читает стихи, решает задачи, отлично пересказывает тексты, у кого-то способности к языку, а кто-то просто надёжный человек, добрый, отзывчивый, внимательный к своим родным и одноклассникам.
Очень важно об этих хороших качествах никогда не забывать! Удачный ответ, правильно выполненное задание, интересный поиск решения задачи, удачно сформулированный вывод по теме урока - всё должно быть замечено и словесно оценено. Ребёнок должен видеть в учителе внимательного слушателя и помощника во всех его делах. Не скуплюсь на похвалу! Придерживаюсь мнения, что у ребёнка начальной школы самооценка должна быть высокой. Это придаст ему уверенности в себе, подвигнет к творчеству, раскрепостит.
Для создания ситуации успеха провожу постоянное повышение мотивации к обучению. Каким образом?
Стремления к успешной учёбе – основная направленность и задача моих ребят. Дети моего класса сами вывели формулу успешности в жизни: будешь хорошо учиться - окончишь школу успешно, поступишь в престижное учебное заведение, получишь хорошую высокооплачиваемую профессию, станешь успешным человеком. Без хорошей учёбы не будет ни хорошей профессии, ни жизненных достижений. С позиции сегодняшнего дня эти ценности весомы, так как человек всегда стремится быть прежде всего успешным в жизни. Я же ещё стараюсь подвести их к формуле, что учиться – это интересно и значимо. С человеком эрудированным, начитанным, знающим - интересно, ему легко расширять круг знакомства, а значит, легко социально адаптироваться. Поэтому я делаю всё, чтобы интерес к учёбе не пропал.
Делаем прогноз успешности каждого. Для этого каждый ученик составляет свой личный прогноз на четверть по всем предметам (тот балл, который он хочет и может получить). Исходя из индивидуальных прогнозов, на классном собрании обсуждается и принимается прогноз по классу. Сначала многие ребята прогнозировали свои результаты явно завышенные, в результате чего не вполне реальным получился и прогноз по классу. Но уже в следующей четверти от детей поступило предложение об установлении каждым более реальных прогнозов. Дети знают все свои отметки в журнале, отслеживают текущий результат. Большую помощь оказывают библиотекари класса и командир. Они контролируют выставление отметок в дневники и фиксируют ознакомление родителей с учебными успехами детей.
В третьем классе увеличивается объём самостоятельной деятельности учащихся, тем самым развиваются навыки контроля и самоконтроля. В результате многократно изменяющейся ум ребёнка становится острее, а сам он – находчивее и сообразительнее.
Для создания ситуации успеха мне помогают информационные технологии. Используем их на уроках математики, русского языка, окружающего мира. Успешно и эффективно проходит словарный диктант на компьютере. И хотя я понимаю, что ребёнок может использовать подсказку компьютера, но допускаю подобное, так как и взрослый человек во время набора текста часто прибегает к помощи компьютера. Ребята любят выполнять такую работу, потому что предвидят успех. Нечасто, но такую самостоятельную деятельность учащихся я практикую. И в результате, дети стали писать грамотнее. Так в слове “компот” часто допускали ошибки, но после помощи компьютера ошибка больше не повторяется. п чем учител.рою более успешно, чем учител.но исследования учёных доказали, что такая форма работы позволяет ребёнку научи
На уроках математики учимся решать задачи, строя в компьютере схемы, таблицы для нахождения хода решения задач. Даже отработку навыка сложения и вычитания пятизначных и шестизначных чисел проводим на компьютере. Детям нравится познавать возможности компьютерной техники, они с огромным удовольствием делают свои открытия. Даже то, что в машине не остаётся помарок, перечёркнутых неверно выполненных действий над выражениями, доставляет детям восторг и радость от собственного успеха.
На уроках окружающего мира мы используем презентации по предмету. Сама их составляю, привлекаю в помощь учащихся. Удобно проводить тест на компьютере. Детям такая работа нравится.
На уроках литературного чтения часто провожу конкурс чтецов. Для этого выбираем жюри, определяем количество допустимых баллов. Члены жюри (пять человек) садятся перед классом, держа карточки с баллами. Класс внимательно слушает выступающего чтеца, следят за оцениванием жюри. Каждый стремится получить максимальное количество баллов. Был случай, когда Вика Дьячкова так готовилась к конкурсу, что предложила карточки с баллами для своих родителей. Читала им несколько раз, считала заработанные баллы. И в классе на конкурсе прочитала на максимальное количество баллов (25).
Состояние успеха постоянно отслеживаю – провожу рефлексию. После выполнения самостоятельной работы, а порою и во время проведения итога урока, прошу детей на полях нарисовать один из предметов: солнышко, тучку, дождик. Исходя из детских рисунков, я делаю вывод о необходимой индивидуальной работе с отдельными учащимися.
Как я создаю благоприятные условия в классном коллективе для самореализации возможностей каждого учащегося?
Чтобы создать такие условия, вначале необходимо выстроить отношения между детьми. Ведь в младшем школьном возрасте отношения строятся не на учебных успехах, а на личностных. Необходимо выделить в каждом такую способность, как самосознание и определить к ней своё отношение. Мы знаем, что самосознание лежит в основе самооценки, так как на определённой ступени развития самосознание становится самооценкой. То есть я воспитываю в каждом положительное отношение к самому себе. Дети верят в свои силы и возможности, без опаски берутся за новое дело. Многие ребята занимаются в спортивных секциях и спортивных клубах, выезжают на областные соревнования. Таня Попкова имеет 6 медалей за победы (4 первых и два вторых места), Саша Бровкин – одна медаль за 2 место в рукопашном бое, Скареднов Игорь - одна медаль за второе место в беге на100 метров, Наприенко Вадим – одна медаль за второе место в рукопашном бое. Постоянно посещают спортивный клуб, успешно тренируясь, хотя ещё не имеют столь высоких наград Слетков Ваня, Климов Дима, Девятов Алёша, Юдичев Саша. Девять человек из нашего класса посещают художественную школу, восемь человек посещают вокальный кружок, пятеро – Дом творчества, двое – танцевальный (районный) кружок, 10 – школьный танцевальный, весь класс посещает театральный кружок школы. Все желают играть в спектаклях, готовят костюмы, быстро учат роли и устраивают кастинг для определения состава играющих в спектакле. Такую активность моих детей можно объяснить только тем, что они целеустремлённы, уверены в своих силах и в своих возможностях. В каждом их устремлении я поддерживаю, подбадриваю и внушаю веру.
Считаю, что педагог никогда не может быть равнодушным. Мы должны каждого своего воспитанника понять, принять и помочь ему в становлении личности.
Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к учению в целом.
Благодаря проделанной работе имею высокие результаты в учебно-воспитательной деятельности.
Результаты качественного усвоения предмета при 100% успеваемости:
Учебный год | Чтение | Математика | Русский язык | Окружающий мир |
2006-2007 | 85 % | 80 % | 82 % | 96 % |
2007-2008 | 85 % | 80,3 % | 82,8 % | 96,1 % |
2008-2009 I полугодие |
85,3 % | 86 % | 83,2 % | 96,3 % |